18 августа Hewlett-Packard объявила результаты III финансового квартала (закончился 31 июля). Главной сенсацией стали слова Лео Апотекера, главного управляющего НР, о том, что в рамках стратегии по превращению компании в более компактного и эффективного поставщика ИТ-услуг, ПО и оборудования рассматривается вопрос о возможном отделении или продаже подразделения Personal Systems Group (PSG). Хотя он и предупредил: это может занять год или полтора, если вообще произойдет, его заявление прозвучало как гром среди ясного неба. Ажиотаж вызвала и другая новость. HP сообщила, что прекращает выпуск устройств на базе WebOS, в том числе планшета TouchPad и смартфонов Veer и Pre3. Планируется «свернуть операции по устройствам с WebOS» в течение IV квартала этого года. Планшеты TouchPad ушли с рынка всего через шесть недель после начала продаж!
Как сообщила Кэти Лесжак, финансовый директор НР, объем продаж устройств на базе WebOS составил 266 млн. долл., однако подразделение имело операционные убытки 332 млн. долл., и в IV квартале убытки были бы еще больше, если бы HP не приняла решение прекратить выпуск TouchPad.
Стал ли провал планшета TouchPad главной причиной того, что НР всерьез задумалась о будущей судьбе подразделения PSG, или это был лишь «третий звонок»? У аналитиков на этот счет разные мнения.
Как считает Дмитрий Шульгин из компании ITResearch, неудача с WebOS, часто рассматриваемая аналитиками в качестве чуть ли не первопричины возможного выделения подразделения PSG, на самом деле лишь локальный прецедент, отражающий общую неясность формирующейся картины рынка. «На самом деле мало кто четко понимает, какова в будущем будет структура потребления компьютеров — настольных, блокнотных, планшетных, карманных и пр. В такой период действительно необходимо реагировать максимально быстро, стараясь сыграть на опережение. Последний опыт HP говорит о том, что во все технологические ниши клиентского оборудования компания приходила далеко не первой, всякий раз на уже сложившееся, то есть изначально низкомаржинальное, поле». Шульгин считает, что «на дворе время заката эры ПК в том виде, в котором мы привыкли его понимать».
Действительно, HP довольно медленно реагировала на бурные изменения, происходящие в последнее время на рынке мобильных ПК и смартфонов: с приобретением весной 2010 г. известного производителя смартфонов компании Palm она явно запоздала.
Согласно только что объявленным НР данным, в III финансовом квартале объем продаж подразделения PSG составил 9,6 млрд. долл., что на 3% ниже, чем в аналогичном квартале прошлого года. Продажи ПК в коммерческом секторе выросли на 9%, однако на потребительском рынке упали на 17% (после падения на 23% во II квартале). Объем продаж PSG в прошлом финансовом году составил 42 млрд. долл.
«С 2007 г. компания НР является самым крупным в мире производителем ПК (по количеству). Она обладает сильным брендом, надежным партнерским каналом, эффективной системой поставок и сбалансированной структурой продаж по регионам и по сегментам рынка (потребительский и корпоративный). Но даже этот оптимизированный бизнес не приносит той прибыли, которую, очевидно, хочет получать НР. Операционная маржа подразделения PSG составляет 5–6%, она самая низкая среди всех бизнес-подразделений НР, хотя и высокая по стандартам рынка ПК», — говорит Аннетт Джамп, директор по исследованиям компании Gartner.
Есть явные признаки того, что ПК-бизнес НР постепенно слабеет, — это и снижение продаж (причем уже не первый квартал) на потребительском рынке, и неудачный запуск планшета TouchPad, и снижение доли НР на рынке ПК в Китае (второй крупнейший в мире рынок ПК).
«Налицо раcхождение между общей корпоративной стратегией НР и деятельностью подразделения PSG. Это может привести к тому, что ПК-бизнес может стать менее важным и „менее стратегическим“ для НР, — считает Аннетт Джамп. — Подразделение PSG дает треть всей выручки, но приносит самую низкую прибыль. В результате от PSG постоянно требуют повышения маржи, а достичь этого на низкомаржинальном рынке ПК очень трудно, и компания сталкивается со значительными финансовыми рисками».
Есть немало свидетельств того, что НР намерена следовать по тому же пути, который в свое время выбрала IBM, — концентрация на бизнесе в области услуг, ПО и оборудования для корпоративных заказчиков. Как известно, в 2004 г. IBM продала свой бизнес в области ПК китайской компании Lenovo. Так что аналогичный радикальный шаг со стороны НР вполне возможен.
Правда, как отмечает Аннетт Джамп, НР будет труднее найти покупателя, чем в свое время IBM, поскольку положение на рынке сейчас менее благоприятное. А ведь Lenovo понадобилось четыре года, чтобы после приобретения ПК-бизнеса IBM занять прочные позиции на этом рынке.
Компромиссный вариант — выделить PSG в дочернюю компанию, обладающую большой самостоятельностью, — был бы, безусловно, менее травматичным для многочисленных клиентов и партнеров НР. Но в этом случае «дочка» унаследует и проблемы, с которыми сейчас борется подразделение PSG.
Проводимая в последние годы политика сокращения издержек, конечно, способствовала повышению общей эффективности бизнеса НР, однако снижение расходов на маркетинг и разработку оригинальных и привлекательных для потребителей продуктов не лучшим образом повлияло на восприятие бренда НР на рынке ПК. Чтобы усилия PSG в области брендинга и маркетинга приносили больший эффект, руководителям PSG нужно осознать: на брендинге потребительских товаров нужно фокусироваться не меньше, чем на брендинге в корпоративной сфере, считает Джамп.
