По данным аналитического агентства ITResearch, за 2014 г. в России было продано 154 тыс. мультимедийных проекторов на сумму 159 млн. долл. Таким образом, за год рынок в натуральном выражении стал меньше на 22,6%, а в денежном — на 18%. Выросла только средневзвешенная стоимость проекторов — до 1034 долл. (на 6% больше, чем по итогам 2013 г.).
Сжатие рынка проекторов в 2014 г. прогнозировалось независимо от негативных факторов, связанных с девальвацией рубля, санкциями, кризисом и т. д. Дело в том, что в 2013 г. шли значительные поставки в сферу образования, а в 2014 г. они намного снизились . При этом ситуация в течение года постоянно ухудшалась, и максимум падения пришелся на декабрь (-40%).
Это взгляд на данный сегмент рынка извне. А вот что думают о состоянии российского проекторного рынка те, кто находятся в его эпицентре, — вендоры и дистрибьюторы.
От общих бед до частных побед
Рассуждая об итогах года, большинство наших респондентов соглашаются с цифрами, приведенными выше, дополняя их своими комментариями.
«Cудя по отчету ITResearch, в 2014 г. падение рыка оказалось существенно больше, чем в 2013 г. Из-за происходивших серьезных политических и экономических событий прошлый год стал самым тяжелым для производителей», — отмечает Алексей Златин, глава представительства компании NEC Display Solutions.
А вот что говорит Андрей Таскаев, менеджер по продукции компании BenQ: «За два последних года проекторный рынок сократился на 40% и уверенно идет к уровню десятилетней давности. На сегодня он отброшен к показателям 2007 г.»
Напомним, что за нашим проекторным рынком наблюдают и из-за рубежа.
«По данным аналитического агентства FutureSource, на российском рынке проекционного оборудования в 2014 г. было продано чуть более 160 тыс. устройств (на 23% меньше, чем в 2013 г.). Ограничение бюджетов в образовательном секторе, общее снижение покупательной способности в канале, резкий рост рублевых цен оказали на него негативное влияние, особенно во втором полугодии», — комментирует Евгений Джаксимов, старший продакт-менеджер по проекционному оборудованию московского представительства компании Epson.
Этим же источником пользуется и Мария Соловьева, директор по маркетингу компании ViewSonic: «На протяжении нескольких лет проекторный рынок России демонстрировал очень хорошие темпы роста, а по результатам 2012 г. уверенно вошел в тройку лидеров европейского региона. К сожалению, сокращение государственного финансирования образовательных учреждений, одного из основных потребителей проекционного оборудования, олимпийская стройка, а затем и события 2014 г. привели к тому, что рынок „похудел“ на 23% (в штуках). Тем не менее на фоне общих результатов года возникает ощущение, что проекторный сегмент чувствовал себя лучше, чем некоторые другие. Да и общемировые тренды проекторной индустрии (например, рост рынка Германии на 16%!) должны настраивать нас на позитивный лад. Хотя, безусловно, нынешняя ситуация в стране к оптимизму не располагает».
Позитива действительно не хватает. Так, Екатерина Царева, директор коммерческого департамента компании Acer в России, считает, что в прошлом году рынок сократился сильнее, чем по оценкам ITResearch: «По нашим данным, было поставлено 135–140 тыс. ед., отрицательная динамика — 30%».
Но все приведенные выше данные — это, как говорится, средняя температура по больнице, показатель, несомненно, важный, но не самый информативный. Ведь всегда интересно узнать, из чего именно складывались эти итоги. О первой составляющей уже было сказано — в 2014 г. закупки российским образованием заметно уменьшились по сравнению с предыдущим годом.
«Российский проекционный рынок напрямую зависит от поставок в сферу образования, они резко сократились в связи с экономическими трудностями. Однако до сих пор составляют существенную долю рынка, даже на фоне довольно заметного роста поставок В2В и инсталляционных решений», — отмечает Евгений Азаренко, менеджер по маркетингу и рекламе Casio Europe GmbH.
О тех заказчиках, которые в 2014 г. чувствовали себя хуже других, говорит и Андрей Таскаев: «В 2014 г. окончательно умер школьный рынок, а к концу года — и домашних проекторов. Пока стабильны по инерции корпоративный и инсталляционныйрынки, но к середине 2015 г. и они будут поражены тяжелой болезнью».
