Долгое время основное внимание ИТ-наблюдателей было приковано к мобильным решениям, что в общем-то справедливо — именно там появлялись главные инновации, происходил взрывной рост новых направлений, приходили оттуда и другие новости, которые привлекают журналистов, аналитиков, маркетологов. Однако за прошедший год много интересного случилось и в сегменте стационарных компьютеров, что, вполне возможно, будет способствовать буму настольных систем в году наступившем.
Ноутбукам не удалось полностью вытеснить стационарные компьютеры, и вряд ли это удастся сделать. Причин тому достаточно много, одна из них — инертность пользовательских предпочтений. Многим мобильность просто не нужна — кассиры, работники службы приема и паспортных столов, сотрудники call-центров и многие другие офисные труженики проводят день на фиксированных рабочих местах, где ноутбук — даже класса DeskTop Replacement (DTR) — совершенно избыточен. Зачем переплачивать за мобильность, которой на протяжении всего срока службы компьютера никогда не воспользуются, да еще и ограничивать пользователя в диагонали монитора? Другим пользователям принципиально важен большой монитор — 20 и более дюймов, с таким систему мобильной никак не сделаешь, при диагонали свыше 15 дюймов мобильность DTR-компьютеров весьма условна.
В соперничестве ноутбуков и десктопов установилось некоторое равновесие.
В соперничестве ноутбуков и десктопов установилось некоторое равновесие. Первые более популярны, чем вторые, и популярность эта растет, но мобильные уже не вытесняют стационарные столь стремительными темпами, как три-четыре года назад. Согласно летним оценкам IDC, в прошлом году на мировом рынке продажи настольных систем должны были достичь 133,5 млн. единиц, а ноутбуков — 170 млн., при этом аналитики предполагают, что практически то же соотношение сохранится к 2018 г., когда, согласно прогнозам, будет продано 121 и 170 млн. систем соответственно. Продаваемые миллионами десктопы были и остаются канальным товаром. Другое дело, что они бывают разными.
Традиционные десктопы в корпусах сохраняют свое присутствие на рынке. Приобретают их в основном консервативные пользователи, за много лет привыкшие к системам в корпусах mini-tower. Заметим, что преимущества таких корпусов (широкие возможности апгрейда и расширения) используют модеры, оверклокеры и другие технические энтузиасты, а также те, кто применяют такие компьютеры в качестве легких серверов. Массовому пользователю возможность установить дополнительные жесткие диски и вентиляторы сейчас вряд ли необходима, так что большинство из покупающих системы в таких корпусах делает это все же по привычке.
Тренд развития, между тем, пошел в интересном направлении, и сейчас основная интрига уже не в конкуренции настольных систем с мобильными, а в их синтезе. Целый ряд технических и маркетинговых решений, созданных и апробированных на ноутбуках и планшетах, портированы в десктопы, причем некоторые весьма успешно.
Настольные системы все чаще помещают в корпуса, которые отличаются от привычных и порядком надоевших mini-tower, превращая компьютеры в арт-объекты и применяя в их конструкции инженерные решения, нужные для того или иного варианта использования данного ПК. В качестве примера приведем ASUS G20 в геймерской серии Republic of Games: впереди корпус получил светодиодную панель, динамическое свечение которой настраивается пользователем и зависит от профиля применения, а внутри — сквозной вертикальный паз, где естественная тяга воздуха обеспечивает дополнительное охлаждение компонентов, что крайне важно при активно работающих мощных процессорах, как центральном, так и графическом. При этом корпус G20 компактнее традиционных дескопных, что вендор особо подчеркивает — его объем всего 20 литров. И это проявление еще одного тренда: настольные ПК становятся компактнее.
Для офисного использования оптимальны Book-size-ПК, причем как для корпоративных заказчиков, так и для SOHO-сегмента — нигде не бывает лишним место на столе и объем в помещении, высвобожденные при переходе от громоздкого традиционного десктопа к системе в ультракомпактном корпусе. При этом последний может вообще не занимать места на рабочем столе: корпус можно закрепить на задней поверхности монитора, прикрепить на стену, привинтить под столешницу — вариантов много. При этом любой из них удобнее, чем ПК в корпусе-моноблоке, хотя бы тем, что позволяет использовать монитор любой диагонали, несколько таких аппаратов и, наконец, заменять дисплей по мере необходимости.
