Исследования IDC показали
По данным IDC, в 2014 г. на российском рынке серверов было продано 143 тыс. систем, что на 5,6% меньше показателей 2013 г. Но в денежном выражении рынок прибавил 2,4% (до 926 млн. долл.). IDC отметила, что за год российские компании-производители поставили почти 42% серверов. Однако наибольший рост показали китайские производители.
Михаил Попов, старший аналитик IDC по корпоративным решениям, отметил, что на серверном рынке России в 2014 г. возник целый ряд проблем: произошло затоваривание складов, сложной остается ситуация с расходами на ИТ у основных заказчиков, платежеспособность которых снизилась из-за экономических санкций и колебания курса валют. При этом в конце года резко возросли поставки Unix-серверов, а также сформировался спрос на специфические серверные решения, в том числе для систем бизнес-аналитики и вычислений в оперативной памяти.
Ситуация глазами производителей и дистрибьюторов
Алексей Казьмин, менеджер по продуктам отдела серверов стандартной архитектуры HP в России, согласен с выводами аналитиков относительно того, что в 2014 г. продажи в штуках в целом по рынку сократились примерно на 6%: «Вторая половина года сопровождалась значительным повышением курса доллара и соответственно снижением покупательной способности компаний, не имеющих валютной выручки. Также не способствовали продажам и резкие флуктуации курса в конце года — слишком велики были валютные риски для партнеров».
«При том, что в целом российский серверный рынок в 2014 г. в штуках стал меньше, количество отгруженных в Россию нашей компанией серверов выросло на 8% по сравнению с 2013 г.», — заявляет Павел Борох, менеджер по маркетингу корпоративных решений Dell в России.
Сергей Мелехов, руководитель направления продвижения серверных продуктов Oracle в регионе EECIS, утверждает, что компания успешно поставляла в Россию как интегрированные системы, так и серверы с архитектурой x86: «Спрос на интегрированные системы и серверы архитектуры SPARC продемонстрировал устойчивый рост». При этом, говорит он, «рынок систем х86 заметно не вырос и как бы стабилизировался».
Эту ситуацию комментирует Владимир Пискунов, вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус»: «Если и наблюдается стабилизация на рынке серверов х86, то ее причиной стало экономическое положение в стране. С точки зрения технологии количество приложений и количество данных растет, что стимулирует рост рынка».
Михаил Волков, директор департамента «Серверы и СХД» компании «Марвел-Дистрибуция», поясняет: «Наверное, можно говорить о стабилизации рынка, имея в виду цифры, полученные по окончании 2013 г.: тогда серверный рынок упал почти на 30%. Итоги 2014 г. говорят о росте продаж серверов в несколько процентов в денежном выражении, но налицо тренд их падения в количественном исчислении».
Виктор Урусов, вице-президент компании DEPO Computers, признает, что в 2014 г. общий объем продаж серверов DEPO стандартной архитектуры х86 сократился на 20%: «При этом поставки серверов крупным корпоративным заказчикам увеличились более чем на 30%. Наибольшее влияние на общее сокращение продаж оказали отложенные в 2014 г. проекты по закупке серверов сервис-провайдерами (почтовые провайдеры, поисковые системы, развлекательные порталы). В 2012–2013 гг. поставки таким заказчикам исчислялись десятками тысяч в год, а в 2014 г. многие крупные проекты были заморожены или отложены».
А Дмитрий Бакай, заместитель директора департамента компании OCS Distribution, заявляет, что продажи серверов стандартной архитектуры в OCS даже выросли: «Это связано с набором сервисов дистрибьютора — значит, мы умеем ориентироваться и предлагать рынку и партнерам именно то, что востребовано в текущий момент».
Сергей Бондарев, менеджер по продукции «серверы и СХД» компании MICS, считает, что большую роль в стабилизации продаж серверов х86 сыграл отложенный спрос: «В предыдущие годы компании закладывали деньги на обновление ИТ, но по ряду причин не осваивали их. За пару лет отложенного спроса сильно изменились требования заказчиков к использованию вложенных в ИТ средств, что заставило компании обновлять свой парк серверов в 2014 г.»
Что востребовано: «легкие» или «тяжелые» серверы?
По признанию Алексея Казьмина, доля продаж «тяжелых» многопроцессорных серверов HP в количественном выражении в 2014 г. практически не изменилась: «Но НР делает большую ставку на расширение продуктового портфеля „вниз“, в сторону бюджетных моделей с оптимальным сочетанием производительности, расширяемости и цены. В декабре 2014 г. мы анонсировали ряд новых моделей в сегменте серверов х86, это движение продолжится и в 2015 г.»
