В мае в Лас-Вегасе состоялась очередная всемирная конференция EMC World 2013. Как и предыдущая*, она прошла под лозунгом трансформации — происходящих сейчас и предстоящих в ближайшем будущем изменений в ИТ, в бизнесе в целом и в бизнесе участников ИТ-рынка в частности.
Вся сфера ИТ сейчас кардинальным образом меняется. По версии IDC, которая всю историю развития ИТ недавно разделила на три этапа, каждому из которых соответствует своя платформа**, сейчас происходит переход от второй платформы к третьей.
В этот переходный период ЕМС намерена занять и удерживать передовые позиции по трем ключевым направлениям: Cloud (облачные вычисления), Big&Fast Data (большие/быстрые данные; компания дополняет, кажется, ставшее уже привычным понятие «анализ больших данных» задачами быстрой, в реальном времени обработки больших объемов данных, характерный пример — гигантский поток данных с совершающего трансатлантический рейс авиалайнера), Trust (доверие, т. е. безопасность ИТ).
Сама ЕМС показала пример трансформации, необходимой, по мнению ее руководства, для достижения поставленных целей. Она все дальше уходит от своего традиционного имиджа поставщика прежде всего СХД и их программного обрамления.
Джо Туччи, председатель правления и главный управляющий ЕМС, представил новую конфигурацию компании (впервые он объявил об этом 15 марта). Отныне ЕМС будет наступать тремя «колоннами»:
- EMC Information Infrastructure (EMC II), основные направления деятельности — хранение данных, ИБ, анализ данных;
- VMware, основные направления деятельности — программно-определяемые ЦОДы, гибридные облака, пользовательские вычисления;
- Pivotal, основные направления деятельности — облака, анализ больших данных.
Компания Pivotal совсем новая, она начала свою деятельность 1 апреля 2013 г. Это СП (доля ЕМС — 62%, VМware — 28% и General Electric — 10%), в котором сосредоточены некоторые перспективные активы, приобретенные ЕМС в последние два-три года, в частности компании Greenplum, Cloud Foundry, Pivotal Labs. Численность персонала 1,25 тыс. человек, главный управляющий Пол Мариц.
Кстати, по итогам 2012 г. ЕМС инвестировала в приобретение технологий 10% объема продаж и еще 12% — в исследования и разработки.
По словам Джо Туччи, EMC II, VМware и Pivotal — это уникальная федерация бизнесов: они сфокусированы, свободны в выполнении своей миссии и связаны стратегическим альянсом.
По мнению представителей ЕМС, в период до 2016 г. совокупный спрос на ее продукты и услуги достигнет 164 млрд. долл., из которых 87 млрд. приходится на ЕМС II, 50 млрд. — на VМware, 17 млрд. — на Pivotal и 10 млрд. на средства ИБ.
Действительно, прогнозы аналитиков в отношении спроса на ИТ-решения благоприятствуют успешному развитию бизнеса по выбранным направлениям. Например, по данным Barclays CIO Survey, в 2013 г. корпоративные заказчики, анализируя приоритетность тех или иных расходов на ИТ, на первое место ставят задачи, связанные с большими данными, на второе — облачные вычисления и на третье — безопасность.
По традиции на мероприятиях, подобных EMC World, проходят презентации новых продуктов и услуг, и в предыдущие пару лет новинок хватало с лихвой — на EMC World объявлялось примерно по 40 новых (или обновленных) продуктов и решений. В этом году — значительно меньше. Представители ЕМС объясняют это так: представленные платформы имеют стратегический характер и объединяют немало новых продуктов и решений.
Одна из них — это программно-определяемая платформа хранения данных ViPR. Компания подчеркивает следующие ее основные особенности: одновременное управление инфраструктурой хранения данных («уровень управления») и размещенными в ней данными; отделение уровня управления от уровня данных, благодаря чему можно использовать оба эти уровня одновременно или только уровень управления; возможность отображения объектов в виде файлов, что позволяет получить производительность, характерную для файлового доступа, и исключить задержки, присущие объектному хранению данных; полностью программная реализация платформы и возможность работы на оборудовании как EMC, так и других производителей.
