В течение многих лет высокий уровень инвестиций в информатизацию медицины в экономически развитых странах оставался предметом зависти для российских ИТ-компаний. В США этот сегмент рынка составляет десятки миллиардов долларов. Отечественная медицина до сих пор не выглядела привлекательным заказчиком. Однако ситуация начинает меняться. Появляются частные медицинские учреждения, заинтересованные в повышении собственной эффективности. Государственные лечебные учреждения должны предоставлять все больше статистических данных: выполнить эти требования в срок можно, лишь используя ИТ. Государственные программы, так или иначе, включают информатизацию как одно из средств повышения качества медицинского обслуживания. Все это делает медицинские учреждения потенциально интересными клиентами.
Насколько велик этот рынок? Ассоциация развития медицинских информационных технологий (АРМИТ) уже десятый год выпускает каталог «Медицинские информационные технологии». В выпуск текущего года включены 284 фирмы-разработчика и 742 продукта.
Евгений Касаткин, коммерческий директор ООО «Аксимед», компании — разработчика МИС (медицинской информационной системы) AKSI, напоминает официальные цифры. По оценкам Минздравсоцразвития, из 14 тыс. государственных ЛПУ (лечебно-профилактических учреждений) МИС имеются менее чем в 20%. В РФ действует от 12 до 16 тыс. ведомственных и частных ЛПУ, где процент автоматизации не превышает 50%. Так что фронт работ имеется. Объем рынка ИТ в здравоохранении в ближайшие три года может составить от 1 до 5 млрд. рублей, считает Касаткин, в частности в госпрограмме развития ИТ до 2020 г. на информатизацию здравоохранения ежегодно запланировано по несколько сотен миллионов рублей.
Николай Кречетов, глава филиала InterSystems в России, странах СНГ и Балтии, оценивает рынок систем для ЛПУ в России на уровне 50–70 млн. долл. и ожидает рост в десятки процентов в ближайшие два-три года, и даже больше, если начнется реализация инфраструктурных проектов.
Генеральный директор компании «Информатика Сибири» (Омск), разработчика МИС Infomed, Геннадий Кузнецов считает, что рынок оценить очень трудно. «Реально мы знаем цифры на федеральном уровне и проходящие через Министерство здравсоцразвития. Но основная масса медицинских учреждений финансируется из региональных бюджетов, и там все достаточно закрыто. Не говоря уж о том, что часть денег заложена в сметы строительных организаций (так как при строительстве и реконструкции больниц автоматизацию включают в смету», — поясняет он. Во всяком случае средства есть, а кроме того, по мнению многих поставщиков, «если главврач — хороший управленец, то деньги он найдет».
Любопытно, что сейчас эта сфера проходит этап, похожий на те, что в свое время переживали рынок бухгалтерских, затем учетных и ERP-систем, средств автоматизации складов, отчасти — рынок СЭД. Функциональность МИС и назначение различны: от систем сбора статистических данных ЛПУ для регуляторов до автоматизации обработки анализов в лабораториях. Но во всех этих сегментах пока не выделился явный лидер. На эту роль везде несколько претендентов, и никто еще не вырвался вперед. Поставщики западных МИС уже действуют на российском рынке, но пока сдержанно. Что касается партнерских сетей по продуктам для автоматизации здравоохранения, то они только складываются.
Реальность
Некоторое представление о происходящем в отрасли дают уже предпринятые шаги и реализованные проекты. Весной прошлого года группа РАМЭК вывела на рынок здравоохранения новый продукт — ПАК RAMED. «Программно-аппаратный комплекс поставляется в ЛПУ „под ключ“ и включает в себя оптимизированные под задачи конкретного заказчика персональные компьютеры RAMEC, набор системного и прикладного ПО, заранее настроенное и подготовленное автоматизированное рабочее место, что позволяет снизить стоимость за счет комплексности поставки», — рассказывает Игорь Егоренко, директор департамента региональных продаж группы. Попытки предложить здравоохранению программно-аппаратные комплексы делались и раньше, например в 2006 г. с такой инициативой выступил «Аквариус», аргументы «за» были точно такие же. Поставки этих программно-аппаратных комплексов продолжаются.
