Стремительное развитие облачных технологий ставит ИТ-руководителей перед сложным выбором. Какое облако использовать? Какие системы можно отдать на аутсорсинг, а какие стоит оставить только локально? Да и нужны ли в принципе публичные облака или достаточно традиционной ИТ-инфраструктуры?
Эволюция компьютеров и информационных систем на предприятиях постоянно меняла не только их функциональные возможности, но и принципы взаимодействия ИТ-подразделений и пользователей. В эпоху первых массово доступных ПК, автономных коробочек с дисководом и большим ЭЛТ-монитором пользователи часто одновременно были и системными администраторами, и программистами и даже операторами ПК.
По мере развития ИТ-инфраструктуры и усложнения систем роли компьютерных специалистов обособлялись и становились все более и более специфичными. Уже редкий ИТ-отдел не имел инженеров трех-четырех принципиально разных направлений. Когда массовая автоматизация бизнес-процессов сделала информационные системы критичными для выживания и успеха компании, бизнес стал вкладывать значительные средства в ИТ. Встал вопрос эффективности расходования бюджетов в разрезе информационных систем различных подразделений — маркетинга, финансов, производства, продаж и пр.
Появившиеся частные облака помогли реализовать концепцию бюджетирования ИТ-инфраструктуры: каждое подразделение распоряжается собственным пулом ресурсов исходя из своих бизнес-задач. ИТ-департамент в этом случае выступает в роли внутреннего провайдера, предоставляя сервисы для различных отделов организации. Безусловно, частное облако можно полностью контролировать, оно создает ощущение безопасности, но для соблюдения требований к качеству сервиса необходимо поддерживать весь стек развернутых технологий, начиная с физических серверов, сетей, гипервизоров и заканчивая рабочими местами пользователей. В случае необходимости расширить пул ресурсов для пользователей приходится идти по долгому кругу закупки и установки оборудования, что приводит к затягиванию сроков внедрения бизнес-систем.
А самое главное, частное облако, серверы, сетевое оборудование — это не основной «хлеб» организации, в тяжелой экономической ситуации трудно убедить генерального директора потратить несколько миллионов на обновление и расширение серверной емкости, а не на запуск производства нового продукта или открытие нового магазина.
Казалось бы, публичные облака, например Microsoft Azure, могут решить задачи снижения расходов на ИТ и быстрого запуска проектов. Действительно, они предоставляют доступ к практически неограниченным вычислительным ресурсам в течение нескольких минут, предлагают гарантированную отказоустойчивость и многократное дублирование данных. Но возникает множество вопросов — непривычная ИТ-специалистам платформа, сложности подключения внешнего оборудования и, что порой критично для пользователей, территориальная удаленность, влияющая на задержки в работе сети и стабильность доступа к приложениям.
Как ответ на такие вопросы в ходе совместной работы Microsoft и ключевых российских облачных сервис-провайдеров в рамках программы Cloud OS Network Russia в ЦОДах на территории РФ были развернуты базовые инфраструктурные и SaaS-сервисы, аналогичные Microsoft Azure & O365.
В результате ИТ-директор сталкивается с серьезной проблемой выработки стратегии развития облаков в организации. Развивать собственное облако, соблюдать все требования безопасности в закрытом контуре, но сталкиваться с нехваткой ресурсов в ЦОДе и постоянно растущим ИТ-бюджетом? Уйти в публичные облака за максимальной гибкостью, отказавшись от всего «наземного»?
Очевидно, что в самом ближайшем будущем перед организациями не возникнет вопрос, использовать или игнорировать облака. Тем не менее вероятность сценария «не останется ничего, кроме публичных облаков» маловероятна. Часть ИТ-сервисов компании всегда будет завязана на локальную инфраструктуру.
В свою очередь, Softline предлагает концепцию гибридного использования трех видов облаков, которую в компании называют тригибридным облаком. В этом случае клиент получает синергию облака в собственном ЦОДе, облака Softline и глобального публичного облака Microsoft Azure.
