Падение российского рынка устройств печати, начавшееся еще в 2013 г., в 2014-м существенно ускорилось практически во всех сегментах, причем денежные показатели снижались быстрее натуральных. Тем не менее многие тенденции, проявившиеся еще несколько лет назад, сохраняли свою актуальность и в прошлом году.
Объем и динамика
По данным ITResearch, в 2014 г. было продано около 3,62 млн. принтеров и настольных МФУ, что на 9,4% меньше, чем в 2013 г. При этом количественная динамика рынка в обоих сегментах оказалась практически такой же, что и в 2013 г.: продажи принтеров упали на 13,5%, настольных МФУ — на 6,7%. Однако в денежном выражении снижение объема продаж (до 701,5 млн. долл.) оказалось вдвое больше — 20,1%. Как отмечают аналитики, «это связано как с быстрым ростом курса рубля по отношению к доллару во второй половине года и отставанием от него рублевых цен (что эквивалентно снижению цен в долларах), так и с некоторым смещением спроса в пользу менее дорогих устройств».
Как сообщают аналитики ITResearch, в лазерном сегменте было продано около 2,6 млн. устройств, причем продолжала увеличиваться доля настольных МФУ, падение продаж которых было меньше, чем в среднем по рынку. В то же время в самой массовой категории аппаратов нижнего уровня производительности спрос во второй половине года сместился в пользу однофункциональных принтеров. В категориях высокопроизводительных монохромных, а также цветных моделей пользователи отдавали предпочтения МФУ.
В струйном сегменте было продано немногим более 1 млн. устройств, и по сравнению с 2013 г. падение спроса немного замедлилось. Традиционно наиболее благоприятным для «струйников» оказался конец года, причем под влиянием ажиотажного спроса в IV струйных МФУ удалось продать даже больше, чем за аналогичный период 2013 г.
В целом, по оценке ITResearch, на рынке печатающих устройств лидировали компании Canon, HP и Samsung (перечислены в алфавитном порядке), на долю которых пришлось около 70% всех продаж.
Существенное снижение объема рынка фиксирует и IDC. «Согласно результатам исследований, в 2014 г. российский рынок печатающих устройств сократился на 10,3% по сравнению с уровнем 2013 г., до 3,57 млн. штук, а в денежном выражении — на 15,4%, до 828,35 млн. долл. В общем объеме продаж на лазерную технику пришлось около 2,47 млн. устройств, в том числе 1,52 млн. МФУ, количество проданных струйных устройств составляет 1,08 млн. шт., большинство которых являются многофункциональными — 852,2 тыс. шт.», — сообщает Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC. Он также отмечает, что «в IV квартале был зафиксирован значительный рост поставок по определенным категориям продукции вследствие ажиотажного спроса, связанного с желанием потребителей приобрести устройства до их подорожания».
Игорь Пасюков, директор по развитию продуктов подразделения персональных систем и устройств печати HP в России, обращает внимание на то, что IDC фиксирует количество печатной техники, которая отгружается в страну: «Если же говорить о том, что приобрели потребители, то тут наиболее точную оценку дает компания GfK, сообщающая, что в 2014 г. рынок сократился на 11% в штуках и лишь на 6% — в рублях. Меньшее падение по последнему показателю, естественно, объясняется девальвацией, т. е. подорожанием техники в рублях. Таким образом, по итогам 2014 г., какой срез рынка мы бы ни рассматривали, можно говорить о негативном снижающемся тренде».
Илья Хохлов, продакт-менеджер по струйным устройствам представительства Epson, отмечает, что «рынок стал меньше и в штучном, и в денежном выражении»: «Главным образом это связано с экономическими изменениями конца года. Даже повышенная покупательская активность в декабре не компенсировала общего годового падения». Динамика продаж Epson, по его словам, «коррелировала с общей рыночной ситуацией».
По оценке Кирилла Ушакова, менеджера по продуктам KYOCERA Document Solutions Rus, «рынок в 2014 г. по сравнению с 2013 г. уменьшился, хотя и не намного». «Тем не менее это не сильно сказалось на наших продажах, т. к. даже в кризисных условиях мы постарались минимизировать влияние скачков курса валют на цены, устанавливаемые на наши машины, — добавляет он. — Мы продолжали и продолжаем вести все расчеты по фиксированному курсу в рублях, не привязывая его к евро и доллару».