По словам Евгения Чечеткина, технического директора ГК «Аквариус», в 2009 г. на базе комплексного решения AquaMed был выполнен проект автоматизации республиканского высокотехнологичного медицинского центра в Татарстане — МУЗ «Городская поликлиника № 4» (Набережные Челны). Он был реализован технологическим альянсом компаний «Аквариус», «Пост Модерн Текнолоджи» и казанской ТИССА. Выбор этого медицинского учреждения для пилотного проекта был обусловлен высоким уровнем подготовленности ЛПУ к автоматизации: в поликлинике имелось достаточное количество современной вычислительной техники, готовая ИТ-инфраструктура (локальная вычислительная сеть, телефонная станция и т. д.) плюс активная позиция руководства.
Кроме того, в 2009 г. компания «Центр финансовых услуг», авторизованный партнер компании «Аквариус» по решениям для здравоохранения, завершила начатый в октябре 2008 г. первый этап автоматизации клиники «Миленарис» (Иваново) на основе AquaMed. На первом этапе проекта производилась установка и наладка серверной части программного комплекса и установка 18 рабочих мест. При этом была автоматизирована работа регистратуры, лаборатории и врачей ряда специальностей. На этом же этапе установлено программно-аппаратное обеспечение, позволяющее использовать общие шаблоны при заполнении необходимых документов и их консолидации. Осуществлен перенос имеющихся анкетных данных пациентов, создана единая БД, созданы формы ряда аналитических отчетов, доработана и расширена функциональность системы.
Разработкой Федеральной типовой медицинской информационной системы (ФТМИС) по заказу ФАИТ РФ в интересах Минздравсоцразвития России и региональных органов управления здравоохранением (2008 г.) занималась в прошедшем году компания «Корус Консалтинг». Начались пилотные внедрения этой системы. Геннадий Орлов, директор направления медицинских информационных систем, упоминает этот проект как наиболее значимый наряду с еще несколькими: проект создания унифицированной социальной карты гражданина и проект создания информационной системы в здравоохранении, обеспечивающей персонифицированный учет оказания медпомощи. Все эти проекты выполняются консорциумами компаний, что важно с точки зрения развития рынка и с точки зрения проектного управления.
У SAP СНГ тоже есть примечательные достижения в этой области. В мире отраслевое решение SAP для здравоохранения поставляется с начала 90-х годов, его используют более 2,3 тыс. организаций в шестидесяти странах. В нашей стране на его основе в 2009 г., был реализован проект создания Интегрированной региональной информационной системы (ИРИС) здравоохранения Тюменской области, реализованный МИАЦем (Медицинский информационно-аналитический центр) Тюменской области.
По словам Светланы Мацкевич, архитектора решений для отрасли здравоохранения SAP СНГ, уже началось тиражирование системы. На базе решений SAP BusinessObjects выполнен другой интересный проект: оптимизация аналитической информационной системы Городского медицинского компьютерного центра распределительных информационных технологий (ГМКЦРИТ), предоставляющего информационные услуги организациям, участвующим в федеральной программе дополнительного лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.
Ясно, что задача создания универсальных моделей, ИТ-решений, которые можно было бы тиражировать широко, скорее всего, стоит на федеральном уровне. Однако региональные власти не ждут, когда же такие решения наконец появятся, и занимаются этим самостоятельно. Например, в Псковской области развернут проект автоматизации здравоохранения на базе системы КМИС (разработчик петрозаводская компания «Комплексные медицинские информационные системы», подрядчик ООО «Аскод НТ» Санкт-Петербурга). Завершен первый этап реализации региональной целевой программы автоматизации системы здравоохранения области. Проект был организован комитетом по здравоохранению и фармации по инициативе областного руководства. Это первый в Российской Федерации проект автоматизации системы здравоохранения на региональном уровне. Он включает комплексную автоматизацию 53 ЛПУ области, работающих в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), объединение их в общую медицинскую информационную сеть, а также интеграцию в созданное единое информационное пространство специалистов комитета по здравоохранению, регионального фонда ОМС и страховых компаний, работающих на территории области.