Как свидетельствует Павел Борох, в 2014 г. доля 4-процессорных систем в поставках Dell принципиально не изменилась, при том, что вендор 8-процессорные системы не производит.
Несколько иное положение в Oracle. Как объясняет Сергей Мелехов, для Oracle серверы х86 — это в первую очередь «строительные блоки» для создания интегрированных программно-аппаратных комплексов (например, таких как Oracle Exadata или Oracle Exalogic): «Очевидно, что на первый план выходят „тяжелые“ 4—8-процессорные системы, где архитектура и дизайн наиболее критичны. Наши заказчики предпочитают именно такие системы, и 2014 г. не стал исключением».
Зато, как говорит Владимир Пискунов, в «Аквариусе» основу поставок составляют 1—2-процессорные системы, хотя в предложении производителя есть несколько 4-процессорных платформ на базе Xeon E5 и Xeon E7, доля продаж которых в целом невелика.
По словам Виктора Урусова (DEPO), в 2014 г. в поставках компании практически не изменилось соотношение между «тяжелыми» и 1—2-процессорными серверами, при этом «легкие» системы по-прежнему преобладают в натуральном выражении.
Михаил Волков объясняет: «„Легкие“ серверы последних поколений базируются на процессорах с большим количеством ядер, вырос объем оперативной памяти, увеличилась производительность. Все это означает, что их можно применять для решения ряда универсальных задач и что использование таких систем позволяет отказаться от закупок более дорогих решений. По итогам года можно констатировать, что в количественном выражении статистика не в пользу „тяжелых“ устройств».
Дмитрий Бакай предпочитает оценивать рынок в деньгах: «В денежном выражении „легкие“ серверы всегда составляли меньшую часть рынка, и основную долю в обороте всегда занимали продукты класса Enterprise, то есть „тяжелые“ системы».
О роли провайдеров облачных услуг и создаваемых ими ЦОДах
Тимур Рахимбабаев, директор департамента «Инфраструктура» компании RRC, считает, что увеличение поставок серверов в крупные ЦОДы, которые могут использоваться/используются в сфере облачных услуг, началось до 2014 г.: «В прошедшем году поставки продолжались, в том числе это делала и наша компания, однако заметного роста не наблюдалось. Возможно, в 2014 г. стало больше реализованных проектов на действующих мощностях созданных ранее ЦОДов».
Алексей Казьмин утверждает, что НР активно участвует в расширении круга провайдеров облачных услуг в России и проектах по оснащению ЦОДов, которые те строят: «В 2014 г. НР внедрила систему HP CloudSystem у одного из ведущих операторов ЦОДов, а также участвовала в обновлении инфраструктуры крупного игрока на рынке облачных сервисов в России с тремя ЦОДами в Москве, Владимире и Екатеринбурге. Еще один проект был реализован для провайдера услуг высокопроизводительных вычислений с поставкой систем HP ProLiant SL6500. Кроме того, в 2014 г. в рамках программы HP PartnerOne Service Provider НР подписала пять партнерских соглашений с ведущими сервис-провайдерами России, которые получили доступ к оборудованию и ПО вендора по специальным ценам».
Павел Борох подчеркивает, что в 2014 г. в российском офисе Dell было принято решение выделить направление по работе с провайдерами облачных услуг: «В настоящее время Dell сотрудничает со всеми ключевыми игроками облачного рынка».
Сергей Мелехов заявляет, что Oracle сама поставляет облачные услуги, обладая всем необходимым портфелем продуктов для сервиса любого уровня: «У нас есть твердая уверенность в том, что для оказания таких услуг лучше всего подходят не собранные „с миру по нитке“ решения, использующие продукты десятка вендоров, а интегрированные программно-аппаратные комплексы, включающие в себя все необходимые компоненты для предоставления облачных сервисов, — не только серверы, но и ОС, средства виртуализации, системы управления, мониторинга, биллинга и т. п.»
В то время как, по словам Виктора Урусова, в 2014 г. поставки серверов DEPO провайдерам облачных услуг составили 10% общего объема поставок, в компании «Аквариус», со слов Владимира Пискунова, лидирующую долю в приобретении серверов для построения ЦОДов занимали провайдеры интернет-сервисов.
Дмитрий Бакай считает, что бум облачного «ЦОДостроения» затормозился — для сервис-провайдеров сейчас более актуален вопрос о том, как «загрузить» имеющиеся мощности и заставить инвестиции работать.
С ним согласен Сергей Бондарев, который подчеркивает, что построение мощных ЦОДов — задача не одного дня, а сложный и длительный процесс. При этом в его компании на долю поставок для ЦОДов пришлось порядка 10–12% общего объема продаж серверов.
