В октябре в Иннополисе (Татарстан) состоялся всероссийский форум DIF 2016, собравший сотни ИТ-специалистов из десятков городов нашей страны (о некоторых особенностях этого форума см. www.novostiitkanala.ru и www.pcweek.ru).
Один из участников DIF 2016 — заместитель премьер-министра Республики Татарстан, министр информатизации и связи Роман Александрович Шайхутдинов, который во время конференции OCS ответил на вопросы CRN/RE. Мы беседовали в здании технопарка «Иннополис», резидентами которого к сегодняшнему дню стали уже 59 компаний.
CRN/RE: Как вы оцениваете DIF 2016?
Роман Шайхутдинов: Мы всячески поддерживаем это мероприятие и распространяем информацию о нем по всем доступным нам каналам. В этом году DIF’у исполнилось пять лет, Форум 2016 проходит в новом городе Иннополис второй год подряд. Я принимаю участие в его работе не в первый раз, как в дискуссионной части, так и в круглых столах.
Также хочу отметить компании, выставившие в экспозоне интересные решения и технологические новинки. Кроме того, здесь есть прекрасная возможность пообщаться с коллегами, с представителями интеграторов и вендоров, обсудить, как их предложения можно применять и использовать для решения наших задач.
Если вы посмотрите на расписание мероприятий, которые проводятся в Иннополисе, то поймете, что мы всячески стараемся сделать так, чтобы в городе проходили всё более масштабные события. Это дает хороший эффект как для города, так и для их участников. Сегодня многие хотят посетить Иннополис, посмотреть, что мы там делаем, в какую сторону движемся. Но не могут найти времени, все люди занятые. А крупные форумы дают такую возможность, помогают убить сразу двух зайцев, как говорится, — осмотреть город и встретиться с коллегами.
CRN/RE: В своей речи на форуме DIF 2016 вы, рассказывая об успехах республики в подготовке ИТ-кадров и создании условий для ведения различных ИТ-бизнесов, отметили, что по уровню оказания госуслуг Татарстан занимает первое место среди всех 85 субъектов РФ. Какими государственными ИТ-проектами вы особенно гордитесь?
Р. Ш.: Действительно, в соответствии с приведённой официальной статистической информацией о мониторинге хода исполнения «майских» указов Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за 2015 г. по показателю «доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» Татарстан занял первое место с результатом 65,2%, речь идет о простоте и удобстве получения услуг в электронной форме с помощью Портала государственных и муниципальных услуг. Сегодня на портале реализованы 240 их видов, только за девять месяцев 2016 г. мы смогли удовлетворить более 56 млн. обращений граждан в электронном виде — это значит, что людям не приходилось тратить время и нервы на то, чтобы стоять в очереди, многие процессы оказания услуг становятся прозрачнее, снижается уровень коррупции. Показывают положительную динамику и социально-экономические показатели портала. За тот период, о котором я говорил выше, сумма оплат через портал уже преодолела отметку в 7,3 млрд. руб.
Много функций, которыми мы можем гордиться по праву, реализованы в системе «Открытый Татарстан». К примеру, «Народный инспектор» — это такое приложение, которое достаточно установить на мобильное устройство и с его помощью отправлять фото и видео с нарушениями правил дорожного движения. По этому приложению уже достигнут показатель, превышающий 67 тыс. скачиваний, поступило свыше 84 тыс. заявок.
Опять же нельзя не сказать про «Народный контроль». Система работает по схожей с описанной выше схеме — надо просто оставить в одной из категорий фотографию и описание проблемы, чтобы соответствующее ведомство получило сигнал к работе. Так удается уследить за тем, что иногда ускользает от глаз проверяющих.
Если говорить о прикладных решениях, то это, к примеру, электронный документооборот. Мы создали систему, в которой работают все государственные и муниципальные служащие, она помогает избавиться от бумажной волокиты в ведомствах, сократить время на согласование документов, улучшить межведомственное взаимодействие.
