В официальном пресс-релизе, присланном в редакцию CRN/RE 21 апреля 2014 г., компании DNS и «Компьютерный Мир» (Санкт-Петербург) объявили о намерении объединиться с целью создания одной из крупнейших розничных сетей по продаже цифровой техники.
Тогда представители компаний отказались предоставить дополнительную информацию, но спустя полмесяца скупо прокомментировали сделку.
Сразу оговоримся, что финансовая составляющая сделки не разглашается, и на вопрос о том, кто был ее инициатором, ответ был очень туманным: «Так сложились звезды». Тем не менее из ответов понятно, что под словом «объединиться» подразумевается именно покупка «Компьютерного Мира» компанией DNS. Заметим, что это первый случай поглощения розничной сетью из Владивостока «конкурента». До этого DNS расширялась исключительно за счет открытия собственных магазинов. До заключения сделки в розничную сеть DNS входило 700 магазинов в 250 городах России (данные из пресс-релиза).
Покупка «Компьютерного Мира» позволит DNS единовременно «прирасти» на 5%. По данным официального сайта, на сегодня компания из Санкт-Петербурга владеет 21 магазином в этом городе и Ленинградской области, а также 13 магазинами в других городах, преимущественно на Северо-Западе (по одному в Архангельске, Гатчине, Королеве, Северодвинске, Смоленске, Сыктывкаре, Твери, Череповце, Эжве и по два в Вологде и Пскове).
Как отмечает Дмитрий Алексеев, генеральный директор компании DNS, магазины двух сетей очень близки по формату. И что немаловажно, территориально торговые точки практически не пересекаются. Таким образом, можно сделать вывод, что DNS не просто увеличит количество принадлежащих ей магазинов, но и получит доступ к покупателям в тех регионах, в которых не была представлена ранее.
При этом на вопрос, почему компания решила купить именно другую розничную сеть, а не продолжить поступательное развитие, Дмитрий Алексеев ответил следующее: «Изменилась ситуация на рынке, он перестал расти и нужно либо укрупняться, либо уходить в ниши. Мы укрупняемся». При этом, по его словам, участники сделки планируют не просто «присоединение» торговых точек к уже имеющимся, а хотели бы «объединить все лучшее, имеющееся в обеих компаниях».
Конечно, вызывает интерес и судьба бренда «Компьютерный Мир». Как-никак, а его можно отнести к старейшим брендам российского ИТ-рынка: первый магазин открылся в 1995 г. на Владимирской площади Санкт-Петербурга. Тогда это был небольшой (всего 100 м2) торговый зал. В 2003 г. в фирме был создан корпоративный отдел. В этом же году «Компьютерный Мир» открыл подразделение «Компьютерный мобильный сервис», которое обеспечивает выезд технических специалистов на дом к заказчику для установки и настройки приобретенной компьютерной техники или модернизации и ремонта уже существующей. Также стала возможна доставка на дом заказа, сделанного через интернет-магазин. За границы Санкт-Петербурга «Компьютерный Мир» вышел в 2005 г. Тогда был открыт первый магазин в Пскове. К настоящему моменту торговые площади компании занимают более 20 тыс. м2, имеется собственная производственная линия и подразделения, оказывающие услуги в области системной интеграции, по ремонту и модернизации техники. Отметим, что, по данным сайта «Компьютерного Мира», в компании работает более полутора тысяч человек.
Несомненно, что за почти 19 лет работы у компании появились и свои лояльные покупатели, потерять которых в ходе слияния было бы обидно. Возможно, поэтому участники сделки приняли решение сохранить бренд «Компьютерный Мир». Вот как прокомментировал это Дмитрий Алексеев: «Бренд останется. Форматы магазинов у нас очень похожи. Если говорить про наполнение, то как минимум к имеющимся товарным позициям добавятся товары марки ДНС. Плюс расширим те товарные группы, которых не было в соответствующих сетях. Что же касается наших взаимоотношений с поставщиками, то мы объединим закупки и будем добиваться лучших условий для себя и наших покупателей».
Напомним, что примерно два года назад в интервью нашему изданию Дмитрий Алексеев отметил, что его компании гораздо более интересно «завоевание» регионов, чем Москвы и Санкт-Петербурга. Естественно, мы не преминули уточнить, что же заставило DNS изменить своей стратегии? Ответ был следующим: «Мы ничего и не завоевывали в Питере, просто объединились с хорошей местной сетью».
И еще один вопрос, связанный с тем интервью. В 2012 г. руководитель DNS утверждал, что ритейл — это всего лишь «сбытовая сеть» для собственного производства компании. И как отмечает Дмитрий Алексеев, несмотря на столь бурное развитие розничной сети, приоритеты остались прежними: «Мы усиливаем розничное направление для того, чтобы лучше продавалась произведенная продукция :)».
И конечно же, нас интересовали дальнейшие планы не только DNS, но и руководителя «Компьютерного Мира» Андрея Лукина. По его словам, он планирует продолжить работу в корпоративном сегменте: «В частности, все контракты, заключенные „Компьютерным Миром“ до 1 мая 2014 г., будут выполнены под моим руководством». 5