Конвергенция и серверы
Алексей Казьмин напоминает, что HP первой начала продвигать конвергентные решения на российский рынок еще в середине 2000-х годов: «Сегодня мы вновь видим интерес к таким решениям. То, что предлагает HP Converged Systems, объединяет серверы, системы хранения данных, сетевое оборудование и инфраструктурное ПО, что позволяет им отвечать на три основных вызова, стоящих перед ИТ-службами: снижение стоимости инфраструктуры, сокращение сроков внедрения решений и устранение риска потерь для бизнеса в случае нестабильной работы ИТ-инфраструктуры. Но выделить долю подобных решений в общих продажах 2014 г. довольно сложно».
Как говорит Павел Борох, интерес заказчиков к конвергентным решениям однозначно растет: «В течение 2014 г. мы успешно продавали решение Dell PowerEdge VRTX, а также в самом конце года представили несколько новых конвергентных решений, активные продажи которых мы надеемся увидеть в текущем году».
Сергей Мелехов утверждает, что Oracle сформировала широкий спектр интегрированных программно-аппаратных комплексов, на которые в 2014 г. стабильно рос спрос: «Важно отметить, что использующееся в этих комплексах уникальное специализированное ПО позволяет „выжать максимум“ из аппаратных компонентов, поэтому эти системы на порядок эффективнее конкурентных решений».
По словам Виктора Урусова, последние несколько лет DEPO Computers отмечает интерес заказчиков к комплексным конвергентным решениям: «Для удовлетворения спроса нами разработана специальная линейка DEPO Cloud Systems, которая построена на наших серверах и системах хранения».
А вот Владимир Пискунов заявляет, что «Аквариус» пока не видит стремления корпоративных заказчиков к приобретению фирменных аппаратных конвергентных решений: «В серверном сегменте мы предлагаем 16 продуктовых линеек, многие из которых, конечно же, могут использоваться для создания конвергентных решений».
«Не совсем верно сравнивать долю проектов по конвергентным системам с продажами обычных серверов, ведь первые — это и сервер, и СХД, и коммутация, и ПО. Другой вопрос, что не все вендоры, как зарубежные, так и наши, способны предложить рынку полнофункциональные решения, но ведь и заказчики по уровню ИТ-потребностей тоже разные», — подчеркивает Дмитрий Бакай, хотя признает, что в 2014 г. в OCS доля конвергентных решений в общих продажах увеличилась.
А по словам Сергея Бондарева, в 2014 г. отгрузки конвергентных решений заняли порядка 30% общего объема продаж серверов. «Заказывали те компании, которые хотели получить именно комплексное решение, объединяющее серверы, СХД и коммуникационные системы», — поясняет он.
Неопределенность на валютном рынке существенно сказалась на планировании ИТ-бюджетов.
Как поживают блейд-серверы?
Здесь стоит отметить, что отношение к этому типу серверов у производителей и поставщиков заметно разнится. Так, Алексей Казьмин считает, что переход заказчиков к использованию блейд-инфраструктуры — это шаг вперед на пути «взросления» и повышения эффективности ИТ-службы. В то же время он признает, что блейд-системы — продукт с удлиненным сроком внедрения и на их продажи оказывает большое влияние реализация больших проектов: «В 2014 г. таких проектов стало меньше, чем в предыдущем, поэтому рынок блейд-серверов в штуках сократился больше, чем все поставки систем х86».
Как говорит Сергей Мелехов, хотя в номенклатуре Oracle есть продукты в этом форм-факторе, однако, на его взгляд, намного эффективнее использовать компактные «стоечные» серверы, подключенные к внешним сетям, — это позволяет существенно сократить затраты на средства коммутации и значительно упростить инфраструктуру ЦОДов.
Павел Борох отмечает, что общее количество отгруженных Dell блейд-серверов практически не изменилось, зато заметно прибавили продажи стоечных серверов и особенно систем в формате Tower (более 40% роста), что отражает развитие канала Dell и рост продаж через него в сегмент СМБ.
А Владимир Пискунов однозначно считает архитектуру блейд-центров устаревшей из-за высокой стоимости и меньшей гибкости в сетях обмена данными и хранения по сравнению с решениями на основе обобщённых серверных систем и не отмечает роста спроса на блейд-устройства.
Зато, как подчеркивает Виктор Урусов, в его компании отметили значительный спрос на блейд-серверы со стороны крупных корпоративных заказчиков — в 2014 г. продажи DEPO выросли в 2,8 раза.
«Все зависит от того, что с чем сравнивать, — поясняет Дмитрий Бакай. — Если считать блейд-серверы, поставляемые в составе конвергентных систем, как самостоятельные устройства, то продажи скорее выросли. Если говорить о поставках отдельных блейд-серверов, то спрос остался на прежнем уровне или даже сократился».