Большинство экспертов считают принципиальной проблемой недооценку руководителями медицинских учреждений возможностей применения ИТ.
Отдельное направление развития ИТ-услуг — подготовка медучреждений к исполнению закона о персональных данных. Однако принятие этого закона и его практическая реализация пошли, к сожалению, по всем давно знакомому пути: сначала два года неразберихи и отсутствия ясных «правил игры», затем горячка, аврал в попытках сделать хоть что-то, наконец, «разрешение сверху» повременить и падение интереса. Но так как закон никто не отменял, то даже отсрочка не дает много времени на приведение ИТ-систем в должное состояние. Константин Кузовкин, начальник отдела проектов и технических решений департамента информационной безопасности «Ай-Теко», отмечает, что защита персональных данных в медицинских учреждениях имеет ряд особенностей. Они подпадают под первую категорию, нужны достаточно серьезные организационные мероприятия и технические средства защиты, которые самостоятельно ЛПУ реализовать не может. Требуются отраслевые типовые стандарты и действия по защите персональных данных, разработанные специально для учреждений здравоохранения.
Ситуация, по словам Игоря Егоренко, выглядит так: в департамент информационной безопасности РАМЭК поступает большое количество запросов, связанных с созданием систем защиты персональных данных. «Мы рассматриваем запрос, составляем расширенное технико-коммерческое предложение, заказчик его согласовывает, но на данном этапе нередко остро встает вопрос финансирования. И как мы все прекрасно понимаем, этот вопрос еще не скоро будет решен, т. к. текущую экономическую ситуацию стабильной назвать сложно, — говорит Егоренко. — Если в прошлом году бюджет на соблюдение требований ФЗ выделить „забыли“, в этом году ситуация улучшилась. Поэтому сейчас мы активно работаем над расширением клиентской базы, наращиванием своих компетенций, ведем „просветительскую“ деятельность». РАМЭК проводит выездные семинары в регионах для потенциальных заказчиков, работает с региональной партнерской сетью с целью продвижения своих решений для ЛПУ, и, по словам Егоренко, уже сейчас есть результат — в конце 2009-го — начале 2010 г. несколько проектов стартовали.
Перспективы
Все эксперты, принявшие участие в настоящем обзоре, считают автоматизацию здравоохранения весьма перспективной областью, правда, с разной степенью оптимизма. Светлана Мацкевич полагает, что, по мере того как потребности медицинских учреждений в ИТ будут становиться более зрелыми, все более востребованными станут комплексные и высокотехнологичные решения, позволяющие от работы с модулями перейти к работе с интегрированными системами управления всеми аспектами деятельности медицинских организаций.
Николай Кречетов считает ситуацию сложной. В бюджете медучреждений расходы на ИТ отдельной статьей не выделяются, а внедрения компьютерных систем в больницах — единичные. Планомерно работать в этой области крайне затруднительно, считает Геннадий Орлов, директор направления медицинских информационных систем «КОРУС Консалтинг», и поясняет, почему. Работа над требованиями к автоматизации здравоохранения со стороны основных регуляторов (Минздравсоцразвития России, Федерального фонда ОМС) только разворачивается благодаря серии проектов министерства в конце 2009 г. На региональном уровне чаще принимаются очень специфические требования, существенно повышающие затраты на адаптацию типовых решений, да и сами эти требования часто описывают не все региональные особенности. Все разработчики медицинских информационных систем (МИС) вынужденно подстраиваются под эту специфику, адаптируя свои системы.
Наиболее скептичен Геннадий Кузнецов: «Из-за кризиса повсеместно произошло сокращение бюджета на 20–30% и это в первую очередь ударило по автоматизации. Так как для ЛПУ это не профильная деятельность, здесь средства сокращают в первую очередь». Этот год в финансовом плане станет достаточно тяжелым, считает он, так при появлении денег в первую очередь будут решать неотложные вопросы, а уж потом вопросы автоматизации. Да и насчет долгосрочных перспектив Кузнецов безудержного оптимизма не испытывает.
