По оценкам компании «1C»*, общий объем рынка лицензионного ПО в России в 2011 г. увеличился по сравнению с 2010 г. на 20,7% и достиг 3,44 млрд. долл. Сюда входит и ПО, поставляемое вендорами ИТ-оборудования (например, Cisco, HP), на общую сумму 360 млн. долл. Без учета последнего вида программных продуктов продажи выросли на 21,3%.
Сходным образом оценивают итоги года и некоторые ведущие участники рынка. Так, по оценкам компании ASBIS, в 2011 г. рынок софтверных продуктов в России вырос на 15–20%; по данным компании Treolan — порядка 20%.
Заметим, что весной прошлого года IDC прогнозировала рост продаж ПО в России в 2011 г. не менее чем на 15% по сравнению с предыдущим, при этом некоторые ведущие дистрибьюторы рассчитывали на значительно более высокие темпы — до 30–35%**.
Естественно, рост продаж был неоднородным. Компания «1С» в своем анализе рынка традиционно делит его на три основных сегмента. По ее данным**, в прошлом году в наибольшей степени — на 25% — выросли поставки ПО делового назначения, домашних программ продано на 20% больше, а ПО общего назначения — на 19%. Компания делает вывод, что структура рынка на уровне этих трех сегментов за год практически не изменилась: ПО общего назначения — 37,8% общего объема продаж, ПО делового назначения — 32,6%, домашнее ПО — 19,7%.
Двигаясь со средней скоростью
Результаты 2011 г. ряда дистрибьюторов ПО, о которых сообщают наши респонденты, примерно соответствуют общей динамике рынка.
Так, в компании ASBIS объем продаж софтверных продуктов вырос в прошлом году на 21% (без НДС), что, как отмечает Наталья Шмакова, руководитель отдела продвижения продукции Microsoft в ASBIS, с учетом базы роста можно считать хорошим показателем.
Немного выше среднерыночного результат компании «Аксофт» — по итогам прошлого года рост около 27%. В 2011 г. объем продаж составил 107 млн. долл. «Таким образом, мы впервые перешагнули психологический 100-миллионный рубеж», — отмечает генеральный директор Михаил Прибочий.
Андрей Косарев, коммерческий директор компании CPS, также характеризует прошедший год как в целом успешный для компании: продажи выросли примерно на 30% и вышли на докризисный уровень.
Центр дистрибуции ГК «Форус» (Иркутск), по словам его руководителя Анны Обуховой, в 2011 г. увеличил продажи ПО на 18% (по сравнению с 2010 г.).
Анализируя итоги прошлого года, Алексей Калинин, директор департамента развития бизнеса программных продуктов компании OCS Distribution, отмечает прежде всего очень высокий — более 130% — рост продаж ПО в розничном канале дистрибьютора. Правда, в большей степени это связано с началом продвижения продукции ряда новых вендоров, и по некоторым из них, например Parallels, продажи существенно увеличились, так что пока это неорганический рост. Самый хороший результат в рознице продемонстрировали «коробочные» продукты Microsoft (прирост 102% к уровню 2010 г.). Устойчиво высокие темпы роста сохранялись и в корпоративном сегменте, отмечает он, по отдельным вендорам — около 100%.
«Обобщенная картина по структуре продаж в 2011 г. такова: больше 50% бизнеса — это суммарно Microsoft, Symantec и VМware», — говорит Алексей Калинин. В прошлом году OCS значительно расширила свой портфель ПО, начав сотрудничество с такими вендорами, как Oracle, IBM, Parallels, Embarcadero, Eset, ABBYY, Falcongaze, и в связи с подписанием новых контрактов, прежде всего с IBM и Oracle, он ожидает заметные изменения в структуре продаж в 2012 г.
В компании CPS дистрибьюторский портфель разделен на четыре основных направления — общесистемное ПО, средства ИБ, САПР, мультимедиа и графика. В прошлом году (как, впрочем, и в предыдущие годы) лучше всего, по словам Андрея Косарева, продавались решения по ИБ, несколько хуже — мультимедийные продукты, ориентированные на домашних пользователей, но это, считает он, скорее всего, связано с большим количеством представленных в этом сегменте вендоров — продажи «размазываются» по всем. «Отдельно хотелось бы отметить значительный рост продаж ПО, связанного с проектированием (САПР), что во многом является индикатором состояния экономики страны», — говорит он.
В компании ASBIS, рассказывает Наталья Шмакова, распределение по каналам продаж (ретейловый и корпоративный) за 2011 г. практически не изменилось — прирост был примерно одинаковым. Традиционно основную долю занимали ОС и офисные продукты Microsoft. Однако в прошлом году наблюдался существенный рост продаж решений в области ИБ (практически по всем вендорам), серверных продуктов, средств виртуализации и инфраструктурного ПО.
В компании Treolan, по словам Владимира Карпенко, руководителя отдела программных решений, наибольший объем в 2011 г. также пришелся на ОС и офисные приложения, наибольший же рост в корпоративном сегменте показали решения в области виртуализации, ИБ и коммуникаций. В целом, по его мнению, потребительскому сегменту производители уделяли довольно много внимания, к примеру, хорошо прибавляли поставки продуктов для платформы Macintosh.
Структура продаж компании «Аксофт» по основным категориям ПО в 2011 г. по сравнению с 2010 г. изменилась незначительно, говорит Михаил Прибочий, в частности, немного выросли доли средств ИБ и корпоративного ПО. По итогам года структура выглядит примерно следующим образом: общесистемное ПО — 14%, средства ИБ — 32%, корпоративное ПО — 36%, OEM — 5%, графика — 5%, САПР — 8%.
Основу продуктового портфеля Центра дистрибуции ГК «Форус» составляют антивирусы, программные продукты «1С», Microsoft и прочий софт. Как сообщает Анна Обухова, по итогам 2011 г. увеличилась доля продаж антивирусов, сейчас она составляет до 38–40% общего объема дистрибуции, выросли также доли продуктов «1С» (до 25%) и прочего софта.
Знакомые тенденции
По мнению наших респондентов, на рынке дистрибуции ПО сохраняются те же основные тенденции, которые прослеживались и в предшествующие годы.
Преобладающую долю в продажах по-прежнему занимают продукты Microsoft, антивирусы и в целом решения в области ИБ. В то же время доля «классических» продуктов Microsoft, становящихся все менее рентабельными, постепенно уменьшается.
Маржа для дистрибьюторов и партнеров второго уровня в среднем снижается. «Безусловно негативным явлением 2011 г. стало продолжающееся падение маржинальности в ряде сегментов рынка ПО и в связи с этим уменьшающийся интерес партнеров к продвижению таких решений», — считает Владимир Карпенко.
Основная причина, по мнению ряда участников рынка, в том, что по мере общего развития рынка ПО традиционная транзакционная модель бизнеса все меньше соответствует потребностям клиентов.
«Мы видим резкий тренд к деградации транзакционной модели бизнеса и в дистрибьюторском, и в партнерском каналах продаж, — отмечает Наталья Шмакова. — Конечные пользователи не готовы платить за value, которую они получают в рамках этой модели. Как следствие, данная бизнес-модель становится все менее эффективной, канал продаж теряет компетенции и интерес к развитию рынка».
По мнению Натальи Бадьиной, центрального менеджера ASBIS по антивирусным продуктам, это составляет большую угрозу для развития дистрибуции ПО в России, чем «облака» или прямые продажи вендоров, и экономические проблемы в каналах продаж обусловлены в большей степени именно растущей неэффективностью этой модели, чем кризисными процессами в экономике.
Доля «просто продажи» лицензий будет и далее уменьшаться (хотя в каком-то объеме этот бизнес, конечно, сохранится), и партнерам с этим придется что-то делать. Рецепты, способные помочь в этой ситуации, в целом известны — добавление ценности продаваемым продуктам, предоставление различных услуг, формирование решений и т. д.
«Заказчики становятся всё более требовательными к распределению расходов на ИТ, в связи с чем партнерам требуется дополнительная экспертиза и presale-поддержка. Дистрибьюторы начали активно предлагать эту поддержку в рамках своих сервисных пакетов», — говорит Михаил Прибочий. Он отмечает тенденцию к росту консалтинговой составляющей дистрибьюторского бизнеса и увеличению доли «проектной дистрибуции».
О росте значимости и доли ИТ-услуг — как в поставках клиенту, так и внутри канала — говорит и Анна Обухова.
К «саморазвитию» участников канала подталкивают и многие вендоры, постепенно повышая требования к квалификации партнеров. Алексей Калинин отмечает тенденцию к распространению дифференцированного, основанного на компетенциях дистрибьюторов подхода к стимулированию продаж со стороны вендоров.
Некогда довольно узкий круг «профильных» дистрибьюторов ПО в последнее время значительно расширился, пополнившись новыми игроками, прежде далекими от этого бизнеса. Не стал исключением и прошедший год.
Михаил Прибочий называет в числе тенденций 2011 г. повышенное внимание к ПО со стороны ряда дистрибьюторов, традиционно специализировавшихся на «железе». «Громкие приобретения, значимые статусы по сугубо софтверным вендорам в портфеле отдельных поставщиков „железа“ — яркое тому подтверждение. Нельзя сказать, что явление это неожиданное. Скорее отголосок кризиса 2008 г.», — полагает он.
Напомним по крайнем мере об одном таком «громком приобретении»: покупке Merlion дистрибьюторского бизнеса группы Verysell. В интервью*** CRN/RE в связи с этой сделкой Вячеслав Симоненко, генеральный директор Merlion, сообщал: «Для нас крайне интересен бизнес в области ПО, которого у нас почти не было. А тут мы получили готовую команду и контракты с такими лидирующими мировыми поставщиками, как Acronis, Parallels, Microsoft FG и OEM, Quest Software, Symantec, Veeam Software, VMware». По его словам, Merlion готова рассматривать возможности покупки и других игроков, в т. ч. в области ПО, поскольку формирование портфеля контрактов дистрибьютора еще не закончено.
Тенденции к укрупнению дистрибьюторов и активному выходу на софтверный рынок многопрофильных игроков сохранятся, диверсификации их портфелей способствуют, в частности, слияния и поглощения среди вендоров, например сделка Sun — Oracle, считает Алексей Калинин.
Все более сильное влияние на рынок оказывают онлайн-продажи и в целом онлайновые инструменты. Вендоры все чаще используют их для взаимодействия как с заказчиками, так и с партнерами, активно развивая электронные сервисы и системы B2B. Теперь они все чаще включают не только автоматизированный прием заказов на программные продукты, но и сервисы по заказу обучающих и маркетинговых материалов, инструкции по получению авторизации, доступ к демостендам, размещение заявок на маркетинговые акции и пр., отмечает Михаил Прибочий.
Распространение онлайновых сервисов негативно сказывается на продажах «коробочного» ПО через ретейловый канал, сетует Наталья Шмакова. «Мы видим тренд к сокращению этого рынка и постепенный переход домашних пользователей на покупку электронных ключей, подписок и т. д. Соответственно будут расти доля прямых продаж вендоров и доля поставок через другие каналы, например ISP», — говорит она.
Важнейшей тенденцией остается постепенное «приближение к реальности» облачных технологий как принципиально нового способа продажи ПО. Среди участников рынка растет понимание того, что конкретно представляют собой эти технологии, что именно они могут дать и как на них можно зарабатывать.
«Можно сказать, что стадия обсуждения модной темы заканчивается, начинается период запуска пилотных проектов, хотя говорить о „переходе в облака“ еще рано», — полагает Владимир Карпенко.
Наши респонденты называют и ряд других, по их мнению, важных для рынка, событий и тенденций 2011–2012 гг. В частности, усиление интереса к технологиям виртуализации, что существенным образом отражается на формировании стратегий развития крупных производителей ПО; вступление в силу закона № 152-ФЗ о персональных данных (неоднократно откладывалось, но все-таки произошло 1 июля 2011 г.), хотя, по мнению многих участников рынка, период подготовки и ожидания оказался гораздо более важным для сектора ИБ, чем сам факт вступления закона в силу; рост спроса конечных пользователей на развлекательное ПО и на те продукты, внедрение которых позволяет им оптимизировать затраты на ИТ, и, наоборот, сокращение доли продуктов, лишь повышающих удобство работы пользователей.
Более осторожные прогнозы
После пары лет уверенного выхода из кризиса 2008–2009 гг. экономическая ситуация в стране вновь осложняется, прежде всего под влиянием негативных явлений в странах еврозоны. По мнению ряда аналитиков, уже летом или осенью 2012 г. нас может «догнать» волна кризиса, что, скорее всего, отразится и на темпах роста ИТ-рынка.
Большинство его участников рассчитывают на сохранение примерно тех же темпов роста рынка дистрибуции ПО, что и в 2011 г., и планируют объемы своих продаж «в соответствии с рынком». (Кстати, в отличие от прошлого года, когда все компании — участники нашего предыдущего обзора заявляли о планах расти «быстрее рынка», а некоторые — значительно, намереваясь превзойти не только довольно скромный прогноз IDC, но и более высокие собственные.)
Так, по словам Натальи Бадьиной, по оценкам ASBIS, рынок дистрибуции ПО в России прибавит 17% и такой же рост продаж заложен в бюджете компании.
В CPS планируют в 2012 г. увеличить продажи на 20–25% по сравнению с предыдущим годом.
В Центре дистрибуции ГК «Форус» рассчитывают на 10%-ный рост продаж ПО.
Более высокую планку — нарастить продажи на 40% — поставили в компании «Аксофт». Правда, с оговоркой: более точно оценить обоснованность этих планов можно будет летом-осенью.
* https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=64967.
** https://www.novostiitkanala.ru/numbers/spec-numbers/detail.php?ID=53245.
*** https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=60109.