Но общие показатели проекторного рынка могли быть еще хуже. Ведь в отличие от некоторых других продуктовых сегментов здесь в 2014 г. все еще оставались «островки благополучия» — товарные группы, которые не только не падали, но даже росли.
«По итогам 2014 г. можно выделить три сегмента с положительной динамикой, — замечает Евгений Джаксимов. — Проекторы с разрешением SVGA прибавили 13%, что объясняется смещением спроса в сторону самых доступных моделей. Еще больше выросли продажи аппаратов с яркостью 3000–3999 Лм (+20%), продолжая прошлогодний тренд массового перехода проекторов начального уровня в этот сегмент. А благодаря расширению линеек доступных FullHD-устройств для дома продажи некоторых производителей в этом сегменте выросли более чем на 10%».
Дополняет коллегу Алексей Златин: «Доля рынка проекторов компактного формата, предназначенных в основном для B2B-сегмента, в штучном исчислении увеличилась примерно на 50%: с 9% рынка на начало года до 13,5% на конец. Чуть меньший рост показали полупрофессиональные и тяжёлые инсталляционные проекторы. Эти достижения с запасом „компенсировали“ простые модели компактных аппаратов начального уровня, упав за год примерно на 7% в штуках и на 4% в деньгах. Это произошло в основном из-за сворачивания бюджетных закупок и переориентации производителей и реселлеров на поставки тяжелой техники заказчикам из основных прибыльных сфер (нефтегазовая отрасль, банки, силовые ведомства)».
Екатерина Царева отмечает, что в 2014 г. наиболее активно росли продажи устройств для домашних кинотеатров с разрешением 1080P.
На этот же тренд обращает внимание и Борис Эшкинд, генеральный директор группы компаний DIGIS: «Проекторы для домашних кинотеатров — единственный сегмент в продажах нашей компании, который продемонстрировал по-настоящему серьезный рост (+20% и в штуках, и в деньгах)». Кроме того, он отмечает и незначительный увеличение поставок инсталляционных проекторов: «А офисные устройства серьезно сдали, продемонстрировав худшую динамику за последние годы. В первую очередь это связано с отсутствием в 2014 г. сколько-нибудь значимых поставок в образовательные проекты, доля которых в предыдущие годы была довольно велика».
А по словам Евгении Соколовой, руководителя направления «Проекционное оборудование» компании AUVIX, этот дистрибьютор в 2014 г. отметил наибольший рост продаж именно в сегменте инсталляционных моделей: «Это обусловлено повышением интереса к мультимедийным технологиям, которые активно применялись в сфере digital signage, в музеях и выставочных комплексах».
Но самым интересным итогом 2014 г. стало то, что практически все наши респонденты считают его «довольно успешным».
При этом, как отмечает Евгений Джаксимов, первоначально от российского рынка проекторов ожидали намного большего, и неудивительно, что результаты всех ведущих игроков по его итогам 2014 г. ниже, чем в 2013-м: «Но кризис — подходящее время для того, чтобы максимально увеличить эффективность работы, искать и находить новые решения бизнес-задач. Поэтому в 2014 г. мы уделяли большое внимание поддержке партнеров, укреплению канала, выстраиванию более прочных отношений с конечными заказчиками, улучшению сервисного обслуживания. И не случайно компания Epson пятый раз подряд стала „Чемпионом российского ИТ-канала“ в категории „Проекторы“ по итогам рейтинга CRN/RE с еще бОльшим отрывом от конкурентов».
А вот каким стал 2014 г. для компании Casio: «Мы в целом смогли достичь поставленных перед собой целей. Причем в рублях мы перевыполнили план почти в два раза. Этого успеха нам удалось достичь во многом благодаря запуску ультракороткофокусной модели, ставшей нашим хитом на образовательном рынке России».
Алексей Златин тоже удовлетворен результатами работы в 2014 г.: «По его итогам компания NEC занимает 4-е место с долей рынка 7% и оборотом 8,1 млн. долл. (5,1% рынка). Год назад показатели были даже ниже. То есть несмотря на общее сильное падение, NEC показывает устойчивый положительный результат».
Долями рынка измеряют успехи и в компании Panasonic: «В 2014 г. мы сохранили свою долю (50%) в сегменте инсталляционных проекторов. Этому способствовал ряд факторов:
а) появление (во II полугодии 2014 г.) инсталляционных лазерных одночиповых DLP-проекторов с яркостью 6500 лм и сроком службы источников света 20 тыс. ч;
б) команда инженеров Panasonic, обогатившая свой опыт в ходе подготовки и проведения Олимпийских зимних игр в Сочи, оказывала поддержку, консультировала, обучала партнеров;
в) новые линейки профессиональных дисплеев на основе ЖК-технологии (24 модели) и многозадачные поворотные камеры, что позволяет нам предлагать комплексные решения для разных вертикальных рынков».