Орлов же уверен, что на систему здравоохранения выделяются сейчас достаточные большие средства. Основная задача автоматизации, по его мнению, — эффективное управление затратами и ресурсами в масштабах каждого региона и страны в целом, при обеспечении прозрачности их расходования в персонифицированном разрезе. Для этого потребуется вводить новые формы оплаты за оказанную помощь, которые обеспечат баланс бюджетных средств, конкретных обязательств государства по оказанию бесплатной медпомощи и заинтересованность медорганизаций в повышении эффективности работы. Это, как надеется он, существенно повлияет и на качество оказания помощи.
Игорь Егоренко отмечает рост спроса на комплексные проекты автоматизации ЛПУ, на создание региональных защищенных медицинских информационных сетей, на автоматизированный и безопасный обмен медицинскими данными между лечебными учреждениями. По его словам, компания вкладывает в это направление существенные ресурсы. Медицинскими организациями востребованы программные продукты, обеспечивающие комплексную автоматизацию, системы «электронной регистратуры», а также специализированные подсистемы — управления лабораторией, аптекой в стационаре, считает Геннадий Орлов. За последние годы в первую очередь в медицинских организациях внедрялись системы обеспечения расчетов по ОМС, управления выпиской льготных рецептов и отпуском лекарственных средств по таким рецептам в аптеках. Сейчас, уверен он, становится важным внедрение комплексных МИС, обеспечивающих управление лечебно-диагностическим процессом, в том числе с персонифицированным учетом оказанных медицинских услуг и сопутствующих затрат.
Что касается перспектив для региональных ИТ-компаний, то, по мнению Евгения Касаткина, ЛПУ прошли фазу «непонимания потребности» и хотят использовать МИС, готовые для немедленного внедрения. Реселлерам стоит искать альянса с вендорами МИС, а не расходовать силы и время на разработку собственных решений. Эту точку зрения разделяют и другие производители, в том числе InterSystems. Но есть и другие причины, по которым не стоит заниматься собственной разработкой. О них говорит Геннадий Кузнецов: «Так как процент автоматизации для всех больниц России реально не превышает 5–10% всех учреждений, то имеющихся на рынке игроков вполне хватает, даже есть определенная конкуренция. Но так как рынок очень коррумпирован и заказы фактически распределены заранее, то открытой конкуренции практически нет, и поэтому новичку в открытую на рынок зайти очень трудно, если он не будет аффилирован с какой-то госструктурой (например, с Министерством здравоохранения). В противном случае создать реально действующую систему почти невозможно».
Так или иначе, но разработка собственного тиражного продукта в любом случае дело затратное и небыстрое. Выбор вендора для партнерства — вопрос тоже непростой, так как безоговорочных лидеров пока нет, но за первые места схватка идет серьезная.
Реселлерам стоит искать альянса с вендорами медицинских информационных систем, а не расходовать силы и время на разработку собственных решений.
Например, «Аксимед» пытается сделать свой продукт «стандартом де факто» с помощью бесплатного распространения ПО. С июня 2009 г. фирма проводит антикризисную программу по информатизации здравоохранения AKSi-доктор, и ее участниками стали множество ЛПУ. Евгений Касаткин поясняет, что МИС AKSi-офис стала одним из победителей конкурса Microsoft4Doctors. Дистрибутив этой МИС по каналам Microsoft бесплатно получили 6 тыс. ЛПУ по всей России, его ежедневно скачивают с сайта «Аксимед» российские и зарубежные ЛПУ.
Фирмы «Софттрас» (Белгород), «Медотрейд» (Москва), «Волга-Мед» (Ульяновск), «Ристар» (Москва), «Комплексные медицинские информационные системы» (Петрозаводск), «Корпоративные информационные рутины» (Казань) тоже действуют энергично, но другими методами. Впрочем, немалое число клиентов, похоже, просто ждет, когда «1С» выпустит адекватный продукт для медучреждений. Действительно, пакет «1С-Рарус:Амбулатория. Редакция 1» был выведен на рынок в октябре 2009 г., но переворота на нем пока не произвел.