CRN/RE: Сейчас много говорят (см., например, www.novostiitkanala.ru) о недавнем решении Департамента информационных технологий Москвы (ДИТ) потратить 40 млн. руб. на перевод 6 тыс. человек (в первую очередь из числа сотрудников ДИТ, других подразделений правительства Москвы, а также ряда подведомственных структур) с сервера электронной почты Microsoft Exchange на «Мой офис Почту». Пожалуй, это самый крупный пилотный проект в новейшей истории импортозамещения. Если он окажется успешным, то предполагается, что уже в 2018 г. «Мой офис Почта» будет обслуживать всех московских муниципальных служащих — около 600 тыс. человек. А какими успехами в области импортозамещения ПО может похвастаться Татарстан?
Р. Ш.: Мы, безусловно, работаем в этом направлении, так как и для Российский Федерации и для Республики Татарстан импортозамещение ПО — это вопрос не только престижа, но и информационной безопасности. У нас создан и утвержден План перехода на использование в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, образовательных организаций и учреждений в сфере культуры продуктов и услуг отечественных ИТ и интернет-компаний. Этот план задает направление работы.
Если говорить о конкретных успехах, то это, к примеру, перевод ключевых государственных информационных систем, в которых использовались программные продукты компании Oracle, на свободное программное обеспечение Postgre. Есть у нас и успехи, признанные на федеральном уровне. Так, государственная информационная система ЗАГС Республики Татарстан использовала в своей работе базу данных на Oracle, которую мы смогли функционально заменить на свободное программное обеспечение PostgreSQL. Система ЗАГС признана лучшим проектом импортозамещения на прошедшем в мае в Уфе всероссийском конкурсе проектов региональной информатизации ПРОФ IT 2016.
CRN/RE: Бытует мнение, что в целом по стране интерес школьников к ИТ-специальностям снижается. Как обстоят дела на этот счет в Татарстане?
Р. Ш.: Чтобы развеять это утверждение достаточно просто прийти на олимпиаду по информатике или на хакатон в любом крупном российском городе — сразу станет ясно, что в это движение втягивается всё больше школьников, так что такое утверждение я считаю неправомерным.
Если говорить конкретно о Татарстане, то здесь мы, скорее, наблюдаем всплеск интереса к ИТ-специальностям. Здесь нужно понимать, что в республике много внимания уделяется популяризации этого направления, мы стараемся показать, что ребята действительно смогут найти свой путь в жизни, если заинтересуются программированием и робототехникой.
Долгое время именно школьники вносили огромный вклад в популяризацию нашего Портала госуслуг — на конкурсе «ИТ-чемпион» они набирали баллы за пользование различными услугами через личные кабинеты.
Если говорить о более целенаправленном развитии работы со школами, то здесь сразу следует сказать о том, что во многих учебных заведениях открываются классы робототехники. Мы много делаем для того, чтобы вернуть интерес именно к техническому направлению обучения.
При этом развивается и дополнительное образование в области изучения информатизации, основ программирования. Здесь большой вклад вносит ИТ-парк — на его базе работает ИТ-академия — краткосрочные курсы (3–6 мес.), ребята школьного возраста изучают JAVA, PHP, C++, CQL и другие направления. С 2014 г. из стен академии вышло уже больше тысячи выпускников и интерес только растет!
В Набережных Челнах создан детский технопарк «Кванториум». Это принято за стандарт новой модели дополнительного образования в России — здесь ребята с 11 до 16 лет могут изучать много интересных предметов, в том числе робототехнику, готовить свои проекты, развиваться. Ведется тесное взаимодействие с КАМАЗом, как крупным индустриальным партнером.
Большой вклад вносит и ИТ-лицей КФУ, лагерь «Байтик». Мы видим реальную заинтересованность учителей информатики в повышении квалификации.
Совсем недавно в ИТ-парке проходило крупное событие для стартапов и в его рамках конкурс школьных ИТ-проектов. Было много интересного, ребята действительно буквально горели своими идеями — это очень приятно видеть.