Другая — программная платформа Pivotal One для облачных вычислений и приложений, связанных с большими/быстрыми данными, создаваемая компанией Pivotal. Как рассказал Пол Мариц, в ее состав войдут три основных набора компонентов — для работы с облачной инфраструктурой (Cloud Fabric), с приложениями (Application Fabric) и с данными (Data Fabric). Эта платформа призвана обеспечить поддержку как унаследованных систем, так и новых, «современных», изначально ориентированных на облачную архитектуру и мобильных пользователей. Pivotal One базируется на пяти основных принципах: открытые стандарты, открытое ПО, дата-центрическая архитектура, поддержка широкого спектра облачных платформ, дружественность по отношению к разработчикам и к заказчикам. Предполагается, что эта платформа будет доступна в конце 2013 г.
Большое внимание на EMC World традиционно уделяется работе с партнерами. Начиная с прошлого года в рамках конференции проводится Global Partner Summit. По словам Филиппа Фоссе, вице-президента по каналам сбыта ЕМС ЕМЕА, в 2013 г. в саммите участвовало около 900 партнеров из региона ЕМЕА, на 10% больше, чем в 2012 г.
В ходе Global Partner Summit Грег Амбулос, старший вице-президент по продажам через глобальный канал сбыта, объявил, что с 1 января 2014 г. начнет действовать новая партнерская программа — ЕМC Business, которая заменит действующую сейчас Velocity Partner Program. Новая программа будет строиться не столько вокруг отдельных категорий продуктов, сколько вокруг ключевых направлений бизнеса вендора. За последние годы ЕМС приобрела немало новых технологий, и большинство из них будут так или иначе консолидированы в рамках единой партнерской программы. Компания планирует объявить детали новой программы ЕМC Business в конце 2013 г.
Партнерская политика EMC в России
Филипп Фоссе, вице-президент по каналам сбыта ЕМС ЕМЕА, ответил на вопросы CRN/RE.
CRN/RE: Что из объявленного на EMC World 2013, по вашему мнению, наиболее важно для партнеров в России?
Ф. Ф.: Я бы разделил свой ответ на две части: что важно сегодня и что — для будущего.
На сегодня большое значение имеет ребрендинг нашей партнерской программы. Во-первых, он следствие того, что происходит на рынке. Прежде всего это стирание четких границ между разными участниками рынка: конечный пользователь может стать сервис-провайдером; сервис-провайдер — реселлером, реселлер — аутсорсером и т. д. Все движется, все меняется... Я встречался в России с руководителем одной телекоммуникационной компании (не буду ее называть), которая разработала некий сервис и предлагает банковские услуги. Она становится сервис-провайдером. Многие крупные игроки российского ИТ-рынка, взять хотя бы Nvision, «Крок», ЛАНИТ, «Техносерв», уже сочетают разные виды бизнеса. Некоторые не смогут этого сделать — они останутся реселлерами, сервис-провайдерами и т. д. И мы хотим помочь участникам партнерского сообщества в Европе взаимодействовать между собой — например тем, у кого есть облачные сервисы, установить отношения с реселлерами, которые имеют доступ к потребителям. Такую программу уже трудно называть реселлерской, поэтому мы меняем ее название.
Во-вторых, мы хотим теснее привязать партнерскую программу к стратегии компании, которая сейчас стоит на трех «китах»: облачные вычисления, большие данные, безопасность ИТ. Чтобы партнеры приобретали квалификацию в этих областях, а не только по инфраструктуре, как сейчас, когда они специализируются, например, на системах корпоративного уровня, среднего уровня, резервном копировании и т. д.
Что касается новых продуктов, то я бы на первое место поставил VSPEX для VPLEX. В прошлом году мы объявили эталонную архитектуру VSPEX, и она пользуется большим успехом: уже продано более 2,2 тыс. систем VSPEX, в том числе свыше 800 в Европе. А сейчас сделан следующий шаг — VSPEX для VPLEX. Это прекрасное решение для обеспечения непрерывности бизнеса заказчиков, использующих частное облако. К примеру, у вас есть один VSPEX для VPLEX в Москве, а другой в Петербурге, и оба могут работать не просто в качестве резервного, а в активном режиме.
CRN/RE: А если говорить о будущем?
Ф. Ф.: Для будущего важны прежде всего представленные сейчас платформы. Во-первых, ViPR, которая позволяет абстрагироваться от уровня оборудования (серверов и т. д.) и работать с любыми аппаратными средствами, даже наших конкурентов, и управлять всем на уровне управления и/или сервисов. По сути, это следующий этап в развитии виртуализации. Во-вторых, программная платформа будущего Pivotal One: я бы сказал, что это будет самый важный старт в ИТ-индустрии.