Сервисы тригибридного облака Softline реализуются на базе нескольких стандартных блоков:
- Облачная платформа Softline — сеть из семи площадок в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре и Ростове-на-Дону. Облака Softline расположены в ЦОДах уровня Tier III и построены на платформе FlexPod — самом популярном и стабильном решении для сервис-провайдеров и частных облаков. Сертифицированная совместимость компонентов от Cisco, NetApp и Microsoft гарантирует отсутствие проблем роста платформы, позволяет гибко масштабировать отдельные компоненты, будь то вычислительные емкости или СХД NetApp, исходя из потребностей клиентов. Кроме снижения расходов на закупки, что обусловлено массовыми поставками типового оборудования, стандартная платформа требует значительно меньше инженерных ресурсов на обслуживание. Все это приводит к формированию максимально выгодной цены для клиентов.
- Частное облако в ЦОДе организации, построенное на платформе EdgeCloud, включающей в себя вычислительный кластер Cisco, СХД NetApp начального уровня и виртуализацию от Microsoft. Вычислительный кластер обслуживается инженерной командой Softline и может в случае необходимости использовать ресурсы и сервисы из публичного облака Softline. Фактически клиент получает часть облака Softline в виде виртуальных машин или готового SaaS в своем ЦОДе с уровнем обслуживания, технической поддержкой и удобством использования по стандартам Softline.
- Публичные облачные сервисы Microsoft, расположенные в более чем в 30 регионах по всему миру, — это не просто инфраструктурное решение, а широчайший набор услуг, не доступных для реализации на базе облака сервис-провайдера или частного облака. Облачная аналитика для ИТ-специалистов, хранение, обработка и анализ больших данных, управление миллионами устройств, когнитивные сервисы и машинное обучение, запуск приложений в контейнерах — это лишь малая доля возможностей более чем 70 видов сервисов в Microsoft Azure. Гибридное соединение с двумя предыдущими видами облаков реализуется либо в базовых инфраструктурных сценариях (управление устройствами, резервное копирование, аварийное восстановление или облачный мониторинг), либо в виде облачной надстройки для бизнес-сценариев BigData, Machine Learning и пр.
Говоря о будущем гибридных облаков, нельзя не упомянуть Microsoft Azure Stack — программно-аппаратный комплекс для сервис-провайдеров и крупных заказчиков от Microsoft и четырех топовых вендоров серверного оборудования. Azure Stack — это закрытая платформа, обслуживаемая Microsoft и производителями аппаратного обеспечения и предоставляющая широкий набор сервисов в режиме Pay-As-You-Go. Это позволяет сервис-провайдерам и крупным компаниям концентрироваться не на обслуживании серверов, а на разработке дополнительных сервисов и бизнес-задачах. Если на базе Windows Azure Pack сервис-провайдеры строили в основном только IaaS и PaaS на базе MS SQL, то в Azure Stack клиент получит практически весь набор функций, доступных в «большом» Azure. Более того, построенный на базе технологий Azure, Microsoft Azure Stack будет иметь идентичный API, веб-портал, магазин приложений и возможность управления ресурсами, размещенными в разных облаках, будь то Microsoft Azure, Azure Stack в ЦОДе сервис-провайдера, или Azure Stack в собственном ЦОДе. Ожидается, что платформа будет широко доступна летом 2017 г., но для специалистов, желающих опробовать новинку до выпуска на рынок, мы предлагаем участие в программе раннего тестирования.
На базе этих трех компонентов возможна реализация практически любых конфигураций в соответствии с потребностями клиентов из совершенно разных отраслей. Каждый проект имеет индивидуальные особенности, но можно выделить следующие наиболее востребованные гибридные сценарии:
-
Stretched Datacenter. Использование облака Softline или Microsoft Azure для расширения локального ЦОДа. Несмотря на наличие собственных ресурсов, ИТ-подразделения сталкиваются с необходимостью временного увеличения производительности кластера на время коротких сезонных пиков, когда дополнительные несколько серверов нужны буквально на пару недель и приобретение оборудования «впрок» трудно обосновать руководству.