Сдерживающие факторы
Существует ряд проблем, без решения которых вряд ли возможно серьезное развитие рынка МИС и ИТ-услуг в учреждениях здравоохранения. Насущной задачей, по мнению Николая Кречетова, является организация документооборота, а именно ведение электронной истории болезни (ЭИБ). «Это ключ к качественному медицинскому обслуживанию. Сегодня ЭИБ, как юридического документа, не существует. Приходится параллельно с использованием современных ИТ вести историю болезни в бумажном виде, т. е. на бумажном носителе с подписью („для прокурора“)». Другая проблема, считает он, отсутствие стандартов в отрасли. «Как сделать, чтобы доктор получал информацию о состоянии здоровья пациента из всех ЛПУ, где он лечился? Для этого нужно интегрировать различные МИС, а эту задачу без стандартов не решить. На Западе есть стандарт HL7, используемый всеми поставщиками медицинских систем и государственными агентствами», — говорит Кречетов. Стоит отметить, что в последние два года в этом направлении было сделано многое — разработаны и введены в действие приказом Ростехрегулирования четыре ГОСТа, касающиеся медицинской информации и обмена ею. Однако их применение пока не стало массовым.
Большинство экспертов считают еще одной принципиальной проблемой недооценку руководителями медицинских учреждений возможностей применения ИТ. Светлана Мацкевич отмечает, что пока не хватает «медицинских управленцев современного образца».
Однако Геннадий Кузнецов более реалистичен. Он считает, что главный тормоз информатизации — отсутствие организационно-методологической реформы в здравоохранении. «Главному врачу не выгодно экономить. Если он покажет экономию, ему сразу уменьшат финансирование, а тем более вводить системы управленческого учета. Тогда надо вводить адекватную оплату труда сотрудников, а у него нет для этого ресурсов и полномочий, он зажат бюджетной сеткой окладов. Все это сводит потребность в автоматизации на вторичный уровень», — поясняет Кузнецов и приводит, так же как и другие эксперты, в пример частные клиники, где ИТ применяется совсем по-другому. «Здесь в первую очередь вводят автоматизацию управленческих процессов, так как требуется контроль за расходыванием ресурсов и оплатой медуслуг, — говорит Кузнецов. — Или другой пример: когда вводили систему ОМС, все больницы были поставлены перед фактом: деньги из фонда ОМС не будут им переводиться, пока ЛПУ не сформирует счета-реестры с перечнем оказанных услуг. Практически в течение первого года во всех больницах появились компьютеры и программы, реализующие эти задачи», — подчеркивает Кузнецов и делает вывод: пока не пойдет реальная реформа в здравоохранении, автоматизация будет вторична.
Это мнение разделяют и другие эксперты. Евгений Касаткин поясняет: «Государственная политика в сфере информатизации здравоохранения только набирает обороты, но становится все более понятной. Потребности в ИТ формируют необходимость прозрачного учета расходов, оптимизации загрузки как персонала, так и оборудования, требования все возрастающего числа отчетов со стороны регулирующих органов». Основным «тормозом» автоматизации в здравоохранении Игорь Егоренко считает отсутствие четкой и внятной позиции со стороны Минздравсоцразвития. «Нет практически ни одного регламентирующего документа, так или иначе, хотя бы разрешающего или поддерживающего использование медицинских информационных систем в ЛПУ», — отмечает он. Егоренко утверждает, что если бы профильным министерством были разработаны и утверждены необходимые документы, то картина изменилась бы кардинально.
Таким образом, рынок автоматизации здравоохранения более зависим, чем многие другие, от государственной политики. Потребности в ИТ, во всяком случае пока, значительно больше связаны с требованиями регуляторов, чем со стремлением самих организаций повысить эффективность своей работы. Для граждан и их здоровья это вряд ли можно считать позитивным фактором, но для ИТ-компаний, возможно, совсем и неплохо: примеры банковской сферы, налогового учета, где меняющиеся требования регуляторов постоянно создают фронт работ, вселяют оптимизм.