Кроме того, как отмечает Александр Мельцев, руководитель отдела маркетинга департамента визуальных решений компании Panasonic, в 2014 г. вендору удалось занять 20% в сегменте короткофокусных проекторов благодаря появлению нового модельного ряда и изменению системы дистрибуции в данном сегменте: «Рост нашей доли происходил на общем фоне падения рынка интерактивных комплектов (интерактивная доска + проектор), который сократился почти вдвое. Причины этого надо искать в насыщении такими комплектами средних образовательных школ, а также в подготовке к новой технологической волне (переход от интерактивных комплектов к интерактивным дисплеям, которые становятся более доступными). В этом тренде мы отстаем от европейского рынка на несколько лет».
Несмотря на отрицательную динамику продаж, в компании Acer также готовы назвать 2014 г. успешным: «Мы сохранили лидерские позиции, увеличили долю до 21,5% (по данным PMA), в три раза больше, чем в 2013 г. поставили проекторов с разрешением 1080P ».
«Считать 2014 г. успешным было бы странно, — говорит Евгений Азаренко. — Но по его итогам мы упрочили лидерство. Наша доля (в штуках) стремится к 30%, что примерно на 10% больше, чем в 2013 г. (данные ITResearch и Future Source Consulting)».
В конце 2013 г., когда верстались планы на 2014 г., мало кто мог предположить, что ситуация в стране будет столь непредсказуемой. Поэтому многие компании оценивают результаты 2014 г. с учетом этого фактора. Не стала исключением и ViewSonic: «Год был очень непростой. Традиционный канал поставок — сфера образования — сильно недофинансировался. А стремительное ухудшение общей экономической ситуации негативно сказалось на других потенциальных потребителях, в первую очередь корпоративных пользователях. Негативный тренд был виден уже в начале года, но тогда лишь немногие могли оценить реальный объем падения. Очевидно, что планы, сформулированные в конце 2013 г., вряд ли удалось бы выполнить. Оперативно оценив рыночную ситуацию, мы смогли сконцентрироваться на наиболее важных направлениях бизнеса. И я считаю, что мы можем гордиться результатами. По данным Future Source за 2014 г., ViewSonic занимает 8% рынка (четвертое место). Но если оценивать объективно, то прошлый год едва ли возможно назвать успешным».
А вот что думают об итогах 2014 г. дистрибьюторы. «Мы прогнозировали снижение продаж в штуках примерно на 20%, — отмечает Евгения Соколова. — Наши прогнозы подтвердились. Тем не менее для AUVIX на фоне общего падения рынка 2014 г. оказался неплохим. В начале года мы сделали ставку на инсталляционные, а также на короткофокусные и ультракороткофокусные модели. Последние наших ожиданий не оправдали (из-за сокращения финансирования в образовании). Количественный рост инсталляционных проекторов превысил 55%. Хорошую динамику показали проекторы Panasonic, Sony, Barco и Optoma. Существенный рост, более 70% (в шт.), обеспечили проекторы для домашнего кинотеатра: при резкой девальвации рубля частные потребители, спасая сбережения, скупали электронику. Например, продажи кинотеатральных проекторов Optoma увеличились в 2,5 раза».
Поддерживает коллегу и Борис Эшкинд: «Продажи проекторов для домашних кинотеатров в DIGIS выросли на 20%, инсталляционных моделей — на 5%, а „офисных“ — снизились почти на 20%. В общем, в 2014 г. продажи проекторов в нашей компании снизились на 14,5% (в шутках). А вот падение в деньгах составило менее 2%. Такая диспропорция возникла благодаря высокой средней стоимости аппаратов для домашнего кинотеатра и инсталляций. На фоне общего падения рынка (около 25% и в деньгах, и в шутках), я считаю, что для нас прошедший год был очень успешным».
Лев Николаевич, позвольте с вами не согласиться
Помните, как начинается «Анна Каренина»? Да-да, мы снова про то, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Именно эту классическую фразу в 2014 г. опроверг российский ИТ-рынок. В прошлом году все «семьи» — ИТ-компании, работающие в нашей стране, — были несчастливы одинаково. Не стали исключением и продавцы проекторов.