Максим Герасименко, руководитель отдела маркетинга компании Ricoh Rus, считает, что рынок сократился примерно на 10% (в штуках): «Это произошло как из-за снижения покупательной способности домашних пользователей, так и из-за уменьшения спроса в корпоративном секторе. Наибольшее падение в офисной среде, по нашим оценкам, произошло в сегменте принтеров и МФУ формата А3. Мы связываем это с тем, что в непростой экономической ситуации заказчики предпочитают экономить „здесь и сейчас“ — они отдают предпочтение недорогим устройствам и не задумываются о стоимости владения в долгосрочной перспективе». По его словам, несмотря на существенное падение рынка, Ricoh удалось укрепить свои позиции и нарастить долю: «По итогам года мы видим почти двукратный рост: в сегменте монохромных МФУ Ricoh занимает уже 5% российского рынка. Когда в 2012 г.мы выходили в сегмент домашних устройств, то озвучивали цель занять 5% рынка к концу 2015 г. и, как видите, идем с опережением на год. Российские пользователи очень хорошо восприняли нашу идею недорогих перезаправляемых устройств для дома и небольших офисов».
Сергей Лебедев, директор по маркетингу компании «ОКИ Системс Рус», отмечает, что рынок «несколько уменьшился в количественном выражении, но гораздо заметнее сократился в денежном (в долларах)». По его словам, «однако за счет того, что до конца года мы удерживали рублевые цены, которые установили в начале осени, рублевый оборот увеличился».
«По нашей оценке, объем рынка лазерных устройств составил около 2 млн. шт., что ниже показателей 2013 г. Сокращение емкости рынка отличается по категориям, в большей степени это коснулось принтеров, в меньшей —МФУ», — сообщает Наиль Гималиев, директор по маркетингу и развитию бизнеса Brother в России. Он считает прошедший год удачным: «Brother — одна из немногих компаний, увеличившая продажи в прошлом году. Таким образом, мы существенно увеличили свою долю и закрепились в числе лидеров рынка».
По оценке Романа Лобанова, руководителя отдела телекоммуникационных продуктов Panasonic Rus, «и в количественном, и в денежном выражении отмечалось существенное падение»: «Снижение продаж в денежном выражении носит более резкий характер. Основной причиной такого негативного тренда послужила сложная экономическая ситуация. Общее сокращение рынка сказалось и на наших продажах. Но несмотря на негативные тенденции, мы продолжаем активно работать, уделяя особое внимание сегменту B2B».
По словам Марии Харлампиди, продакт-менеджера Konica Minolta, «рост рынка в 2014 г. был, безусловно, приторможен кризисом, что не могло не сказаться на результатах IV квартала и года в целом»: «IV квартал продемонстрировал, к сожалению, отрицательную динамику роста во всех сегментах по сравнению с тем же периодом 2013 г. При этом если более массовые сегменты (формат А4) за счет успешных первых кварталов по итогам года вышли даже в некоторый плюс, то в сегментах печатных устройств формата А3 наблюдалось снижение объемов продаж».
Интересно, что опрошенные дистрибьюторы на сей раз предпочли не транслировать данные аналитических агентств, а представили собственные оценки объема рынка и его динамики, которые, как правило, оказывались несколько хуже «официальных».
«По данным IDC, падение рынка составило 15,4% (в деньгах). По нашим оценкам, эта картина излишне оптимистична, и на самом деле рынок стал меньше еще как минимум на несколько процентов», — считает Дмитрий Купцов, вице-президент OCS Distribution. По его словам, I квартал был относительно неплохим, а потом началось «планомерное падение»: «Прошедший год был особенным: в отличие от других сложных лет, когда имело место проседание во II и III квартале, а потом IV компенсировал потери предыдущих двух, в этом году подъема не произошло. Сумма причин, большинство из которых не связано напрямую с ИТ-рынком, — негативная экономическая ситуация, внешнеэкономические факторы — вызвали общее падение спроса. „Печатка“ не является товаром первой необходимости, поэтому мы в тренде... вместе с экономикой».