А Тимур Рахимбабаев говорит, что впервые тенденцию роста продаж блейд-серверов его компания отметила после выхода Flex Systems IBM (в 2012–2013 гг.): «В 2014 г. такого значительного роста доли этих систем не отмечалось».
Что ждет серверный рынок в 2015 г.?
«Неопределенность ситуации на валютном рынке существенно сказалась на планировании ИТ-бюджетов, что не способствовало развитию рынка серверов, — говорит Михаил Попов. — В то же время больший интерес к России стали проявлять поставщики из Китая и Юго-Восточной Азии. Увеличение предложения с их стороны и возросшая конкуренция могут привести к снижению средней стоимости систем, что будет способствовать оживлению рынка».
Если говорить о восточных вендорах в России, то нельзя обойти вниманием компанию Inspur, которая явно активизировалась в последнее время. В Китае этот производитель занимает лидирующие позиции в своем сегменте. В конце прошлого года было подписано дистрибьюторское соглашение Inspur с компанией «Марвел-Дистрибуция», в марте этого года — с Merlion, в апреле — с MICS Distribution Company. В марте же КРОК объявила, что стала официальным партнером китайского вендора.
«Россия — очень интересный и перспективный рынок. Успех работы здесь зависит не только от качества нашей продукции, но и от высочайшей экспертизы ключевых партнеров, на протяжении многих лет выстраивающих сложные инфраструктуры с использованием высокопроизводительных серверов, систем хранения данных, облачных платформ», — сказал Чэнь Вэйн, представитель международного департамента Inspur в России, комментируя подписание соглашения с компанией КРОК.
Алексей Казьмин заявляет, что в НР ожидают сокращения затрат на ИТ в целом и на приобретение новых серверов в частности: «Заказчики будут переносить фокус с экстенсивного увеличения вычислительной мощности на средства оптимизации и повышения продуктивности существующего парка оборудования».
«В сложившейся экономической ситуации сложно сформулировать точный прогноз, — признает Павел Борох. — Очевидно, что в первом полугодии 2015 г. рынок серверов ожидает значительная коррекция, наилучший сценарий в этом случае — стабилизация спроса примерно на уровне прошлогодних значений».
Сергей Мелехов полагает, что нужно разделять заказчиков на две основные группы — крупные и сегмент СМБ: «Корпоративные заказчики будут отдавать предпочтения интегрированным решениям и „тяжелым“ серверам, стараясь „выжать“ из них по максимуму и применять для этого различные технологии виртуализации. Компании СМБ по-прежнему отдают предпочтение 2-процессорным системам, позволяющим снизить первоначальные инвестиции, не обращая при этом внимания на текущие затраты, поскольку горизонт планирования у них значительно короче».
По мнению Владимира Пискунова, после выпуска новых процессоров Intel Xeon начнут расти продажи серверов на их основе: «Что же касается конструкции и форм-факторов, то наряду со стандартными стоечными устройствами должен расти спрос и на специализированные системы, оптимизированные по своей архитектуре для решения тех или иных задач. Мы выпускаем оба класса систем, но трудно сказать, какой из них будет расти быстрее, так как каждый имеет свои преимущества».
А Виктор Урусов уверен, что спрос на стандартную архитектуру в 2015 г. останется стабильным и наиболее востребованными по-прежнему будут 1—2-процессорные серверы.
«Нужно учитывать, что активная фаза роста продаж в 2014 г. пришлась на второе полугодие, когда рынок логично пытался упреждать события, связанные с санкционными ограничениями и неопределенностью экономической ситуации, — подчеркивает Михаил Волков. — Полагаю, негативные последствия экономических катаклизмов еще скажутся на показателях 2015 г. В сегменте начального и среднего уровня решений стоит ожидать более широкого присутствия как локальных производителей, так и китайских вендоров. Поэтому „Марвел“ заключила дистрибьюторский контракт с Inspur».
Как считает Дмитрий Бакай, изменения в лучшую сторону или сохранения позитивной динамики на серверном рынке, ждать, увы, не приходится: «Скорее точечно будут выполняться проекты у тех заказчиков, где обновление или расширение серверного парка представляется необходимым для поддержания функционирования компаний, — это крупные предприятия, которые покупают достаточно мощные системы. Остальные заказчики, для которых затраты на ИТ не являются жизненно важными, предпочтут сэкономить на этой части бюджетов».
Тимур Рахимбабаев дает такой прогноз развития серверного рынка: «Проектов станет меньше, часть их будет реализовываться в сокращенном виде, а критически неотложные нужды станут „затыкать“ наиболее дешевыми модернизациями и поставками недорогих систем. В целом (в относительных долях) увеличатся поставки недорогих систем и наиболее производительных решений».