В любом сегменте рынка существуют традиционные пути делового общения — привычные для конкретного сообщества коммуникационные средства и площадки. Они складываются исторически, исходя из мирового опыта, конкретных потребностей участников рынка, и обычно сохраняются максимально долго. Но рано или поздно такие коммуникационные пути превращаются в стереотипы, отказаться от которых крайне сложно. Впрочем, в этом не всегда есть необходимость: зачем разрушать эффективное и надежное, доказавшее свою результативность эмпирически? Однако всегда можно найти новый путь. Шанс обнаружить его повышается с приходом в сегмент игрока с другого рынка, где сложились свои правила, привычки, традиции.
Когда осенью 2011 г. компания OCS начала работать в сегменте бытовой техники и электроники (БТЭ), мы обнаружили, что на этом рынке предпочитают стандартные форматы крупного (конференции, выставки) или мелкого (деловые переговоры) масштаба коммуникаций, не подразумевающего активной роли дистрибьютора.
На ИТ-рынке OCS постоянно пробует новые формы общения с партнерами, обновляет лучшие из них. Партнеры вместе с нами прошли всю эволюцию форматов мероприятий, которые начинались с критериев «полезно» и «удобно», а с годами приобрели характеристики «эффективно» и «с изюминкой».
Постепенно мы выработали для себя оптимальную форму общения на мероприятиях. Какой бы ни была встреча — массовая поездка на 250 человек или инсентив-завтрак, — в основе мероприятия всегда находится треугольник «вендор — OCS — партнеры» и возможность их живого общения. Ибо, считают некоторые мудрецы, как нельзя узнать, о чем думает женщина, так же нельзя понять потребности партнеров, затянув их «в галстук формальностей». Самый главный итог нашего мероприятия — это когда мы лучше понимаем наших партнеров, а они — нас.
Предположив, что задачи, которые решают мероприятия OCS на ИТ-рынке, мало отличаются от задач канала бытовой техники, OCS провела первое мероприятие для партнеров нового рынка в привычной форме деловой встречи, сочетающей формальное и неформальное общение нескольких десятков специалистов. Мероприятие оказалось приятной новинкой как для вендора, так и для БТЭ-партнеров, в который раз доказав, что участники любого рынка в первую очередь хотят, чтобы их услышали.
Итак, в конце 2011 г. мы организовали встречу петербургских дизайнеров кухонных студий с представителями компании Electrolux. Всего собралось около пятидесяти человек. В первой, формальной части представители вендора познакомили гостей «вживую» со всем ассортиментом: отдельно стоящей и встраиваемой техникой, мелким бытовым оборудованием, аксессуарами. Рассказали о том, что продукция предназначена, говоря языком ИТ-рынка, для корпоративного и частного сегмента (домашнего использования). Причем как для домашней техники, так и для профессиональной используются одни и те же решения. Кстати, по информации Electrolux, половина ресторанов, имеющих звезды Michelin, используют именно их профессиональное оборудование.
Во второй, неформальной части встречи все собравшиеся смогли обсудить не только вопросы, касающиеся конкретного оборудования, но и удобные варианты дальнейшего общения с дистрибьютором. В частности, гости сошлись во мнении, что эффективность работы партнерского канала определяется в том числе и возможностью встретиться с производителем, «посмотреть в глаза друг другу», наладить максимально оперативную обратную связь. Ведь каждый игрок понимает, что ни один семинар не сможет заменить общения в неформальной обстановке. Всегда есть вопросы, которые можно решить, лишь «ослабив галстук».
Завершилась встреча кулинарными конкурсами, дегустацией новых блюд, вручением призов и просто свободным общением. В результате гости смогли еще лучше познакомиться друг с другом, обсудить проблемы и идеи с коллегами по бизнесу.
«На мой взгляд, мероприятие прошло более чем успешно, — говорит Андрей Михальчук, менеджер направления встраиваемой техники OCS. — Новый для рынка БТЭ формат удивил всех, но при этом очень понравился. Нам удалось не просто официально познакомить участников встречи с вендором, но и дать им возможность пообщаться, укрепить отношения, получить мгновенную обратную связь. Таким образом, мероприятие оказалось очень результативным. В дальнейшем планируем сделать подобные встречи традицией».
«Продажи встраиваемой техники через кухонные салоны — важная составляющая бизнеса Electrolux. Концерн планирует и впредь уделять ей большое внимание. Высокопрофессиональные специалисты, глубокое знание продукции, быстрое оперативное взаимодействие, внимание к дизайнерам кухонных студий — это делает OCS одним из ключевых партнеров для Electrolux. Мы надеемся, что подобные встречи с партнерами будут способствовать повышению эффективности нашей совместной работы», — говорит Даниил Румянцев, торговый представитель компании Electrolux.
Появление нового крупного игрока, как правило, вызывает оживление на конкретном рынке. Это новые вложения, новые специалисты, новые идеи. Мы рады, что рынок бытовой техники с интересом принял новый и, что самое важное, эффективный формат делового общения. Встречи в «формате OCS» обеспечивают живой обмен информацией между вендорами и партнерами и позволяют нам быстрее решать накопившиеся вопросы.
Автор — директор по маркетингу компании OCS.