Как отмечает Дмитрий Купцов, к середине III квартала стало понятно, что рознице придется очень трудно: «Back to school — традиционный сентябрьский подъем продаж печатных устройств — в этом году прошел практически незаметно, и пока мы не видим предпосылок для оживления спроса». Немного по-другому чувствовал себя корпоративный сектор. «Все же государство — это большой крейсер, который, даже если машины остановлены, какое-то время продолжает движение. Вот на этой инерции корпоративные продажи в 2014 г. двигались вперед, проходили конкурсы, бюджеты секвестировались, меж тем часть объема даже досталась регионам, традиционно страдающим в кризисные времена больше, чем центр, — добавляет он. — В конце года в обоих секторах лучше чувствовали себя вендоры, цены которых привязаны к рублю — HP, Canon, Samsung...».
Дмитрий Виноградов, директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании MERLION, сообщает, что по данным «внутренней аналитической службы» в 2014 г. объем рынка снизился до 3,5 млн. шт., из которых 2,5 млн. шт. — лазерные устройства: «Таким образом, в штучном выражении падение рынка составило 13%. В деньгах падение оказалось более значительным и превысило 20%, что говорит о снижении средней цены». По его словам, «компания MERLION по итогам года сохранила одно из лидирующих положений на рынке дистрибуции лазерных устройств».
Похожие цифры приводит и Олег Захарченко, руководитель направления «Печатающие устройства и расходные материалы» компании «Марвел-Дистрибуция»: «Весь рынок печатающих устройств в 2014 г. наши собственные аналитики оценивают приблизительно в 800 млн. долл. Это меньше показателя 2013 г. почти на 15%. В штуках речь идет о 3,5 млн. устройств».
Похоже, лишь в компании Treolan не заметили существенного спада. «В 2014 г. объем продаж печатных устройств и в денежном, и в штучном выражении остался практически таким же, как и в 2013 г. Причем поставки в корпоративный сегмент несколько снизились, а сегмент для дома и малого офиса показал небольшой рост», — считает Алексей Бодулев, старший менеджер по периферии компании Treolan. По его словам, объем продаж дистрибьютором печатной техники (в штуках) «был аналогичен результатам 2013 г.».
Андрей Блинов, коммерческий директор компании Teko, считает, что рынок офисной печати стоит разделять на два сегмента — оборудования и расходных материалов: «По классической схеме считается, что офис обеспечивается „расходкой“ не только для машин, которые были поставлены в этом году, но и для оборудования, закупленного за последние 5–7 лет. Поэтому на рынке расходных материалов все было стабильно и в целом соответствовало ожиданиям и уровню продаж 2013 г.». По его словам, «произошло перераспределение между кварталами»: «В I и II кварталах госсектор переходил на ФЗ-44. Рынок долго раскачивался. В III–IV кварталах — госзакупки раскачались, но произошел скачок курса, что привело к коррекции продаж в долларовом эквиваленте. В расходных материалах они упали примерно на 10–15%, в сегменте оборудования — на 25–30%».
Тенденции...
«Сложная экономическая ситуация, санкции, значительное падение курса рубля — все это отрицательно повлияло на спрос практически во всех сегментах рынка устройств печати. Объемы продолжали сокращаться. Тем не менее общие тенденции рынка, наблюдавшиеся ранее, в основном сохранились: приоритетным спросом во всех сегментах рынка потребителей продолжают пользоваться цветные устройства и многофункциональные, различного ценового уровня», — сообщает Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC.
Говоря о ситуации в двух технологических сегментах, он отмечает, что рынок струйной печати в целом продолжал сжиматься в объемах, прежде всего за счет сокращения поставок недорогого оборудования (менее 100 долл.): «Происходит смещение приоритетов к более дорогим моделям и моделям, оснащенным системами непрерывной подачи чернил, обеспечивающим преимущества по общей стоимости владения». По оценке IDC, лазерный рынок в целом тоже сокращался, относительно лучше себя чувствовали МФУ, а в сегменте цветных лазерных МФУ в IV квартале был даже зарегистрирован двузначный рост в начальном (1–10 стр./мин) и среднем (45–69 стр./мин) сегментах. «Это говорит о том, что потребительские приоритеты в основном не изменились, несмотря на кризисные тенденции в экономике и финансовой сфере», — считает Константин Макаренков.