Главная проблема, с которой столкнулись все, — это лихорадочные скачки курса и фактический обвал национальной валюты. Вендорам как зарубежным компаниям, жестко привязанным к валютному курсу, приходилось уделять особое внимание ценовой политике и поведению конкурентов на рынке. Как отмечают представители некоторых из них, в IV квартале 2014 г. курсовые скачки привели к переносу, а в некоторых случаях даже к отмене ранее запланированных поставок. Кроме того, говоря об экономических пертурбациях, игроки рынка не устают повторять о сокращении бюджетов в сфере образовании и об отсутствии финансирования после завершения сочинской Олимпиады.
Понятно, что речь идет о глобальных политических вопросах, решить которые не в состоянии ни одна отдельно взятая компания. Единственно возможной реакцией на происходящее в 2014 г. стали шаги, направленные на то, чтобы приспособиться к новым экономическим условиям и переориентировать свой бизнес в соответствии с текущей конъюнктурой рынка. Действия, к которым прибегали все здравомыслящие игроки рынка, очевидны: ужесточение финансовой дисциплины и оптимизация всех бизнес-процессов; на первый план вышли грамотное оперативное планирование бизнеса и умение сфокусироваться на стратегически важных и прибыльных направлениях бизнеса. Ну и, конечно, принципиально важным условием успешного преодоления кризисного периода стало сохранение лояльного партнерского канала.
И на этом месте мы закончим разговор о негативном влиянии кризиса на продажи проекционного оборудования в России, хотя наши эксперты возвращались к этой теме в каждом ответе. Несомненно, политические и экономические потрясения 2014 г. были самыми яркими и значимыми факторами, повлиявшими на проекторный сегмент. Но если мы и дальше будем делать акцент именно на них, то потеряем из виду другие тенденции, на которые необходимо обратить внимание компаниям, которые намерены и дальше работать на этом рынке.
Итак, кроме всего вышеперечисленного в 2014 г. игроки проекторного рынка были вынуждены бороться с еще одной общей бедой. Как отмечают наши респонденты, этот рынок — один из самых насыщенных, здесь представлены более 15 активных игроков. И в 2014 г. в связи с общим падением продаж конкуренция стала еще острее.
Хорошо, что есть что-то хорошее
В начале статьи мы уже коснулись тенденций, определявших характер российского проекторного рынка в 2014 г. Но несмотря на это, мы все-таки попросили наших респондентов более подробно рассказать о том, какие внутренние факторы больше всего повлияли на итоги 2014 г.
«Несколько лет назад мы наблюдали массовую замену 2D-проекторов для домашнего кинотеатра на 3D-модели. Это в большей степени была дань моде после ошеломительного успеха фильма „Аватар“. Сейчас же потребитель все реже спрашивает о 3D-возможностях. Теперь его волнует разрешение проектора: определяющей тенденцией 2014 г. в сегменте устройств для домашнего кинотеатра стал переход от 2К-разрешения к 4К, — уверен Борис Эшкинд. — Именно 4К-проекторы продемонстрировали наиболее впечатляющий рост. С технической точки зрения это не очень оправдано, т. к. на рынке до сих пор нет источников изображения с таким разрешением. Но подобную картину мы уже наблюдали семь-восемь лет назад, когда потребители массово меняли 720p-модели на 2К-модели еще до появления 2К-источников изображения. Вообще рынок проекторов для домашнего кинотеатра очень чувствителен к малейшим технологическим изменениям. На сегмент инсталляционных моделей серьезное влияние оказали Олимпиада в Сочи и Московский международный фестиваль „Круг Света“. Оба события были знаковыми, масштабными и требовали большого количества инсталляционных проекторов. Кроме этого, большую роль сыграло и появление лазерных проекторов с большим сроком службы источника света. Я предполагаю, что в ближайшие несколько лет в сегментах инсталляционных проекторов и проекторов для домашних кинотеатров произойдет „лазерная революция“. Еще одна тенденция 2014 г. — снижение спроса со стороны сферы образования и повышение со стороны структур, связанных с силовыми ведомствами. Причем если первый тренд отразился на сегменте недорогих проекторов, то второй повлиял на продажи наиболее дорогих и технически сложных аппаратов. Эти факты наиболее полно характеризуют изменения, которые произошли в бюджетной политике государства в конце 2014 г. Они же станут определяющими и в 2015 г.»
