Казань
Столица Республики Татарстан расположена на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Казанки. По официальной версии, история города насчитывает не менее тысячи лет. Юбилей с большим размахом был отмечен 5 лет назад. На начало 2010 г. в Казани проживало около 1 137 тыс. человек (шестое место в России), прослеживается устойчивая тенденция к росту населения.
Казань — один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России. Главные отрасли — машиностроение, химическая и нефтехимическая, легкая и пищевая промышленность. Крупнейшие производственные предприятия города: ОАО «Казаньоргсинтез» (производит более 38% российского полиэтилена), Казанский государственный казенный пороховой завод, Казанский вертолетный завод, Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова, Казанский оптико-механический завод, Казанское моторостроительное производственное объединение, Казанский химический комбинат им. Вахитова, Казанский электротехнический завод, Казанский завод теплоприборов.
В Казани находятся штаб-квартиры шести компаний, входящих в топ-500 крупнейших по выручке предприятий России: ТАИФ («Татаро-американские инвестиции и финансы», контролирует 96% химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Татарстана), «Татэнерго», «Казаньоргсинтез», «Транстехсервис», «Вамин». Суммарная площадь городских бизнес-центров составляет 330 тыс. м², из них к классам A и B относятся 127 тыс. м². По совокупному капиталу банков Казань занимает третье место в России, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу.
Диверсифицированная структура экономики позволила Казани, единственному городу среди городов-миллионеров, завершить 2009 г. с положительным индексом промышленного производства (прирост составил 0,8%). По всей видимости, сыграла свою роль и подготовка к Универсиаде-2013: на строительство и реконструкцию объектов в общей сложности планируется потратить около 300 млрд. руб.
Крупными и средними предприятиями города (их насчитывается более 150) в прошлом году произведено продукции на сумму более 120 млрд. руб. Снизилась доля убыточных предприятий — с 32,9% в 2008 г. до 27,2% в 2009 г.
Инвестиции в основной капитал крупных и средних предприятий города в 2009 г. составили около 63,5 млрд. руб. По данным администрации, общий объем инвестиций, привлеченных в экономику города, в прошлом году составил 96 млрд. руб. (85 тыс. руб. в расчете на одного жителя, что является самым высоким показателем среди городов-миллионеров).
Среднемесячная заработная плата в Казани в 2009 г. сохранилась на уровне 2008 г. — 17 300 руб. К 1 марта 2010 г. средняя зарплата выросла до 18 473 руб. (на 13,9% больше, чем год назад). Число безработных за год увеличилось в три раза. Удельный вес официально зарегистрированных безработных в общем количестве экономически активного населения к 1 мая 2010 г. достиг 2,35%.
Городской оборот розничной торговли в 2009 г. составил 225 млрд. руб. (на 2,2% меньше, чем в 2008 г.). Казань находится в числе лидеров по показателю обеспеченности торговыми площадями — на 1 тыс. жителей приходится 954 м² торговой площади.
В сфере малого и среднего бизнеса работают примерно 30% занятых в экономике жителей Казани. Численность сотрудников малых предприятий — более 151 тыс. человек. В 2009 г. в городе работали более 16,8 тыс. экономически активных малых предприятий, их оборот составил почти 225 млрд. руб. (33% оборота всех предприятий города).
Расходы городского бюджета в 2009 г. составили 18,8 млрд. руб., доходы — 13,86 млрд. руб. (из них 8,52 млрд. руб. — собственные доходы, 5,34 млрд. руб. — финансовая помощь из республиканского и федерального бюджетов). Дефицит бюджета вырос в 4 раза — почти до 5 млрд. руб. В рейтинге бюджетной обеспеченности и расходов на душу населения 15 крупнейших городов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), составленном «Российской газетой», Казань находится на седьмом месте — 16,5 тыс. руб.
В докладе Всемирного банка «Ведение бизнеса в России — 2009», опубликованном в октябре прошлого года, Казань названа лидером по уровню благоприятности условий для ведения бизнеса. А в рейтинге журнала Forbes Russia «30 лучших городов для бизнеса» в 2010 г. Казань опустилась на 15-е место (в 2009 г. она находилась на втором, в 2008 г. — на третьем). «Казань увеличила бюджетный дефицит вчетверо и стала чемпионом по кредитам, доведя долг до размера собственного годового бюджета» — так комментируют аналитики Forbes этот результат. Доходы бюджета резко снизились — от кризиса пострадали компании, обеспечивавшие немалые налоговые поступления (так, обанкротилась крупнейшая в регионе инвестиционная компания «Элемтэ» с докризисным оборотом 1,5 млрд. долл., прекратил существование крупный в Татарстане ретейлер «Александр LTD»).