С этим соглашается Алексей Плотников, директор по маркетингу компании «Xerox Евразия»: «Основные отраслевые тенденции последних лет сохранялись и в 2014 г. В частности, высоким спросом пользовались цветные и многофункциональные устройства». По его мнению, воздействие экономических и политических факторов «привело к заметному снижению общего объема продаж, однако не приостановило переход на цветные и многофункциональные устройства, а также развитие других отраслевых трендов, наметившихся еще несколько лет назад, таких как внедрение интеграционных программных комплексов и решений для защиты данных». Вместе с тем низкая стоимость отпечатка становилась для заказчиков все более важным критерием при выборе офисной техники: «Разумеется, оптимальным подходом в этих условиях можно считать установку оборудования и ПО, обеспечивающих не сиюминутную экономию, а снижение расходов в долгосрочной перспективе. Именно оптимизация издержек и сокращение расходов становятся востребованными в условиях кризиса».
Игорь Пасюков (HP), напротив, наблюдает противоположные тенденции: «Очевидно, что сейчас мы входим в полосу кризисных явлений. Когда наступают столь сложные моменты в экономике страны, всегда проявляются очевидные кризисные тренды. Во-первых, многие крупные заказчики откладывают покупку предметов не первой необходимости на более поздние сроки. Безусловно, печатная техника попадает в эту категорию, если не иметь в виду узкий круг компаний, для которых она является предметом основной производственной деятельности». Он отмечает смещение спроса в сторону более дешевых устройств: «Бюджеты у большинства заказчиков остались примерно прежними, а техника в рублях подорожала. Соответственно заказчики выбирают то оборудование, которое соответствует их возможностям. Поскольку МФУ всегда стоят дороже, чем принтеры аналогичного класса, мы видим обратное смещение спроса в сторону однофункциональной техники. Если же говорить о лазерном рынке, то черно-белые печатные аппараты всегда дешевле, чем аналогичные по классу цветные — т. е. спрос на „монотехнику“ будет расти. Если суммировать все указанные тренды, мы увидим, что рынок станет меньше, вырастет доля однофункциональных и устройств начального уровня, а доля цветной печати — уменьшится».
По мнению Сергея Лебедева (Oki), основной тенденцией стал переход пользователей на «режим экономии»: «Мы заметили, что клиенты старались как можно дольше использовать существующий парк печатной техники, не закупали новую, отказывались от сервисных контрактов, обслуживали технику своими силами, и конечно, активно переходили на дешевые совместимые материалы. К сожалению, так поступали даже те компании, которые раньше работали только на оригинальных „расходниках“».
Максим Герасименко (Ricoh) считает, что корпоративные заказчики стали отдавать предпочтение более недорогим устройствам формата А4, поэтому падение «в деньгах» было больше, чем «в штуках»: «Так, сегмент МФУ формата А4 „прибавил“, по нашим оценкам, около 5%. Сегмент МФУ формата А3 в это же время „просел“ на 9%. Кроме того, мы видим укрепление трендов, которые берут начало еще в 2011–2012 гг. — это замена отдельно стоящих принтеров и сканеров на МФУ и постепенное увеличение доли цветных аппаратов».
По словам Романа Лобанова (Panasonic), сохраняют свою актуальность такие тенденции предыдущих лет, как замещение принтеров на МФУ и снижение доли струйных устройств по отношению к лазерным. «В то же время стоит отметить, что на первый план при покупке МФУ, будь то для личного или корпоративного пользования, выходят такие показатели, как низкая стоимость владения и его функциональная насыщенность», — добавляет он.
Это подтверждает и Наиль Гималиев (Brother): «Производители начинают серьезное продвижение устройств с низкой себестоимостью печати, конкурирующих по стоимости отпечатка с т. н. „условно-совместимыми“ картриджами. Речь пока идет о струйной печатающей технике. Полагаю, что в будущем это может существенно изменить ситуацию в продажах расходных материалов».