Поддерживает коллегу и Евгения Соколова: «Среди тенденций 2014 г. можем отметить возросший интерес к лазерным технологиям. Срок службы этого источника света при непрерывной работе — до 20 тыс. ч. Эти проекторы практически бесшумны и энергоэффективны. Еще одно их преимущество — возможность установки под любым углом. Вырос спрос на аппараты с разрешением Full HD не только в домашнем сегменте, но и в корпоративном, а также в сфере образования: теперь у всех крупных игроков рынка есть Full HD-проекторы для всех ценовых сегментов. В инсталляциях стали чаще использовать сшивку проекторов для панорамных экранов и изображений разной конфигурации. Отмечается рост широкоформатных моделей — в 2014 г. на них пришлось около 1/3 рынка. Развивается концепция BYOD. При необходимости любой гаджет может быть источником контента. Большинство моделей проекторов уже совместимы с ОС Android и iOS для работы с мобильными устройствами. На рынке закрепилась технология HDBaseT™. Растет интерес к 4К-проекторам».
В компании Panasonic выделяют следующие тренды 2014 г.: «Продолжается движение в сторону увеличения разрешения. Если в 2013 г. лишь каждый пятый проданный проектор имел разрешение больше XGA, то в 2014 г. уже у каждого четвертого было широкоформатное разрешение. Повысилась средняя цена проектора (на 6% в валюте). Даже в IV квартале в валюте она была выше, чем годом ранее, что можно считать индикатором смещения предпочтений в пользу более профессиональных решений. На 25% выросла доля инсталляционных проекторов, являющихся частью интеграционных решений. Таким образом, в 2014 г. проекционный рынок, несмотря на общее падение, стал более профессиональным».
Делится своими наблюдениями и Андрей Таскаев: «Тенденции российского рынка соответствуют общемировым. Full HD-проекторы: снижение стоимости и закономерный переход от квадратного базового формата к широкому. Энергосбережение и охрана окружающей среды как факторы, все больше определяющие выбор проектора. Принципиальных технологических прорывов пока нет — DLP-аппараты по-прежнему преобладать над LCD. Число LCD-производителей сокращается, а оставшиеся уходят в нишевые продукты. Так, в России, по данным FutureSource, DLP-проекторов было продано почти в три раза больше, чем LCD. А из заметных LCD-производителей осталось полтора игрока. А вот событий, которые смогут изменить проекторный рынок, в 2014 г. практически не случилось. Хотя развитие безламповых проекторных технологий и активное осваивание школами интерактивных панелей, несомненно, окажут влияние на сложившуюся экосистему».
Данные об общемировых трендах приводит и Мария Соловьева: «В последние годы на рынке EMEA растет доля DLP-проекторов. В 2014 г. она составила 64% против 60% в 2011 г. Естественно, в разных странах этот показатель разный, т. к. он зависит от общего состояния рынка и активности производителей. Так, в России доля DLP превышает 77% (все данные Future Source, в штуках). Еще одна важная характеристика — разрешение. Сейчас совершенно предсказуемо растет доля устройств с более высоким разрешением. Но так как наш проекторный рынок в значительной степени формируется за счет образовательных тендеров, у нас по-прежнему велик спрос на бюджетные модели с разрешением SVGA (800×600). Тем не менее доля широкоформатных и Full HD-устройств увеличилась и у нас. На данный момент самыми популярными (более 50% продаж) стали проекторы с яркостью в 3000–3500 люмен. Это вполне объяснимо: в этом сегменте сосредоточено максимальное предложение производителей. Кроме того, эти устройства дают приемлемую по яркости и контрастности картинку даже в достаточно освещенных помещениях, что соответственно не требует дополнительных усилий и инвестиций, связанных с затемнением. Если же оставить в стороне тренды „быстрее, выше, сильнее“, отражающие общерыночное движение в сторону больших диагоналей, разрешения, яркости, то можно увидеть и другие, менее явные, но не менее важные изменения. Например, разработку технологий, существенно улучшающих качество изображения, а также безопасность и экологичность устройств. Все эти „примочки“, безусловно, хороши, важны, полезны и удобны для пользователей. А вот их востребованность на российском рынке — уже другой вопрос. К сожалению, сейчас для пользователей основным критерием стала цена. Сначала бюджет, потом все остальное! Из „всего остального“ на первый план выходят разрешение, яркость, фокусное расстояние».