Моноблоки имеют свои преимущества, например, в таких компьютерах чаще встречаются сенсорные дисплеи, которые в ряде случаев предлагают интересные формы взаимодействия с компьютером, актуальные для представителей творческих профессий, детей, лиц с ограниченными возможностями и т. д. Кроме того, для большинства современных пользователей перспектива замены монитора для настольного ПК малоактуальна, а вот возможность избавиться от лишних кабелей привлекательна — поэтому идеальный вариант для массового пользователя все же не ультракомпактный ПК + монитор, а именно моноблок. Кроме того, игровые моноблоки, как известно, существуют, а вот про игровые ультракомпактные ПК слышать пока не приходилось.
«Квазистационарные планшеты» — моноблоки с сенсорным экраном и встроенным аккумулятором — пока не получили широкого распространения, но открывают интересные дополнительные возможности для персонального применения. По сути, это логическое завершение идеи десктопа-трансформера, с которой экспериментировали некоторые вендоры, в частности ASUS. Например, такой компьютер удобно взять с рабочего стола и перенести, допустим, в гостиную, где использовать в качестве «электронной доски» для различных настольных игр с детьми. Или взять такой ПК в спальню, чтобы перед сном посмотреть фильм на большом экране. Или вынести его на балкон, чтобы, удобно расположившись в кресле, рисовать на дисплее или, предположим, рыскать по Сети. Как видно, вариантов немало, но при этом таких систем в продаже совсем немного, возможно, по причине относительно высокой цены и малой популярности touch-интерфейсов — последние даже на ноутбуках пока еще редкость, что же говорить о настольных системах.
Донгл-ПК — полноценные компьютеры, помещенные в сверхкомпактный корпус размером с донгл (внешний флэш-накопитель), похоже, станут хитом наступающего сезона. Эти компьютеры весьма мобильны, хотя возможностями автономной работы, конечно же, не располагают. Заметим, в том, что касается производства, их выпуск возможен уже несколько сезонов, но если еще в прошлом году донгл-ПК были скорее техническим курьезом, то в начале 2015 г. на CES такое решение продемонстрировала корпорация Intel, которая отличается серьезным отношением к рынку и «курьезы» в массовое производство не запускает. Intel Compute Stick — полноценный компьютер на Atom Bay Trail c 2 Гбайт оперативной памяти и 32 Гбайт встроенным флэш-накопителем (работает под управлением Windows 8.1), имеющий поддержку Wi-Fi, разъемы HDMI, USB и mini-USB (последний служит для подключения питания) поступит в продажу, согласно планам корпорации, в марте по рекомендованной розничной цене 149 долл.
Мобильность системного блока позволяет создавать новые кейсы для работы и развлечений. Интересно, что при продвижении стационарных компьютеров производители переносят акцент на их компактность и, как следствие, мобильность. Например, при анонсе ASUS G20 работники представительства вынесли его на сцену в небольшом рюкзаке, подчеркнув, что при необходимости геймер может брать эту систему с собой, и, прибыв на новое место, подключить ПК к мониторам. Lenovo в рекламе Tiny, ультракомпактных ПК для корпоративных заказчиков, подчеркивает возможность легко и просто взять с собой системный блок, к которому могут быть «привязаны» клиентские программы корпоративных и финансовых систем. Как видно, кейсы уже есть, а широкий выпуск донгл-ПК придаст импульс распространению имеющихся и появлению новых.
ПК «совмещенной реальности» — решения со встроенными системами оцифровки окружающего трехмерного пространства — по мнению Intel, появятся в краткосрочной перспективе, но ведущие вендоры подобные модели уже представили. Новинки позволяют сканировать «на лету» трехмерные модели, открывают новые возможности жестового управления, особенно удобные для работы и развлечений с 3D-объектми и т. д. Такие решения уже есть в серийно выпускаемых компьютерах, причем с весьма умеренными ценниками — менее 2 тыс. долл. В качестве примеров приведем представленный прошлой осенью Hewlett-Packard Sprout, который с ноября можно приобрести на американском рынке, и анонсированный на прошедшей CES компьютер Lenovo B50-30 3D Camera, который, согласно планам китайского вендора, появится на полках магазинов в марте. Эти системы способны совершить революцию, но на их распространение понадобится время, сложно сказать, когда они доберутся до российского рынка, поэтому интерес к ним пока больше теоретический.
Что делать ритейлерам? Разумеется, продавать настольные системы! Единственная сложность — непосредственно на POS нужна популяризация новых форм-факторов, иначе массовый пользователь примет донгл-ПК за флэшки, а ультракомпактные — за внешние накопители или роутеры. Массовая компьютерная пресса теоретически могла бы взять на себя просвещение пользователя, но практически на нее надежды мало — пользователи читают все меньше. Поэтому каждый реселлер вынужден будет выступать «просветителем масс». Традиционные десктопы и моноблоки могут «продавать сами себя», хотя дополнительные промомероприятия им тоже не помешают.