Обретя известную самостоятельность, PSG вполне может разработать новую стратегию и развернуться с новой силой. Впрочем, похоже, что точного плана пока не сформулировано, говорит Дмитрий Шульгин.
Сообщив о намерении отделить или продать PSG, но не представив четкого плана преобразований или не назвав имя покупателя, НР по сути включила таймер, отсчитывающий уменьшение жизнеспособности и стоимости своего прибыльного ПК-бизнеса, отмечает IDC. «Вопрос об отделении или продаже PSG компания должна решить быстро. Неопределенность, которую породило заявление Лео Апотекера, несомненно, приведет к уходу из PSG наиболее способных людей, тех, которые сделали НР поставщиком ПК № 1 в мире. Через три месяца PSG может выглядеть уже немного по-другому, а через 18 месяцев — может стать неузнаваемой», — считают аналитики IDC.
Новости от НР стали не только сенсацией для ИТ-рынка, но и потрясением для многих тысяч партнеров вендора, сообщает CRN/США. Десятилетиями НР являлась одним из столпов индустрии ПК, у партнеров надежность этого вендора никогда не вызывала и тени сомнения, и вдруг... вендор может уйти с рынка ПК!?
Руководители подразделения PSG сразу же стали успокаивать партнеров, стремясь рассеять их опасения относительно перспектив совместного бизнеса.
22 августа Стивен ДиФранко, старший вице-президент и генеральный директор PSG, в обращении, разосланном по электронной почте тысячам партнеров в США и Канаде, заверил, что HP остается всё так же нацелена на «здоровое функционирование и рост своего ПК-бизнеса». Он пояснил, что решение совета директоров «оценить стратегические альтернативы» PSG «не является объявлением о закрытии» этого бизнеса.
А вот что написал ДиФранко по поводу прекращения выпуска устройств на базе WebOS: «Я понимаю, что для тех из вас, кто начал строить свой мобильный бизнес, это решение поднимает много вопросов. Пожалуйста, будьте уверены, что мы намерены решить эти вопросы и помочь вам в период преобразований. Наша команда создала широко признанную платформу ПО, и HP видит большую ценность для вас как самой этой ОС, так и экосистемы вокруг нее в долгосрочной перспективе, однако устройства с WebOS не нашли места на рынке, как мы на то надеялись. Значительное бремя инвестиций в наращивание этого бизнеса, которое ложится на HP, подчеркнуло масштаб трудностей, стоящих перед WebOS».
23 августа Тодд Брэдли, исполнительный вице-президент PSG, в ходе 30-минутной телефонной конференции, в которой приняли участие более 1,8 тыс. партнеров HP из США, Канады и Латинской Америки, пообещал им «непоколебимую» поддержку в плане текущих маркетинговых инициатив и программ работы с каналом. Он также призвал их не пасть жертвой инсинуаций конкурентов, которые пытаются разрушить прочные отношения HP с каналом, сея среди партнеров опасения, неуверенность и сомнения. «Наша PSG не изменится. Мы отделим ее как дочернюю компанию с оборотом более 40 млрд. долл., которая нацелена на канал, на наших заказчиков и, конечно, на наращивание доли рынка и прибыльности. Думаю, конкуренты надеются, что это будет для нас трудно, и рассчитывают, что отсутствие у них обширного привлекательного предложения как-то „проскочит“ в условиях неопределенности, царящей сегодня на рынке», — сказал он.
HP подготовила также письмо, которое партнеры могут направить своим заказчикам, и выложила на свой портал дополнительные материалы, которые партнеры могут «использовать для заказчиков, а также внутри собственной организации».
Несколько крупных партнеров HP, которые приняли участие в телефонной конференции с Тоддом Брэдли, но попросили об анонимности, сказали CRN/США, что призывов со стороны Брэдли и других руководителей компании недостаточно, чтобы рассеять возникшую вокруг PSG неопределенность, которая уже начинает тормозить продажи. «Они испугали рынок, — сказал один из партнеров. — Это не вина канала. Заказчики говорят: дайте нам альтернативу, а они для нас главное. Мы будем продолжать рекомендовать им самое лучшее».
Квалифицированные и опытные партнеры НР стали бы желанной добычей для ее конкурентов на рынке ПК. Главный из них — конечно, компания Dell, с которой НР долго боролась за лидерство на рынке ПК. И, упоминая в своих обращениях к партнерам «конкурентов», руководители НР имеют в виду прежде всего именно Dell. Как пишет CRN/CША, эта компания и лично Майкл Делл предпринимают агрессивное наступление, чтобы привлечь партнеров HP. Сам Майкл Делл написал в Twitter вечером 23 августа: «Мы любим канал! Быть может, вы — партнер в канале, еще не присоединившийся к нам? Никогда не было легче вступить в наши ряды!»
А вот что он ответил на вопрос CRN/CША «Какова была реакция партнеров на новости о ПК-бизнесе HP?»: «Мы наблюдали огромный интерес существующих партнеров и потенциальных по всему миру после объявления этой новости. Взгляните на Dell. Мы твердо стоим на своих позициях. Мы верны себе. Если посмотреть на весь сегмент x86, то мы лучший партнер на этом рынке».
Спустя несколько дней, 30 августа, в интервью агентству Reuters Тодд Брэдли сообщил, что решение о судьбе PSG — выделить в самостоятельную компанию или продать — будет принято до конца этого года, причем более вероятен первый вариант. Кроме того, по его словам, НР может возобновить продажи планшета TouchPad. Как ожидается, в случае выделения PSG в отдельную компанию ее возглавит именно Брэдли.