А вот как оценивает востребованность «примочек» в нашей стране Евгений Азаренко: «Рынок с интересом относится к всевозможным новинкам, но это не носит массового характера, ограничиваясь компаниями, работающими с рекламными или инсталляционными решениями».
Евгений Джаксимов дополняет своих коллег: «Одним из самых перспективных направлений являются интерактивные ультракороткофокусные проекторы, обладающие рядом преимуществ: удобство использования (интерактив на любой поверхности, поддержка касаний пальцами, варьируемый размер изображения, нет тени на экране) и установки, меньшая стоимость и более простая логистика, что особенно ценится в регионах. И неудивительно, что все больше образовательных учреждений выбирают такие решения: если несколько лет назад интерактивные проекторы занимали единицы процентов общего рынка интерактивных досок, то сейчас тренд перехода на них уже очевиден для всех. Все больше коммерческих заказчиков отдают предпочтение инсталляционным проекторам, используя их не только в конференц-залах, но и в переговорных комнатах. В этом сегменте все чаще выбирают более яркие, функциональные устройства с высоким разрешением. Если же говорить о связке проекторов, смартфонов и планшетов, то уже появились модели, для работы с которыми не надо устанавливать дополнительного ПО, а достаточно штатного браузера. Что касается безламповых аппаратов, то пока эти устройства занимают около 5% рынка. Главный недостаток большинства моделей — низкий уровень яркости, несмотря на высокие официальные спецификации. Но мы видим, что в домашнем сегменте, где большая яркость не требуется, у этой технологии есть большие шансы на успех уже в 2015 г.»
А Алексей Златин уверен, что интерес к проекторному рынку продвинутых заказчиков по-прежнему высок: «И не в последнюю очередь это вызвано появлением новых моделей, начиненных разными „примочками“ и востребованными функциями. Стандартные требования к яркости или разрешению отходят на второй план, т. к. эти показатели у всех производителей плюс-минус одинаковы. При выборе устройства пользователи смотрят именно на его функциональные особенности, а также экономичность последующей эксплуатации».
В свою очередь, Андрей Таскаев уверен: «Основной проекторный рынок очень консервативен и живет только эволюционными изменениями, псевдоновинки проходят мимо. Другой дело, когда производитель заглядывает в будущее рынка и предлагает готовые и, главное, совместимые решения. Так происходит, например, в школьных проекторах, которые могут работать с устройствами учащихся. Как отражение общемировой тенденции, упрощающей общение с техникой, продолжается развитие интерактивных проекторов. Сейчас на рынке уже третье поколение этих устройств: скорость отклика снизилась до 16 мс, интерактивное перо сравнимо с обычной ручкой. Получить интерактивный экран можно на любой стене. Без калибровки. Без инсталляции. Новинкой 2014 г. стали интерактивные аппараты без интерактивных перьев с ручным вводом и устройства, работающие совместно».
Но есть среди наших респондентов и пессимисты. «К сожалению, в 2015 г. „новинки “ и „примочки“ вряд ли получат перспективу, — отмечает Екатерина Царева. — В условиях ограниченного бюджета покупатель будет выбирать недорогие устройства со стандартным набором характеристик».
Задел на будущее?
Вот что говорит Александр Мельцев о своих ожиданиях от 2015 г.: «В январе рынок проекторов сократился в четыре раза. Пока мы чувствуем себя лучше, но мы продали меньше, чем за аналогичный период 2014 г. Идет интенсивная работа над проектами, но процент реализованных сократился в несколько раз. Мы переживаем не первый кризис и понимаем, что после падения будет подъем, для подготовки к которому у нас просто появляется больше свободного времени».
Похожие выводы из первых месяцев 2015 г. делают представители еще двух вендоров. «Рынок продолжает падать, но уже видны предпосылки к стабилизации и позитивной динамике, которая ожидается с середины года, конечно, если не произойдет сильных потрясений», — считает Евгений Джаксимов.
Алексей Златин согласен с коллегами: «Начало 2015 г. было весьма скромным, все участники рынка заняли выжидательную позицию, никто не рискует. Отложенные в конце 2014 г. проекты постепенно возвращаются к жизни, бюджеты многих из них уменьшены, однако утверждать, что рынок замер, не стоит. Движущим фактором развития могло бы стать удешевление моделей с лазерными источниками света, а также вывод на рынок большего числа аппаратов высокого разрешения. А сдерживающим — наличие множества альтернативных средств отображения в виде недорогих широкоформатных дисплеев разрешения Full HD и выше».