Второй типовой сценарий расширения инфраструктуры в облако — предоставление ресурсов разработчикам и тестировщикам компании. Гибкая почасовая тарификация и большой выбор различных типов виртуальных машин делают публичные облака практически безальтернативным выбором для отделов разработки.
Кроме того, обновление программного обеспечения на работающей, критичной для бизнеса ИТ-системе — задача нетривиальная, однако ее можно существенно упростить, если обновление системы провести на копии виртуальной машины в облаке и, только убедившись в стабильности работы пользователей, провести миграцию локально.
-
Disaster Recovery. ИТ-инфраструктура стала критичной составляющей практически любого бизнеса, и для крупных организаций стоимость простоя может быть крайне высокой. Есть примеры, когда компании в результате потери данных из-за аварии прекращали свою деятельность. Репликация в резервный ЦОД может спасти бизнес-системы организации, а если этот ЦОД арендован на время в облаке и плата берется только за время использования ресурсов, то внедрение такого решения не станет катастрофой для бюджета.
Решение Azure Site Recovery, которое активно используется для репликации между площадками, позволяет защищать как физические серверы, так и виртуальные машины, работающие на гипервизорах Hyper-V/VMware.
-
Backup. Резервное копирование — один из первых сервисов, который любой ИТ-специалист разворачивает в инфраструктуре организации. «Золотое правило» построения системы резервного копирования — «3—2—1», т. е. три копии, размещаемые на двух типах носителей, один из которых — отчуждаемый. Раньше в качестве такого носителя традиционно использовалась лента стримера, причем в правильных регламентах резервного копирования лента вывозилась в удаленный архив на случай масштабных аварий в ЦОДе. Современные облачные сервисы — например Azure Backup — избавляют инженеров от сложных процессов перевозки, долгого поиска и восстановления данных с магнитных лент. Информация может быть восстановлена гранулярно — за секунды из резервной копии можно восстановить удаленный файл из папки, запись из базы данных или даже учетную запись AD. При этом стоимость облачного хранилища резервных копий может быть ниже ленты стримера более чем в 20 раз, т. к. не требуется покупка и обслуживание какого-либо оборудования.
-
Гибридное хранилище StorSimple. По данным ряда исследований, более 90% файлов в файловых хранилищах организации используются крайне редко. Кроме «самой важной информации» — фотографий с прошлогоднего новогоднего корпоратива, гигабайтов видеоматериалов маркетинговой кампании, прошедшей несколько лет назад, это могут быть и отчеты, которые нужно хранить несколько лет по регламентам, годовые резервные копии и пр. Вся эта информация занимает место в дорогих корпоративных системах хранения данных и, к сожалению, может действительно понадобиться неожиданно, в любой момент, а поэтому не может быть удалена.
Для решения проблемы стоимости хранения невостребованных данных Microsoft предлагает гибридное хранилище StorSimple, физически представляющее из себя СХД корпоративного уровня с SSD и дисками SATA на борту, которое дополняется облачным хранилищем в Azure. Например, StorSimple 8100 имеет 40 Тб быстрого хранилища для часто используемых файлов и 200 Тб облачного хранилища для данных, к которым нет обращения. Само хранилище подключается к корпоративной инфраструктуре по стандартным протоколам iSCSI или SMB, данные автоматически и незаметно для пользователей распределяются по разным уровням хранения (SSD, SATA, Azure). Канал до облака и вся информация в Azure зашифрована ключом, хранящимся локально, что гарантирует защиту от несанкционированного доступа к корпоративным данным.
Альтернативой приобретению физического СХД StorSimple является установка StorSimple Virtual Array на уже существующие в организации серверы и гипервизор (Hyper-V или VMware). Это программное решение дает уникальную возможность создать единое пространство гибридного хранения данных для распределенной филиальной структуры.
Спецпроект