1 июня 2015 г.

Последняя декада мая оказалась «урожайная» на анонсы флагманских смартфонов для российского рынка — топ-модели тут представили сразу три производителя: ASUS, Sony и LG. Интересно, что каждый из вендоров является глобальным технологическим лидером (пусть не все они попадают в топ по продажам) и в данном случае каждый продемонстрировал свое «прочтение» подхода к развитию топовых моделей в современных условиях.

Лаконичность & технократичность от ASUS

ASUS показал на российском рынке Zenfone 2 (репортаж с мероприятия тут), великолепно демонстрирующую «технократический подход» к созданию устройства-флагмана. Аппарат получился для своего класса весьма необычный — толстенький (толщина до 10,9 мм) и удивительно дешевый (рекомендованная розничная цена начинается с 14990 рублей!). Новинка построена на платформе Intel (четырехядерный Atom — на нетбуках таких не было!), использует видеоускоритель PowerVR шестой версии, имеет «на борту» от 2 до 4 Гб оперативной памяти — благодаря чему к производительности модели не будет никаких претензий даже у требовательных пользователей.

Вендор потрудился над обновлением фото-составляющей. Отрадно, что ASUS отказался от аппаратной «гонки мегапикселов»: основная камера получила тринадцатимегапиксельный сенсор, фронтальная — пятимегапиксельный. Как видно, значения не рекордные, но вполне достаточные для получения качественных фото. Особенно в сочетании с F2,0 объектива основной камеры и двойной встроенной вспышкой, которая в добавок сделана двухцветной для оптимизации цветопередачи при съемке в помещении. Камеры интересны своими дополнительными возможностями, полученными за счет совершенствования встроенного и предустановленного программного обеспечения. Например, реализован хитрый программный режим сверхвысокого разрешения, при котором камера один за другим делает четыре тринадцатимегапиксельных снимка, а потом «сшивает» их в единое изображение размером в 52 Мегапиксела (!), что улучшает детализацию результирующей фотографии. Также теперь доступен полный ручной режим настроек, усовершенствованный режим съемки с расширенным динамическим диапазоном, получивший название SuperHDR, автоматическая панорама при съемке селфи (очень удобно!) и «совиный» режим для съемки в условиях низкой освещенности. Последний по-прежнему реализован просто и изящно: разрешение становится в четыре раза ниже, но каждую точку снимка камера «собирает» из сигналов четырех пикселов, что позволяет улучшить соотношение «сигнал/шум» и получить картинку с реалистичными яркими цветами, недоступными при цифровом усилении ISO, которое практикуют камеры конкуренов. Подход к экрану у Zenfone 2 выполнен по принципу «разумной достаточности»: диагональ 5,5 дюймов, IPS-матрица с разрешением FullHD (1920×1080 точек) — все классично и без затей, зато такой подход хорош в деле оптимизации энергопотребления.

Интересно, что к новинке доступны сменные задние панели разных цветов (для гламура & самовыражения), а также две модификации внешних светодиодных вспышек — обычная (по заявлению производителя на два порядка большей яркости, чем встроенная) и цветные (для изменения тональности снимка в момент создания). Смысл последних при наличии цифровых фильтров смысл подобной опции неясен, но возможность предложить еще один вариант опции для ритейла всегда приятен (см. также).

Любопытно: линии задней крышки корпуса «двойки» поразительно напоминают знаменитый «арочный дизайн» от LG, благодаря чему новинка в руке сидит крайне удобно. ASUS ViewFlip — фирменный чехол с круглым вырезом, благодаря которому даже в закрытом состоянии обеспечивает доступ к наиболее часто используемым функциям, также весьма схож с аналогичным решением корейской компании.

Zenfone 2 не получил и водонепроницаемости, ни даже брызгозащиты. Появлений последнее, кстати, можно было ожидать — модель ASUS Zenfone, более года присутствующая на российском рынке, такую особенность имеет.

Изысканность и бескомпромиссность от LG

Очередной версией своего флагмана LG демонстрирует принципиально иной подход к созданию топовых моделей, который можно охарактеризовать «все самое крутое + изысканность». В продвижении новинки компания делает особый упор на заднюю крышку, выполненную вручную из кожи специальной выделки, да еще и прошитой особым швом. Однако, на мой взгляд, наличие швов на корпусе, которые очень хорошо осязаемы тактильно, заметно менее приятно, чем ощущения от пластика с мелкой шлифовкой «под металл», применяемого на предыдущей модели (хотя часть аудитории со мной может и не согласится). Замечу, что для «четверки» доступны сменные панели разных цветов и материалов, в том числе и из традиционного пластика.

По счастью, вендор сохранил «арочный дизайн», что в сочетании с тонким корпусом (максимальная толщина 9,8 мм) позволяет легко удерживать аппарат в процессе разговора. Дисплей у новинки с традиционной для смартфонов такого уровня диагональю 5,5 дюймов, но с огромным разрешением 2560×1440 точек, благодаря чему фотографии на нем выглядят просто изумительно, хотя для других задач выбранное разрешение в настоящее время совершенно избыточно. Сердцем системы является мощная «шестиголовая» процессорная система Qualcomm Snapdragon 808, в которой два ядра Cortex А57/1,8 ГГц и четыре А53/1,4 ГГц, что в сочетании с тремя гигабайтами оперативной памяти обеспечивает вычислительную мощность «мало не покажется» как в тестах производительности, так и на реальных задачах.