«Беспроводные, мобильные, облачные технологии — таковы основные тенденции, которые наблюдались в печатной технике в 2014 г.», — считает Кирилл Ушаков (Kyocera). По его словам, «все идет своим эволюционным чередом»: «Техника печатает все быстрее, качественнее и экономичнее. Машины становятся более дружелюбными к природе и окружающей среде. Единственное, что хочется особо выделить, — это тенденция многих крупных бизнесов переходить от закупки печатающих устройств на MDS, в частности — на аутсорсинг печати, тем самым сокращая затраты на эту составляющую бизнеса».
Мария Харлампиди (Konica Minolta) основной тенденцией последних лет также называет «классическую эволюцию техники»: «Аппараты сейчас более интеллектуальные, скоростные и многофункциональные. Пользователи чаще оценивают печатное устройство с точки зрения максимального включения в бизнес-процессы компании, интеграции с существующей инфраструктурой и системами документооборота. Повышаются требования к информационной безопасности, возможностям ограничения доступа и разграничения прав пользователей». По ее оценке, в корпоративном сегменте «акцент постоянно смещается в сторону все более производительных аппаратов»: «Доля высокоскоростных машин растет в основном за счет уменьшения доли „младших“ сегментов. Продажи цветных устройств также растут, но пока на российском рынке традиционно доминируют монохромные».
«Доля принтеров продолжала сокращаться по сравнению с МФУ, которые, в свою очередь, снизились всего на 5%, а в сегменте цветных МФУ мы наблюдали рост продаж в штуках», — сообщает Олег Захарченко («Марвел-Дистрибуция»). Помимо этого, по его словам, «до российского рынка печатной техники дошел и глобальный тренд развития мобильности и облачных услуг»: «Вендоры расширили ассортиментное предложение устройств с функцией мобильной и облачной печати, решений для оцифровки документов. В 2015 г. мы ожидаем колоссальный рост доли устройств с Wi-Fi, как персональных, так и корпоративных».
Развитие беспроводных технологий, в том числе и NFC, отмечает и Дмитрий Виноградов (MERLION): «Вполне вероятно, что скоро большинство печатных устройств будут поддерживать данную функцию. Также наблюдаем смещение спроса от принтеров к МФУ, причем это распространяется на устройства не только для офиса, но и для домашнего использования».
По словам Андрея Блинова (Teko), «меняется понимания печати клиентами как покупки сервиса вместо коробки»: «Я говорю о MPS. Если для конечного клиента все еще актуальна покупка картриджа раз в 1–2 месяца, то для компаний, печатающих много и бесперебойно, важнее приобрести сервис или пакет услуг, нежели купить набор картриджей. Поэтому интерес к MPS-контрактам на рынке усилился, в 2014 г. увеличилось число контрактов. Думаю, это направление будет развиваться и дальше». Кроме того, он отмечает, что «все больший интерес клиенты проявляют к 3D-печати»: «Недалек тот момент, когда 3D-печать окончательно сформирует свой рынок. Это совершенно новое прикладное направление со своими законами, поставщиками и клиентами, которое в первую очередь требует пристального внимания традиционного рынка печати».
...и события
Большинство игроков не смогли назвать значимых событий, заметно повлиявших на российский рынок устройств печати. «Особых изменений не отмечаем, основных событий мы ждем в 2015 г.», — говорит Олег Захарченко («Марвел-Дистрибуция»). Многие с этим соглашаются, некоторые называют важными вехами выпуск новых продуктов.
«Я могу говорить только о компании HP. C нашей точки зрения, наиболее значимым событием стало более широкое проникновение революционной технологии цветной печати HP PageWide, которая позволяет печатать со скоростью, не имеющей мировых аналогов, и при этом на 50% дешевле, чем с использованием решений конкурентов, — сообщает Игорь Пасюков. — Продукты этой линейки — HP OfficeJet Pro X и HP OfficeJet EnterpriseX — в 2014 г. проложили дорогу к российским заказчикам, которые начали активно применять их для решения своих задач». По его словам, еще одним заметным событием стал вывод на рынок расширенной линейки устройств HP Flow MFP: «Это гибрид стандартного офисного МФУ и центра цифровой обработки информации. Если заказчику нужно жить в гибридном мире и оцифровывать, хранить и каталогизировать большие объемы документов и при необходимости выводить их из электронного хранилища на печать, то такие устройства просто не имеют альтернатив». Как добавляет Алексей Бодулев (Treolan), «НР начала поставки уникальных струйных принтеров HP OfficeJet Pro X в конце 2013 г., а в 2014 г. эти устройства стали активно продаваться в России».
Для компании Epson, как сообщает Илья Хохлов, наиболее важным событием стал запуск новой линейки устройств Epson WorkForce Pro RIPS: «Они не имеют аналогов на российском печатном рынке и призваны произвести определенный переворот в сегменте бизнес-печати».
«Следуя пожеланиям российских корпоративных заказчиков, Ricoh также выпустила несколько новых серий устройств, которые могут быть установлены не авторизованными сервисными инженерами, а „обычными“ сотрудниками ИТ-служб компании-клиента. Это монохромные МФУ и принтеры формата А4, — говорит Максим Герасименко. — Кроме того, мы предложили надежные, но простые в использовании и доступные по цене полноцветные МФУ формата А3 Ricoh MPC2011SP. С учетом того, что российские потребители стремятся экономить не в ущерб функционалу, мы уверены, что эти устройства будут пользоваться популярностью». По его словам, для улучшения сервисного покрытия в регионах упрощена процедура авторизации для новых сервисных партнеров и внедрена «практика доставки запчастей по гарантии из Европы до дверей сервисного центра».
«Чтобы обеспечить устойчивое развитие бизнеса в условиях экономической нестабильности, компания Xerox сконцентрировалась на направлениях с высоким потенциалом, в том числе на услугах аутсорсинга и решениях для сегмента СМБ, — сообщает Алексей Плотников. — Для более полного удовлетворения потребностей партнеров мы расширили и обновили комплекс инструментов поддержки, используемых при работе с каналом».
А Kyocera, по словам Кирилла Ушакова, «все больше и больше фокусируется именно на предоставлении комплексных решений по документообороту (MDS) для своих партнеров и конечных пользователей».
Компания Teko, как сообщает Андрей Блинов, «смещала акценты на определенные направления работы, связанные с сервисами и набором услуг для клиентов»: «Мы активно разрабатывали продажи программных продуктов и MPS, здесь мы добились определенных успехов. Начал полноценно работать ЦОД (Центр обслуживания дилеров)».
Дмитрий Купцов (OCS Distribution) сравнивает кризисные времена с «военным положением»: «Это постоянное приведение параметров бизнеса в соответствие с меняющимся спросом, повышение эффективности собственного бизнеса, снижение затрат в транспорте и логистике. И конечно, поиски интересных предложений для партнеров». Он напоминает, что дистрибьютор начал продвижение печатного оборудования Ricoh: «Это — интересный вендор, широкая линейка которого покрывает и розничный, и корпоративный сегмент. На сегодняшний день он не достаточно хорошо известен заказчикам, объем бизнеса в России у Ricoh пока около 5%. Но это только начало. Сейчас мы занимаемся развитием бренда в двух направлениях: тяжелые проектные решения для корпоративного сегмента и направление low-end: выделенные модели, которые не пересекаются с канальными, что дает возможность продавать их в розничные сети. Мы сосредоточены на двух указанных направлениях, так как это сегменты, где мы можем предложить нашим партнерам наиболее интересные условия». По словам Дмитрия Купцова, Ricoh интересна и широким рядом лазерных инженерных систем: «Это эксклюзивный товар, который лидеры не предлагают». Кроме того, летом было объявлено о начале продаж через дистрибьюторский канал OCS лазерных принтеров и МФУ китайской компании Pantum. В то же время еще одним дистрибьютором Ricoh стала компания MICS.