Не ожидает легкого года и Евгений Азаренко: «Безусловно, 2015 г. будет сложным для проекционного рынка России. Первые месяцы показали существенный спад продаж, основные игроки выжидают, но это не должно вводить в заблуждение: рано или поздно, все без исключения будут прилагать усилия, чтобы удержать свою долю рынка. Первым шагом компании Casio в этом году станет выпуск бюджетной модели начального уровня для тех, кому важна экономия на лампах, фильтрах и электроэнергии, т. е. для всех образовательных учреждений. Кроме того, мы удвоим усилия по работе с региональными дилерами. И в этом, мы уверены, нам поможет наш давний партнер — компания Polymedia».
Дистрибьюторы пока тоже не видят повода для оптимизма. «За несколько месяцев 2014 г. все импортные товары подорожали практически в два раза (в рублях). Именно поэтому 2015 г. начался с серьезного падения, — отмечает Борис Эшкинд. — Я думаю, что этот год будет очень непростым: бюджет несбалансированный, принят с серьезным перекосом расходов в сторону обороны и безопасности. Низкие цены на нефть и санкционный режим тоже не добавляют оптимизма. Кроме того, стоит обратить внимание на мировую тенденцию в образовании: замена интерактивных досок и проекторов интерактивными панелями. Напомню, что интерактивные доски работают только в паре с проектором. И если сравнивать количество продаваемых в России интерактивных досок и проекторов, то получается, что устройства для интерактивных досок — это примерно 10% всего рынка проекторов. И их замена на панели может серьезно повлиять на весь наш сегмент».
Несколько оптимистичных ноток добавляет Евгения Соколова: «В I квартале 2015 г. наблюдался значительный спад, однако есть вероятность, что в следующих кварталах наметится положительная динамика. Развитию проекторного рынка способствуют современные технологии. Здесь можно вспомнить и успешное открытие Олимпиады в Сочи, и многочисленные шоу, которые проходят на концертных площадках, и различные фестивали, например „Круг света“, которые с каждым годом привлекают все больше зрителей и делают мэппинг все более популярным. Также востребованы интерактивные выставки. Галерея Artplay открыла первый в России мультимедийный выставочный центр, в котором с успехом проходят экспозиции, созданные на проекционном оборудовании Sony. А в рамках выставки „Моя история. Рюриковичи“ на здании московского Манежа идут получасовые трансляции различного контента. Шоу с использованием проекционного оборудование запланировано и к торжествам, приуроченным к 70-летию Победы. Все это позволяет говорить о том, что проекционное направление становится популярным, востребованным и вызывает большой интерес».
Но далеко не все участники рынка разделяют даже такой сдержанный оптимизм. Так, по мнению Марии Соловьевой, сегодня обсуждение перспектив любых продуктовых рынков бессмысленно без ответа на глобальный вопрос: куда и какими темпами будет двигаться экономика России: «Потенциальным драйвером хотя бы некоторого восстановления могла стать внятная антикризисная программа правительства. Но ее нет. А в ее отсутствие никаких точек роста не просматривается. Можно делать прогнозы по поводу темпов падения в определенных сегментах (например: наибольшим спросом будут пользоваться самые недорогие модели), но в целом ожидания сейчас крайне пессимистичные. Кроме того, рынок настолько схлопнулся, так что оценивать текущие рейтинги игроков (вендоров, дистрибьюторов, дилеров) не имеет смысла. Сейчас компании пытаются адаптироваться к рыночной ситуации, оценить глубину и продолжительность падения. Это стратегия выжидания, попытка „пересидеть“. А серьезные решения по поводу стратегии работы (или неработы) на российском рынке его участники будут принимать ближе к концу года в зависимости от того, насколько стабилизируется ситуация».
Но заканчивать статью на такой мрачной ноте не хочется. Поэтому в конце приведем, пожалуй, самый оптимистичный комментарий Андрея Таскаева: «Все же зависит от того, с чем мы сравниваем. Если сравнивать нынешнее положение дел с 2009 г., то станет ясно, что пока все еще неплохо, хотя, конечно, ситуация на рынке очень непростая. В то же время, как это ни странно, перспективы достаточно хорошие. Есть технологические заделы, способные освежить рынок. И думаю, что через какое-то время мы начнем их реализовывать».