В рейтинге журнала Forbes Russia по социальным характеристикам (численность и динамика населения, уровень преступности, уровень образования) Казань оказалась на первом месте, по покупательной способности населения — на 23-м, по деловому климату — на пятом, по устойчивости к кризису — на 20-м, по уровню развития инфраструктуры — на 14-м, по комфортности ведения бизнеса — на девятом.
В начале и середине этого десятилетия компьютерный рынок Казани демонстрировал высокие темпы роста и был одним из самых благополучных в стране. Но грянувший кризис отбросил экономику республики, а вместе с ней и ИТ-отрасль на несколько лет назад.
В прошлом году в экономике Татарстана произошли заметные структурные изменения. При снижении валового регионального продукта (ВРП) на 55,5 млрд. руб. сократилась доля секторов, ранее обеспечивших почти 80% роста экономики региона. Кризис ударил по республике очень сильно. Можно сказать, что Татарстан был среди регионов, которые испытали его в полном объеме. Заметно пострадали ключевые для экономики отрасли — нефтедобыча и машиностроение. Тем не менее еще в конце 2008 г. правительство прогнозировало, что к маю 2009 г. ситуация стабилизируется и к концу лета начнется небольшой рост. Эти оценки подтвердились. Очень хорошо в прошлом году показал себя строительный сектор. На фоне общероссийского падения в 16% в Татарстане он, напротив, подрос на 4,5%. А удельный вес строительной отрасли в структуре экономики республики увеличился с 10,3 до 11,6%. Для сравнения, доля добывающей промышленности снизилась с 21,8 до 19,4%, обработки — с 18,9 до 16,9%. Помимо строительной индустрии увеличились доли транспортного сектора, торговли, энергетической отрасли и АПК. Хорошим подспорьем стали средства, отпущенные на подготовку объектов к Универсиаде, которая состоится в 2013 г.
В январе 2010 г. рост индекса промышленного производства составил 14,2%, и в сопоставимых ценах республика вышла на уровень 2008 г. Однако говорить о восстановлении экономики нельзя, поскольку остается много проблем, связанных с задолженностью и рентабельностью компаний. Татарстан живет с большой кредитной нагрузкой, республика получила около 20 млрд. руб. в виде бюджетных кредитов. Министерство финансов РТ прогнозирует, что в этом году ВРП вырастет на 3,4%, а индекс промышленного производства — на 3%.
Регион отличает высокая плотность нефтеперерабатывающих, нефтехимических, химических производств. Ликвидность выпускаемых товаров позволяет смягчить многие кризисные явления, но не нивелировать их.
Али Аухадеев, представитель по работе с заказчиками в Республике Татарстан, IBM в России и СНГ, отмечает, что меньше других пострадали группа компаний «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», ТАИФ НК, ТАНЕКО. Самая тяжелая ситуация сложилась на КамАЗе.
Как рассказали специалисты казанского филиала компании MONT, объем ИТ-рынка в регионе по итогам 2009 г. уменьшился, но в целом пережил прошедший год относительно неплохо, самые пессимистичные прогнозы не оправдались. Нынешний год стал логическим продолжением второго полугодия 2009 г. — экономика постепенно восстанавливается. Прогнозы, согласно которым организации должны были израсходовать в 2009 г. ИТ-бюджеты, не потраченные во второй половине 2008 г., не сбылись, хотя оживление деловых контактов с заказчиками в IV квартале 2009 г. позволяло ИТ-поставщикам строить оптимистичные планы на 2010 г.
И все же ситуация на ИТ-рынке, да и в экономике в целом, отнюдь не радужная. Объемы продаж и услуг упали, снизились доходы населения, увеличилась безработица. Конечный потребитель не торопится покупать компьютерную технику, не считая ее в наши дни приоритетом. Другими стали и требования пользователей. Сегодня они хотят получать те же услуги, что и раньше, но платить за это на 15–30% меньше.
Изменения на компьютерном рынке Казани в целом мало отличаются от того, что происходит по всей России. «Снижение кредитных возможностей финансовой системы в первую очередь ударило по производственным предприятиям, машиностроению, строительным организациям. То есть по тем предприятиям, которые вкладывали значительные средства в модернизацию своих производств, брали кредиты», — говорит Виктор Дьячков, генеральный директор компании «ICL-КПО ВС».