Традиционный акцент сделан на камеру — переработана оптика (теперь у объектива отверстие F1.8, благодаря чему он собирает на 80% больше света, чем оптика с F2,4, установленная на большинстве конкурентов, что весьма положительно влияет на качество изображения), на 40% увеличены линейные размеры фотосенсора, усовершенствована система оптической стабилизации (теперь она стала трехосной), добавлен спектральный анализатор для улучшения баланса белого (зачем это нужно на практике при наличии возможности программно устанавливать баланс белого, до проведения тестов нового аппарата сказать сложно), добавлены дополнительные режимы работы камеры (в том числе и сохранения снимков в RAW-формате). Сенсоры для основной/фронтальной камер получили разрешения 16 и 8 Мпикс, соответственно.

За несколько дней до официального анонса G4 два крупнейших российских ритейлера — «Связной» и «Евросеть» — открыли предзаказ на нового флагмана, предлагая его по цене 42990 рублей, но уже к выходным скинули цену до 39990 рублей. Как видно, топовые характеристики стоят значительных денег.

Тихая эволюция от Sony

На российском рынке новый японский флагман получит наименование Xperia Z3+ и будет присутствовать на рынке параллельно с предыдущей топовой моделью Z3. Замечу, что модель Z4 все же выпущена корпорацией — конструктивно эта та Z3+, только получившая модуль для бесконтактных платежей FeliCa (за пределами Японии не распространенных) и цифровой ТВ-тюнер (тоже актуальный только на Островах), а поэтому «четверку» за пределами домашнего рынка Sony продавать не будет.

Внешне Z3+ очень похожа на Z3. Однако, корпус стал тоньше — 6,9 мм вместо 7,3, что в абсолютных значениях составляет 0,4 мм, но это «похудение» составляет 5,5% от толщины флагмана. Переработаны уголки корпуса — теперь они сделаны из пластика, равномерно окрашенного по объему, поэтому истирание, неизбежно возникающее в процессе эксплуатации устройства, не будет на них сильно заметно. Это может показаться «мелочью», но для топового смартфона, который кроме своих технических функций еще и показатель статуса, это улучшение весьма важно.

Обновлена вычислительная часть: Xperia Z3+ построен на платформе Qualcomm Snapdragon 810, ядер восемь, четыре из них работают на частоте 2 ГГц, четыре других — на частоте 1,5 ГГц. Оперативной памяти 3 Гб, а встроенной — 32 Гб, причем дифференциации моделей моделей по объему встроенной памяти не будет. Аппарат будет иметь две модификации — с одной и с двумя SIM-картами. Габариты, тип матрицы и разрешение экрана остались прежними — это все те же 5,5 дюйма, IPS и FullHD (1920×1080 точек) — однако, есть одна маленькая, но приятная деталь: яркость создаваемого изображения увеличена на 20%.

Основная камера в новинке осталась прежней: сенсор с разрешением 20,7 Мп оснащена матрицей Exmor RS для мобильных устройств, процессор обработки изображения BIONZ, широкоугольным объектив G lens с фокусным расстоянием 25 мм в эквиваленте — в таком наборе сложно что-либо улучшить. Фронтальная камера получила матрицу Exmor R для мобильных устройств с увеличенным разрешением (теперь — 5 Мпикс) и обновленный объектив, фокусное расстояние которого составляет те же 25 мм, что и у основной камеры, но автофокуса в нем нет. Из обновлений в программном обеспечении — добавлены творческие режимы, что совершенно не принципиально. Например, теперь есть «съемка еды», который как и остальные может быть активирован управляющей программой камеры автоматически, если смартфон, анализируя совокупность параметров изображения, придет к выводу, что объектив направлен на вашу трапезу. Как видно, в данной модели значимых изменений в фото-составляющей нет.

Разумеется, аппарат сертифицирован по IP65/68, что обеспечивает защиту от воды и пыли, а также дает возможность снимать под водой. Интересно, что в новинке отсутствует пластиковая заглушка для USB-порта, но, тем не менее, это не повлияло на защищенность устройства.

Рекомендованная розничная цена новинки пока не обозначена вендором. Учитывая наличие в продаже Xperia Z3 по цене 38 990 рублей следует ожидать рекомендованную розничную цену для Z3+ в районе 45000 рублей.

Вместо эпилога

Все три добравшиеся до российского рынка топовые модели весьма хороши. При этом в каждой есть интересные технические решения, каждая интригует новой логикой развития линеек, но, как мы уже отмечали, ни одна из них не имеет прорывных характеристик и принципиально новых «вау-факторов». Поэтому эти мощные, стильные и интересные каждая сама по себе модели не задают технологических трендов развития для всего «смартфоностроения».

Скорее всего, индустрию смартфонов ждет довольно вялый год. Разумеется, развитие моделей во всех ценовых сегментах будет продолжаться, новые аппараты будут получать все более совершенные в техническом плане элементы и системы, маркетологи будут что-то придумывать для продвижения. Но эти усовершенствования вряд ли будут «вау-факторами», а поэтому в большинстве случаев окажутся неизвестны массовому пользователю. Как следствие, массовый пользователь лишится значительной части стимулов заменять имеющийся исправный смартфон на новинку, что приведет к увеличению срока службы «трубок» и ровно к тем же последствиям, которые мы видим на рынке планшетов, который, заметим, продолжает падать (см. свежие результаты IDC по региону EMEE).

Правда, при любом состоянии продаж топовый сегмент обычно является одним драйвером роста для всего рынка — флагманские модели сохраняют актуальность для покупателей, рассматривающих новинки как статусные устройства, для «гаджетменов» и для требовательных абонентов (например, для мобилографов, любителей игр и т. д.). Напомним также, что на рынке «таблеток» топовые модели за редким исключением отсутствуют, в отличие от рынка смартфонов, где флагманы всегда на виду, при этом являются бесспорными технологическими лидерами — подтверждают рассмотренные нами модели, которые обязательно найдут своих покупателей.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE