В очередной партнерской конференции компании CPS, состоявшейся в Подмосковье, приняли участие представители 40 дилерских компаний примерно из 20 городов, всего более 110 человек. Это на треть больше, чем в 2009 г., и по числу участников, и по числу компаний. Выступили представители более полутора десятков вендоров-партнеров CPS.
Волна кризиса ударила по компании только в начале 2009 г. Годовой план был скорректирован вниз, но и до этих показателей не удалось дотянуть 10%. В частности, резко упали продажи ПО розничным сетям (как федеральным, так и более мелким): если в 2008 г. их доля в обороте CPS составляла примерно 22%, в прошлом году — 10% (сейчас вновь растет).
Отрицательно повлияли на бизнес CPS и изменения в партнерской политике некоторых вендоров, в результате которых маржинальность многих программных продуктов упала.
По словам Александра Кузнецова (см. фото), генерального директора CPS, в прошлом году компании удалось сгладить влияние кризиса, повысив маркетинговую и рекламную активность. «Когда стал понятен резкий спад в строительном секторе и соответственно в нашем направлении САПР, мы усилили работу в сфере легализации того ПО, без которого коммерческим организациям, в частности проектным, трудно обойтись. Особенно в январе-феврале 2009 г., тогда и цены на рекламу стали бросовыми, например за смешные цены можно было разместить рекламу на экранах типа „Мега“», — рассказывает он.
Все программные продукты, поставляемые CPS, делятся на четыре направления — САПР, графика и мультимедиа, ИБ, офисные программы. В компании стараются поддерживать примерно равные доли этих направлений в обороте. Во всяком случае до 2008 г. это удавалось.
«В кризисных условиях, когда одно направление может „свалиться“, а другое сильно вырасти, это очень помогает выживать. В 2009 г. самое большое падение у нас было по направлению САПР, зато по ИБ — наибольший рост», — говорит Александр Кузнецов, добавляя, что последнее — это заслуга не только дилеров или дистрибьютора, но и вендоров, например «Лаборатории Касперского», у которой очень сильный маркетинг и PR.
По данным CPS, за время кризиса число ее партнеров сократилось максимум на 10–12%, и сейчас у компании порядка 600 постоянных дилеров (столичных, закупающих не реже раза в месяц, и региональных — один раз в два месяца), общее же число зарегистрированных партнеров примерно 2,3 тыс. Ежемесячно прибавляется 15–30 новых, хотя, признают в компании, не все они сразу начинают что-то покупать.
В CPS надеются на традиционный всплеск продаж в конце года. В целом же по итогам года ожидается рост продаж примерно на 35% по сравнению с 2009 г., в частности по направлению ИБ примерно на 70%, по направлению САПР — на 60–70%. Но на уровень 2008 г. дистрибьютор еще не выйдет.
CPS пока отстает от других ведущих дистрибьюторов ПО с точки зрения присутствия в регионах России и других странах СНГ. Но в этом году предпринимаются важные шаги, чтобы наверстать упущенное: по словам Александра Кузнецова, помимо уже действующего в Санкт-Петербурге открываются представительства в Казани и Ростове-на-Дону, а также в Казахстане и Белоруссии. «Кроме того, у нас есть коммерческий представитель — воронежская компания „ВС групп“, через которую мы работаем в Центральном регионе. Возможно будем действовать так же и в некоторых других регионах», — говорит он.
За год, прошедший после предыдущей конференции, CPS заключила 10 контрактов. Среди новых вендоров, в частности, ACD Systems (средства для работы с изображениями), CyberLink (средства для работы с видео), TuneUp (пакет TuneUp Utilities для поддержки стабильной работы Windows) и др.
Жан-Кристиан Дюма, менеджер по продажам в регионе ЕМЕА компании Roxio (CPS является ее эксклюзивным дистрибьютором в России еще с конца 90-х годов), сообщил, что ранее известная своими программами для записи CD и DVD, Roxio теперь выходит на рынок средств ИБ. Сейчас ее флагманский продукт — популярная программа Retrospect (резервное копирование и восстановление данных), которую Roxio недавно приобрела у компании EMC. Вскоре, по словам Дюма, ее дополнят и несколько других продуктов в сфере ИБ. Уже в октябре Roxio запускает партнерскую программу и начинает привлекать новых реселлеров. Фокус — Retrospect и продукты для записи данных, прежде всего для рынка СМБ.