Надо сказать, что положение дел на ИТ-рынке Казани не самое критичное. В Казани нет градообразующего предприятия, такого как, например, КамАЗ в Набережных Челнах. Вот там, по словам Дьячкова, ситуация действительно была очень сложной: предприятию пришлось перейти на четырехдневную рабочую неделю, сокращать персонал.
Сейчас, по словам генерального директора «ICL-КПО ВС», заметна стабилизация. Это видно по возросшему объему заказов. «Может быть, наши ожидания в связи с кризисом были слишком пессимистичными, ждали худшего, — говорит Дьячков. — Сейчас мы наблюдаем серьезный рост спроса на ИТ. Ожидаем, что в этом году объем заказов на наше собственное оборудование превысит показатели не только 2009 г., но и докризисного 2008 г. Так, если в прошлом году объемы производства оборудования у „ICL-КПО ВС“ снизились на 20%, то в этом году, думаю, объемы реализации вырастут по сравнению с 2008 г. примерно на 30%».
С мнением Дьячкова согласен Евгений Крылов, исполнительный директор ЗАО «Татинком-Компьютерс». Он подчеркнул, что стабилизация экономики позволяет компаниям более уверенно планировать свою деятельность, но последствия кризиса конечно же еще ощущаются.
Более категоричную оценку дает Али Аухадеев. Он утверждает, что ситуация пока не вышла на докризисный уровень, но поскольку насущные проблемы (обновление технической базы, внедрение новых бизнес-приложений и т. д.) остались, ИТ-бюджеты пусть небольшие, но есть, и их надо осваивать, а не «сидеть» на них, как в 2009 г. Возможно, поэтому начиная со II квартала нарастающими темпами пошли проекты. «Хотя есть ощущение, что в начале 2011 г. картина может повториться — опять все будут „сидеть“ на деньгах и ждать ухудшения», — заметил Аухадеев.
Следует отметить, что серьезным «буфером» для экономики республики, смягчившим удар кризиса, стала нефть. Кроме того, Татарстан готовится принять у себя Универсиаду, что также стимулирует строительный сектор, поскольку надо возводить новые объекты и модернизировать городскую инфраструктуру. «Проблемы с безработицей, падение уровня жизни у нас ощущались не резко, в чем, в частности, большая заслуга руководства республики, — заметил Аухадеев. — Кстати, еще одна наша отличительная черта, Татарстан — сильно вертикально-структурированная республика, поэтому административный ресурс здесь имеет большое значение».
А Евгений Крылов добавил, что руководство республики не только не «заморозило» государственные программы, а напротив, выполняло план развития ИТ в регионе.
Несмотря на сложности, ничего критичного на татарстанском ИТ-рынке не произошло. Работают все те же игроки, новых сильных компаний не появилось. Что касается небольших фирм, то постоянно одни закрываются, другие открываются. Эдуард Коваленко, директор по развитию бизнеса в Республике Татарстан компании Softline, особо подчеркнул, что в период экономической нестабильности на рынке ИТ глобальной перестановки сил не произошло, крупнейшим игрокам удалось сохранить лидирующие позиции. Основные изменения коснулись более мелких организаций — поставщиков информационных услуг, что привело к сокращению общего количества игроков.
Как сказал Виктор Дьячков, в этом году объем рынка должен вырасти примерно на 10% по сравнению с 2009 г. Для себя компания установила более высокую планку — увеличить оборот на 20%.
Падение ИТ-рынка в 2009 г. по сравнению с 2008 г. было таким же, как в среднем по России, и составило, в зависимости от сегментов, от 20 до 30%. Сейчас рынок явно восстанавливается.
Глава «ICL-КПО ВС» добавил, что объем реализации его компании достиг 1 млрд. 960 млн. руб., а численность сотрудников выросла до 1250 человек.
Конкуренция обострилась, но тренды обнадеживающие
Объем продаж в корпоративный сектор в 2009 г. сократился адекватно тому, что происходило в целом по стране. Но в текущем году, как ожидают эксперты, этот рынок должен вырасти.
Алексей Шуваров, руководитель регионального представительства корпорации ЭЛАР в Республике Татарстан, отмечает, что кризис серьезно ударил по системным интеграторам, и прежде всего из-за тотальных сокращений ИТ-бюджетов. Практически полностью были приостановлены проекты по внедрению новых мощных систем класса ERP, значительно сократились проекты по модернизации.
Но в 2010 г. ситуация на рынке системной интеграции в Республике Татарстан стала определяться общей тенденцией к увеличению инвестиций в ИТ-отрасль со стороны бизнеса и госсектора. Ожидается повышение интереса к интеграционным проектам и проектам по развитию ИТ-систем, направленным на оптимизацию ресурсов, ускорение и улучшение качества существующих процессов.
«Для нашей компании явный рост заказов в 2010 г. наблюдается в госсекторе и в секторе крупных заказчиков, прежде всего в компаниях-монополиях и в банковском деле, — сказал Алексей Шуваров. — Малый и средний бизнес сохраняет осторожный подход к инвестициям в ИТ, хотя и в этом секторе возможен рост».
По его словам, в целом заказчики из госсектора идут по пути анализа «лучших практик», реализуемых в других российских регионах. Постепенно не только формируется, но и реализуется согласованная политика в области развития и использования информационных и коммуникационных технологий в субъектах РФ. Речь идет о создании электронных правительств, многофункциональных центров (МФЦ) и систем оказания электронных государственных услуг.
«Пока тренды обнадеживающие, — говорит Виктор Дьячков. — Мы это ощущаем на себе — взять хотя бы последние выигранные нами три тендера. Согласно требованиям первого конкурса „ICL-КПО ВС“ поставит более 7 тыс. компьютеров в школы Татарстана по программе переоснащения средних учебных заведений республики. В рамках второго выигранного тендера (прошел в рамках проекта „В Год учителя каждому учителю — ноутбук“) наша компания поставит 12 820 ноутбуков для учителей РТ. По условиям третьего тендера „ICL-КПО ВС“ поставит 3635 ПК для нужд министерств и ведомств РТ».
Но в условиях уменьшения числа заказов и сокращения ИТ-бюджетов резко возросла конкуренция между игроками ИТ-рынка. Эдуард Коваленко отмечает, что в кризис государство, как никогда, активно стремится сократить расходы на услуги, причем зачастую снижение цены влечет за собой понижение качества. В 2008–2009 гг. в Татарстане большинство закупок перешло в электронный формат. Конкуренция на рынке приобрела острый характер, и, как следствие, — снизилась прибыльность бизнеса поставщиков и интеграторов, поскольку на госторгах приоритетным фактором выбора поставщика является только цена контракта.
В какой степени сократился корпоративный рынок региона, сказать трудно, поскольку эксперты дают слишком разные оценки. Так, по словам Али Аухадеева, — примерно в 2–3 раза, Евгений Крылов приводит другие цифры: по его мнению, рынок сжался на 20–25%.
Как и в прежние годы, вызывает интерес конкуренция на региональном рынке между московскими и татарстанскими игроками. По мнению Аухадеева, заметных изменений здесь не произошло. По-прежнему в Татарстане работают в основном местные компании, московские игроки присутствуют слабо и представлены большей частью через альянсы с местными структурами. Он также отмечает, что сейчас оживились самые крупные местные ИТ-игроки, ранее весьма инертные и самодостаточные.
Московским фирмам не очень верят исторически, комментирует Али Аухадеев. А свои все рядом. Случись что-то — есть с кого спросить. С другой стороны, заказчиков привлекают такие факторы, как гибкость в схемах финансирования, дополнительные гарантии по технической поддержке. Здесь московские интеграторы пока вне конкуренции.
«Можно обозначить две тенденции, — говорит Виктор Дьячков. — Первая — и она положительно влияет на возможности наших игроков — это то, что местные фирмы лучше знают проблемы заказчиков и пользуются большим доверием, потому что они „под рукой“ и на них проще повлиять, в случае если события станут развиваться не так, как было запланировано. В то же время очень часто предпочтение отдается крупным столичным интеграторам. В этом случае действуют уже другие факторы, в первую очередь — коррупционная составляющая. Передача контрактов компаниям со стороны снижает риски коррупционеров. Кстати, такую статистику можно использовать как показатель. То есть если кто-то размещает заказы очень далеко при наличии собственных ресурсов в регионе, значит, можно сделать какие-то выводы или по крайней мере задать вопрос: почему?».
А Эдуард Коваленко считает, что проще работать компаниям, предлагающим клиентам гибкую ценовую политику, особенно возможность постоплаты и рассрочки платежей. Но сейчас это предлагают как местные, так и столичные фирмы.
Надо отметить, что ни те, ни другие не ушли с ИТ-рынка Казани и Татарстана. Крупные игроки у всех на слуху. Это «ICL КПО ВС», «АБАК», «Центр», ТИССА, «Лоджик Системс», «Татинком-компьютерс», «МЭЛТ», «Форт-Диалог», «Параллакс», «Стэп Лоджик», «Открытые Технологии», «Ай-Теко», «АйТи», IBS.
«Наверное, проще сказать, кто не присутствует, — отметил Виктор Дьячков. — Всем известно, что Татарстан — продвинутый в области ИТ регион. Руководство республики и лично президент уделяют ИТ большое внимание. Так, Татарстан одним из первых регионов России начал внедрять электронное правительство, у нас построен крупнейший в восточной Европе ИТ-парк, создается ИТ-кластер, республика одна из первых регионов локализовала на татарский язык программные продукты Microsoft. Поэтому неудивительно, что на нашем рынке в той или иной мере представлены практически все московские системные интеграторы».
Какие решения и услуги сегодня востребованы? Самые популярные технологии те, которые позволяют корпоративным клиентам решать проблемы, связанные с соответствием их ИТ-систем требованиям Федерального закона «О персональных данных». Это то общее, что их объединяет и однозначно пользуется спросом. Речь идет о продуктах по информационной безопасности, а также сопутствующем большом объеме работ, связанном с приведением внутренних регламентов в соответствие с этим законом. Проще говоря, тут многие вещи можно решить на административном уровне, введя соответствующие требования в должностные инструкции исполнителей. Поэтому проектные работы для корпоративных заказчиков очень значимые, а с точки зрения поставок — это ПО по защите информации.
Также клиенты готовы платить за проекты, позволяющие сократить расходы организации. Прежде всего это оптимизация компьютерных сетей, процессов энергосбережения, сокращения расходов на повышение квалификации сотрудников.
Население голосует рублем
Тенденции розничного рынка во многом повторяют тенденции рынка корпоративного. По мнению руководителей ИТ-компаний, продажи в рознице в I квартале сократились на 40–70%. Как сообщили специалисты казанского филиала компании MONT, из-за падения спроса закрылся ряд магазинов. Например, в торговой компании «Александр» ликвидировано компьютерное направление. Сократила число торговых точек фирма «Поларис», а компания «Абак» перепрофилировала все свои магазины под продажу расходных материалов.
Перестали пользоваться спросом товары дорогих брендов, клиенты ориентируются на минимально возможные цены. Люди приобретают только то, без чего нельзя обойтись: это малобюджетная компьютерная техника и расходные материалы.
Эксперты отмечают, что объем сборки на местах уменьшился, что привело к росту доли федеральных марок. Зарубежные ПК также не пользуются большой популярностью. В настоящее время потребности корпоративных заказчиков на 60% удовлетворяются за счет «местных» ПК, 35% — это федеральные марки и 5% — зарубежная техника. В рознице соотношение между компьютерами местной сборки и продукцией федеральных брендов составляет 80/20.
Ситуация остается одинаково тяжелой для всех игроков, поэтому трудно сказать, магазинам какого формата сегодня жить легче — крупным гипермаркетам или небольшим специализированным торговым точкам.
«Не так давно в Казани появились крупные розничные компании из Питера и с Дальнего Востока, — рассказывает Евгений Крылов. — Они ослабили позиции некоторых московских федеральных сетей».
По словам специалистов представительства компании MONT, на розничном рынке Казани заявили о себе новые компании — крупные федеральные сети, такие как ДНС и Media Markt. Увеличилось количество торговых площадок «М.Видео», «Кей», «Техно».
Антон Павличенков, руководитель казанского филиала компании «Тайле», обращает внимание на то, что закрылись некоторые небольшие магазины крупных игроков. Остались отдельные точки в больших торговых центрах, но, похоже, и там ситуация не слишком оптимистичная. Розница, по словам Павличенкова, умирает, приход крупных сетей выдавливает с рынка местных игроков.
Евгений Крылов считает, что розничный рынок сократился в среднем на 20–25%. Сегодня цифровую технику в городе можно купить где угодно — начиная от федеральных сетей и супермаркетов, где компьютеры стоят на полках рядом с кастрюлями и стиральным порошком.
Определенное преимущество имеют местные фирмы. У них более компетентный персонал, нет проблем с сервисом, а решение о ремонте, возврате или замене принимается, как правило, в кратчайшие сроки. По мнению Крылова, сейчас наиболее удачным можно считать вариант магазина-бутика площадью 150–200 м2.
Но работать на розничном рынке тяжело всем без исключения. Причины известны: низкая рентабельность, капризный покупатель, высокая конкуренция.