Олег Захарченко сообщает, что в прошлом году «Марвел-Дистрибуция» кардинально изменила свой подход к дистрибуции печатных устройств: «Мы усилили команду, расширили портфель вендоров с двух (2013 г.) до пяти (2014 г.), стали гораздо больше внимания уделять партнерскому каналу и маркетинговой поддержке. Заключили дистрибьюторское соглашение с одним из ведущих производителей — компанией Brother. Итогом этой работы стал более чем двукратный рост продаж по отношению к 2013 г. Существенно увеличилось и количество партнеров, постоянно закупающих печатную технику и расходные материалы. Все это за относительно короткий срок превратило нас в одного из ведущих поставщиков в этом сегменте ИТ-рынка». Он отмечает, что в прошлом году произошло существенное изменение стратегии компании в отношении поставщиков: «Если раньше мы делали акцент на двух-трех лидерах в каждом сегменте, то сейчас дополняем эту уже сложившуюся систему менее крупными, но при этом перспективными производителями».
2015: ожидания и прогнозы
По мнению Константина Макаренкова, ведущего аналитика IDC, в этом году ожидать роста не стоит: «Экономическая ситуация характеризуется высокой степенью неопределенности, поэтому, вероятнее всего, как вендоры, так и потребители будут вести себя осторожно. Вопросы цены и общей стоимости владения оборудованием будут играть еще большую роль при принятии решений о приобретении, это касается всех сегментов потребителей. Мы предполагаем дальнейшее сокращение рынка в количественном и денежном выражении в 2015 г. Что будет дальше — покажет развитие событий».
С этим соглашаются и опрошенные игроки, подводя неутешительные итоги работы в начале года. При этом многие сообщают, что намерены особое внимание уделять продвижению решений MPS/MDS.
«Ожидания довольно пессимистичные, мы считаем, что объем рынка будет падать относительно 2014 г.», — говорит Илья Хохлов (Epson). Хотя, по мнению Кирилла Ушакова (Kyocera), «всё развивается не так плохо, как могло бы развиваться с учетом текущей экономической ситуации в России».
Как отмечает Игорь Пасюков (HP), «год начался в разгар экономического кризиса и непростых отношений между Россией и Западом», и это влияет на рынок: «Во-первых, мы ожидаем дальнейшего негативного влияния внешних экономических факторов. Это скажется на общем объеме рынка, который в 2015 г. будет меньше, чем в 2014 г. Во-вторых, т. к. рубль претерпел существенную девальвацию, а себестоимость печатной техники нормируется преимущественно в долларах и евро, то стоимость продукции в рублях для заказчиков будет расти. Это означает, что помимо общего сокращения рынка в штуках на нем увеличится доля дешевых устройств». Кроме того, по его словам, «в России четко проявится тренд увеличение спроса на услуги постраничной печати или передачи печати на аутсорсинг»: «Это позволит заказчикам существенно экономить, оплачивая только печать и ровно того количества страниц, которое требуется. Отметим, что как сама HP, так и ее партнеры уже сегодня предоставляют заказчикам такие услуги». Игорь Пасюков уверен, что «год будет тяжелым»: «Однако несмотря на все кризисные явления, HP продолжит наращивать долю на российском рынке, которая, по разным статистическим отчетам, составляет от 39% (IDC) до 40% (GfK)».
Как подчеркивает Алексей Плотников (Xerox), «темпы развития российского рынка печатных устройств будут зависеть в первую очередь от общего состояния экономики страны». «Однако не стоит забывать, что ни одна современная компания не может обойтись без офисной техники, поэтому рынок печатных устройств продолжит свое развитие, несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, — добавляет он. — Пока сложно предсказать динамику, однако существуют явные предпосылки восстановления докризисных объемов продаж при условии стабилизации экономической обстановки. Этот потенциал роста во многом связан с высоким уровнем проникновения информационных технологий в бизнес и государственное управление». Также вендор ожидает повышения спроса на услуги аутсорсинга, в том числе в рамках проекта XPPS (Xerox Partner Print Services): «Это новое предложение позволяет пользоваться преимуществами аутсорсинга печатных процессов не только крупным бизнес-структурам, но и предприятиям среднего бизнеса. При этом в роли сервис-провайдеров выступают наши партнеры, которые управляют офисной инфраструктурой заказчиков, опираясь на экспертизу, опыт и технологии Xerox».
Ситуация в этом году складывается непросто для всех импортеров, и связано это прежде всего с падением курса рубля, отмечает Наиль Гималиев (Brother): «Участники рынка, как мы понимаем, делают все от них зависящее для сдерживания роста цен. К сожалению, речь сейчас идет только о глубине ожидаемого падения рынка в 2015 г.».