Когда работа только начиналась, мы столкнулись с тем, что многие родители просто недооценивают своих детей. Когда вставал вопрос о том, чтобы поступать на факультет информатики, многие говорили что-то в духе «там же математика, ты не справишься». Так вот, мы стремимся показать престижность ИТ-специальностей, дать четкое понимание, что хотя это не самый простой путь обучения, но он ведет к получению специальности, за которой будущее. Конечно же, проблемы есть, нам есть куда расти. Мы всегда ищем новые методы вовлечения детей, развития дополнительного образования, но и то, что достигнуто сегодня — это уже солидный успех.
CRN/RE: Как меняется количество ИТ-компаний в республике?
Р. Ш.: Оно увеличивается. В том числе за счет того, что в наших технопарках (в частности, в «Иннополисе») реализуется большая программа по созданию бизнес-инкубаторов. Мы ездим по всей стране и выявляем компании, у которых есть интересные ИТ-проекты. Приглашаем их в наши технопарки. Предоставляем привлекательные условия не только в финансовом плане (льготные условия аренды помещений), но и в плане юридической и технической поддержки. Кроме того, с этими компаниями регулярно взаимодействуют коучи и представители венчурных фондов. Если проект перспективный, то эти фонды могут войти в стартап, а самому стартаперу предоставить основательное финансирование.
Сегодня резидентами ИТ-парка являются 140 компаний, в том числе стартапы. Мы целенаправленно работаем над созданием комплексной системы подготовки кадров и развития компаний. Предполагается, что на начальном этапе специалист проходит обучение в одном из учебных заведений республики, работает со своим проектом, потом попадает в бизнес-инкубатор, занимается новым делом, становится полноценным резидентом ИТ-парка, растет и отправляется в Иннополис. Это, конечно, идеальная модель, но именно к идеалам и нужно стремиться.
CRN/RE: Давайте поговорим о медицине. Сейчас встает вопрос о необходимости ведения электронных медицинских карт (ЭМК). Желательно облачных... Скоро ли у каждого жителя Татарстана будет своя облачная ЭМК?
Р. Ш.: В республике на каждого жителя заведена и ведется в единой государственной информационной системе «Электронное здравоохранение Республики Татарстан» электронная медицинская карта. Система облачная, врачи подключаются к ней под своими учетными записями и видят только своих пациентов, ведут медицинские документы — протоколы, назначения, выдают направления на обследования к узким специалистам, повторно записывают больных. Для сохранности данных система защищена системой информационной безопасности. Система эта постоянно развивается, добавляются новые модули, автоматизирующие все более сложные процессы внутри медучреждений. Есть и результаты такого внедрения — ежедневно около 20 тыс. жителей Татарстана записываются на прием к врачу в электронном виде, ведутся электронные записи, подключаются новые сервисы, происходит интеграция со смежными системами, что в конечном итоге делает все эти процессы более прозрачными и эффективными.
CRN/RE: Как вы относитесь к идее о том, чтобы запретить врачам заполнять медицинские документы (пусть даже чисто бумажные) от руки?
Р. Ш.: К идее безбумажной больницы отношусь положительно, однако как в любой задаче необходимо знать все подводные камни, к которым относятся и срок хранения медицинской информации, и наличие электронно-цифровой подписи. Законодательно есть указание хранить такие документы на бумажном носителе — пусть и заполненном не от руки, а только подписанном врачом.
Понимая сложности этой задачи, мы стараемся разбить ее на этапы и решать постепенно, так мы выдаем врачам ЭЦП для подписания протоколов, рецептов, направлений и осуществления иных юридически значимых действий.
Стараемся облегчить ввод данных, совместно с коллегами из Министерства здравоохранения продумываем более удобные формы протоколов.
Ещё одно направление, которое мы прорабатываем в настоящее время — автоматизация процессов заполнения медицинских документов с помощью систем, которые переводят речь в текст в процессе диктовки врачами протокола осмотра.
CRN/RE: Спасибо за беседу.