Группа компаний «АйТи» объявила о выводе на рынок новой фирмы — «Логика бизнеса 2.0». Компания с таким названием уже существовала на российском рынке с 2002-го по 2005 г., а ранее она называлась «Весть-МетаТехнология», а еще раньше, с 1992 г., — просто «Метатехнология». После 2005 г. «Логика бизнеса» превратилась в «IDS Sheer Россия и СНГ», а когда в 2009 г. IDS Sheer была куплена Software AG, стала представительством этой фирмы в России. Все эти годы — с 1992-го по 2011 г. — меняющие название фирмы имели один и тот же приоритет и специализацию — автоматизация управления бизнес-процессами. И все эти годы их возглавлял один и тот же ­человек — Мария Каменнова, признанный гуру BPM. В январе 2012 г. начался новый виток спирали: появилась компания «Логика бизнеса 2.0». Этому предшествовал уход в 2011 г. Марии Каменновой с поста генерального директора Software AG Россия на позицию генерального директора компаний «БОСС-Референт» и «АйТи. Информаци­онный менеджмент». «Логика бизнеса 2.0» — результат объединения этих двух фирм, входящих в группу «АйТи».

Много перемещений и реорганизаций... Можно только гадать о том, какие личные причины побудили руководителя предпри­нять те или иные шаги в своей карьере, а бизнесмена — инвестировать в определенные направления и технологии. Однако более содержательны другие соображения и факты.

«Логика бизнеса 2.0» объединила «АйТи. Информационный менеджмент», «БОСС-Референт» и команду «ведущих консультантов первой версии „Логики бизнеса“», которые ушли за Мари­ей Каменновой из Software AG. В новой консалтинго­вой фирме уже 230 человек, что немало. Основное направление развития — консалтинг на стыке управления корпоративным контентом и управления бизнес-процессами.

Руководителем ECM-практики стал Георгий Подбуцкий. Ключе­вой продукт этого направления, за который теперь отвечает «Логика бизнеса 2.0», — «БОСС-Референт». Существует четыре его версии — для Lotus, для Microsoft, для FileNet и для JBOSS. Каменнова планирует от такого разнообразия постепенно перейти на единую платформу. Группа «АйТи» инвестирует в развитие пакета более 40 млн. руб. в год.

BPM-практику возглавил Андрей Коптелов. «Рынок BPM лишь выигрывает от предкризисных настроений, спрос на бизнес-аналитиков растет, правда, вместе с этим растут и требования к результатам их работы, — отмечает он. — В ближайшее время главное на этом рынке — развитие отраслевой экспертизы и сбор лучших практик в части управления бизнес-процессами».

На пресс-конференции по поводу вывода новой фирмы на рынок Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи», подчеркнул, что теперь, когда внедрение ERP во многих крупных фирмах уже завершено, на первый план выходит потребность в оптимизации бизнес-процессов. «Новые подходы к автоматизации бизнес-процессов и управлению неструктурированной информацией позволяют делать то, что осталось за рамками учетных систем. А это 80% контента и бизнес-процессов компании», — отметил Яппаров. Новые подходы — это интеграция ECM и BPM, и в том числе неизвестная до сей поры в России методология S-BPM, где S — subject-oriented, субъектно-ориентированный. В данном случае это означает, что ­методология ориентирована на людей, принимающих непосредственное участие в бизнес-процессе. На этой методологии построен продукт Metasonic ­одноименной немецкой фирмы. «Логика бизнеса 2.0» — стратегический, то есть эксклюзивный, партнер вендора в России. По словам Марии Каменновой, локализация продукта практически завершена и уже есть платежеспособный спрос на внедрение пакета со стороны крупных российских холдингов.

Metasonic AG — немецкая фирма, основана в 2004 г. С ее генеральным директором Гербертом Киндерманном Мария Каменнова наверняка давно знакома: с 2005 г. он возглавлял международный бизнес IDS Scheer AG, в 2007 г. оставил его и был принят в совет директоров Metasonic AG. Флагманский продукт этой фирмы — пакет Metasonic Suite. Он позволяет бизнес-пользователю с помощью пяти символов описывать бизнес-процесс, «создавать управляемые правилами процессные приложения, вносить изменения и немедленно выполнять их на процессном портале». То есть те, кто непосредственно выполняет процесс, могут описывать его и оптимизировать. Среди клиентов Metasonic AG — Audi, Hitachi Joho, NEC.

«Логика бизнеса 2.0» будет работать и с другими вендорами, в том числе Software AG. По данным IDC Россия, ARIS от Software AG остается лидером в России в области инструментов для моделирования и совершенствования бизнес-процессов, напомнила Мария Каменнова. «Это нельзя не учитывать, — подчеркивает она. — И многие клиенты „Логики бизнеса 2.0“ работают с ARIS. Мы будем поддерживать их с точки зрения совершенствования процессов в ARIS и их последующей автоматизации с помощью различных платформ, включая Metasonic. Такие компетенции у нашей ко­манды есть», — подчеркивает она.

Связь ARIS и S-BPM интересует многих. О ней рассказал Илья Машков, директор по развитию «Логика бизнеса 2.0». Если процессы описаны в ARIS, то их можно транслировать в Metasonic, и такой опыт уже имеется, сообщил он. Более того, в Германии одна из консалтинговых фирм предлагает такую услугу тем компаниям, которые дозрели до автоматизации разработанных в ARIS моделей.

При этом однозначность интерпретации языковых конструкций S-BPM предъявляет однозначные требования к моделям ARIS, которые должны быть реализованы на уровне «Соглашений по моделированию». Практика показала, говорит Машков, что более 90% моделей (если не все 100%) содержат те или иные ошибки, которые выявляются соответствующими семантическими проверками. Т. е. даже модели, которые, с точки зрения аналитиков, «выглядят» корректными, на уровне возможности исполнения содержат ошибки. Модели в ARIS «до» коррекции и «после» нее, как правило, отличаются достаточно сильно, и это видно невооруженным глазом. Машков поясняет: «Поэтому коллеги из Metasonic прекратили активное продвижение услуги трансляции, т. к. слишком много усилий требуется на корректировки моделей». На практике проще последовательно начать автоматизацию процессов в Metasonic, постепенно расширяя область внедрения, а модели в ARIS использовать для анализа на более высоком уровне детализации.