CRN/RE: Какое место занимает Россия в бизнесе ЕМС в вашем регионе?
Ф. Ф.: После кризиса
2008–2009 гг. российский рынок сильно вырос. В прошлом году Россия стала для ЕМС четвертым по объему рынком в ЕМЕА, после Великобритании, Германии, Франции. Это настолько важно, что мы повысили статус московского офиса — теперь глава «ЕМС Россия и СНГ» Сергей Карпов подотчетен непосредственно Эдриану Макдоналду, президенту ЕМС ЕМЕА. Три месяца назад Сергей был назначен вице-президентом ЕМС ЕМЕА.CRN/RE: Есть ли какие-то особенности в партнерской политике ЕМС в России по сравнению с другими странами?
Ф. Ф.: Нет, у нас единая партнерская политика, никаких отличий нет. Но условия на разных рынках все-таки различны. Напомню, что если в России 100% нашего бизнеса идет через канал сбыта, то в целом в регионе ЕМЕА только 60%. В Западной Европе по-другому, хотя и там есть различия. Скажем, в Швейцарии весь наш бизнес идет через дистрибьютора, а в некоторых других странах только 30%. В России через двух дистрибьюторов — Comptek и OCS — проходит примерно 60% наших продаж.
Канал сбыта никогда не был столь важен для ЕМС, как сейчас. Тем более это справедливо в России, и я хочу сказать спасибо всем нашим российским партнерам. Роль партнеров критична для нас, и мы рассчитываем на них, осуществляя трансформацию, которая позволит нам подняться на новую ступень.
По словам Говарда Элиаса, президента ЕМС Global enterprise services, компания намерена помогать своим партнерам в их предстоящей транформации из продавцов оборудования в «строителей облаков» (Cloud builder), провайдеров или брокеров облачных услуг. Что касается компании Pivotal, то партнеры по отдельным ее продуктам, например Greenplum, могут пока работать на прежних условиях. По словам главы компании Пола Марица, стратегию Pivotal в отношении канала сбыта еще предстоит сформулировать.
Андрей Макарычев, продакт-менеджер по EMC компании OCS Distribution, считает, что партнерская программа Velocity была в целом удачной: довольно простая, она стимулировала партнеров наращивать свою экспертизу. В программу регулярно вносились некоторые изменения (не революционного плана), но конечно же они могли отражать требования рынка только до определенного момента. «Я надеюсь, что новая программа вберет в себя наиболее ценное из существующей и откроет нашим партнерам новые возможности», — говорит он.
«Я не стал бы категорично утверждать, что программа Velocity сегодня в чем-то устарела. Но EMC — это компания, нацеленная на инновации, поэтому нет ничего удивительного в том, что партнерские программы постоянно модифицируются, идет поиск наиболее эффективных способов взаимодействия», — считает Дмитрий Удальцов, инженер направления «Серверы и СХД» компании Comptek.
Участники российского рынка ИТ в целом позитивно восприняли и другие сообщения, сделанные в ходе EMC World.
На Андрея Макарычева наибольшее впечатление произвели масштабы EMC World 2013 («это потрясающе»), а по мнению Константина Сахарова, директора департамента по работе с предприятиями финансового сектора компании «Открытые технологии», для российского рынка наиболее важны решения для обеспечения непрерывности бизнеса и для создания облачных сред. На рынке сейчас существует множество подобных продуктов различных производителей, но каждый решает только часть общей задачи, отмечает он, у EMC же есть концепция, подход и набор решений, позволяющие обходиться без продуктов других вендоров.
«Я увидел здесь ряд по-настоящему облачных решений, — говорит Дмитрий Удальцов. — Если пару лет назад шла речь об облаке как концепции, то сейчас появился ряд чисто облачных продуктов или более ориентированных на облачное применение, хотя само слово „облако“ в их описании упоминается реже».
* Конференция EMC World 2012 состоялась также в Лас-Вегасе и проходила под лозунгом Transform IT+Business+Yourself («Трансформируй ИТ, бизнес и самого себя»).
** Классификация, предложенная IDC: платформа 1 — основные черты: мэйнфреймы, терминалы, мини-компьютеры, миллионы пользователей, тысячи приложений; платформа 2 — основные черты: LAN/Internet, клиент-серверная архитектура, ПК, сотни миллионов пользователей, десятки тысяч приложений; платформа 3 — основные черты: мобильность, облака, большие данные, социальные сети, мобильные устройства, миллиарды пользователей, миллионы приложений.