«Рынок в штуках сократится примерно на 7%, и это самый оптимистичный прогноз. Могу лишь осторожно предположить, что восстановление начнется в 2016 г.», — считает Максим Герасименко (Ricoh). Он рассчитывает, что «тренд сокращения издержек сохранит актуальность» и это позволит нарастить объем продаж услуг по оптимизации печати и документооборота Ricoh MDS.
По словам Сергея Лебедева (Oki), в начале 2015 г. «большинство производителей установили новые цены согласно текущим курсам основных валют, в результате чего закупки несколько заморозились». «Сейчас, после того как участники рынка привыкли к новому уровню цен, начинается более активное „шевеление“, проявляется интерес к закупкам печатающих устройств. Несомненно, при этом наибольший интерес у потенциальных клиентов вызывают аппараты, которые помогают экономить расходы на печать», — добавляет он.
Мария Харлампиди (Konica Minolta) также считает, что пока преждевременно делать какие-то выводы: «Первый квартал года традиционно наименее активный в плане продаж. Кроме того, резкие колебания курса и общая экономическая ситуация в России в конце 2014 г. и в начале 2015 г. заставили всех участников рынка пересмотреть свои планы и прогнозы». Она утверждает, что набирают популярность «услуги по анализу парка печатного оборудования с поиском путей оптимизации и снижения затрат»: «В частности, компания Konica Minolta активно развивает направление OPS (Optimized Print Services), предполагающее комплексный подход к решению подобных задач, включающий консалтинг, внедрение и последующую поддержку проекта».
Представители дистрибьюторов оценивают ситуацию на рынке «более конкретно».
«Из-за экономической ситуации мы видим спад продаж примерно на 50% к аналогичному периоду прошлого года», — сообщает Алексей Бодулев (Treolan).
Это подтверждает и Дмитрий Виноградов (MERLION): «Нас ждет непростой год. По нашим данным, в его начале (январь-февраль) сокращении объема реализованных на рынке устройств в штучном измерении составило 38%. В денежном выражении падение более значительное — более 50%, что говорит о существенном снижении средней цены на печатную технику. Согласно нашим прогнозам, только к IV кварталу рынок „придет в себя“ и начнет выравниваться, падение будет меньшим, чем сейчас, — не более 30% в штуках».
По словам Олега Захарченко («Марвел-Дистрибуция»), рынок «лихорадит»: «Я бы сказал, что год начался с обвала. Этому способствовали экономические изменения, рост внутренних курсов вендоров и удорожание кредитования во второй половине 2014 г. В 2015 г. эффект усилили растущий уровень неопределенности и стремление игроков просчитать и нивелировать свои риски. В целом ожидается непростой год, рынок печати пострадает так же, как и другие. Если говорить о динамике, то, по нашей оценке, можно готовиться к падению в районе 30%». Тем не менее дистрибьютор ожидает оживления спроса, стабилизации экономики и курсов валют: «Мы продолжим укреплять наши позиции, расширять товарное предложение, будем также стремиться занять освободившиеся ниши, т. к. очевидно, что участников станет меньше».
«Я бы сказал, что итоги I квартала стали шоком для всех участников рынка. Это естественная реакция на макроэкономическую среду. Мы оказались в новой реальности, в которой нужно заново учиться жить, зарабатывать деньги, — считает Андрей Блинов (Teko). — Поэтому в I квартале стало существенно меньше проектов, более того, действующие замораживались. По старым, состоявшимся проектам партнеры жаловались на невыплаты клиентов, участившиеся арбитражные судебные разбирательства. Тем не менее эта ситуация должна выправиться, на мой взгляд, в самое ближайшее время».
По словам Дмитрия Купцова (OCS Distribution), «год начался только в конце зимы»: «Первые два месяца рынок „отходил“ от передряг последнего квартала 2014 г. Сейчас уже начинают появляться проекты, возвращаются конкурсы, которые не состоялись в прошлом году, — их просто отложили. Планы компании OCS на этот год — заинтересовывать партнеров, сохранять и улучшать имеющиеся сервисы. Ну и главное — быть эффективными».