28 июля 2015 г.
Один из ежегодных сезонов, который принято считать особо хорошим для розничных продаж, уже начинается. Вендоры сообщаюто начале поставок новых моделей, которые хорошо могут «сыграть» в этом сезоне, который начинается в последней декаде августа и захватывает весь сентябрь. Может показаться, что вендоры стартуют рано, но за пару недель новые товары успеют пройти канал и добраться до самых отдаленных регионов страны, чтобы к началу ажиотажного спроса «перед школой» уже занять места на полках. А правильный подбор продуктов в сезоне «back to school» особенно важен.
В данном случае покупают товары недорогие, справедливо полагая, что по понятным причинам устройства, активно используемые учащимися, вряд ли проживут долго. Поэтому особый акцент — на недорогие товары с базовыми характеристиками. Возможностей таких устройств для выполнения основных функций вполне достаточно, а вот для развлекательных целей по сегодняшним требованиям может и не хватить, что радует многих родителей. Конечно, покупка учащемуся устройства, сбалансированных таким образом, автоматически не решит всех педагогических задач для размежевания учебного и развлекательного, но их решению поспособствует. Для реселлеров в данном случае особенно важно найти баланс, с одной стороны, предлагая устройства недорогие, сообразно сезону, с другой — избежать сползания в ценовую войну с операторскими салонами. Сделать это можно, предлагая девайсы с некоторыми особенностями, на которых акцентировать внимание потенциальных покупателей.
К сезону «back to school» Acer начал поставки весьма показательного в этом плане Aspire Switch 10 E (анонсирован в начале месяца), который на этой неделе добрался до российского рынка. Это классический нетбук в корпусе-трансформере, только сделанный с учетом новомодных «фишек». Модель построена на платформе Intel Atom, снабжена IPS-дисплеем с диагональю 10,1 дюйма и разрешением 1280×800 пикселов, весит 1,28 кг и получила рекомендованную розничную цену от 19990 руб. — правда, узнаваемые характеристики? Разумеется, поправка на технический прогресс существует — процессор четырехъядерный, «на борту» 2 Гб оперативной памяти и две встроенные камеры (фронтальная и тыловая), время автономной работы до 12 часов, присутствует HDMI-выход, а собственный дисплей сенсорный десятиточечный, покрытый Gorilla Glass и с фирменной системой Acer VisionCare, минимизирующей нагрузку на глаза при длительной работе. Вендор позиционирует новинку как мобильную систему для решения неотложных задач — как и старые нетбуки — кроме школьников и студентов она хорошо подойдет многим другим пользователям, которым нужна производительность начального уровня за разумные деньги и в современных корпусах. Игровые возможности такой системы ограничены, а вот для офисных приложений, серфинга, коммуникаций и потребления мультимедиа-контента она подходит оптимальным образом. Как видно, «под сезон» Aspire Switch 10 E прекрасно подходит.
Новинка получила целый ряд интересных «фишек», которые делают ее актуальной для сезона. Основное отличие — возможности трансформации. «Дисплейная» и «клавиатурная» части корпуса соединяют фирменные шарниры-замки Acer Snap Hinge 2, благодаря которым эти два элемента могут быть отделены друг от друга, и «дисплейная» составляющая превращается в windows-планшет весом в 630 грамм. Кроме того, разъемы позволяют установить дисплейную часть в двух положениях, что позволяет легко превращать ноутбук в «дисплей» и «тент». К особенностям эргономики отнесем фактурную поверхность (что не только приятно на ощупь, но и улучшает сцепление с пальцами, а поэтому ниже вероятность уронить устройство), оптимизированную балансировку (низко расположенный центр тяжести приводит к тому, раскрытый в режим ноутбука девайс не стремится упасть «навзничь») и, наконец, когда ноутбук раскрыт, клавиатура поднимается под углом в 5 градусов, что упрощает длительную работу с текстом (подобные схемы использовали давно и редко, например, в бизнес-моделях ThinkPad еще в те времена, когда та марка принадлежала IBM). Модель доступна в шести цветовых решениях. Почему важны все эти особенности? Потому, что они позволяют «десятке» — имеющей по нынешним временам весьма достойную цену — успешно конкурировать с девайсами по цене вчетверо меньшей.
На рынке представлены системы и с меньшей ценой, но продвигать такие компьютеры традиционному ритейлу не выгодно. В этом плане наиболее показателен, например, Prestigio MultiPad Visconte Quad 3G (мы упоминали о нем), который тоже построен на четырехъядерном Atom, но дисплей получил восьмидюймовый, выход на внешний монитор у него отсутствует, равно как и клавиатура, оперативной памяти только 1 Гб, а встроенный диск всего 16 Гб, однако, у девайса есть GPS-модуль и встроенный 3G/4G-модем. Интересное устройство, но стоит такой нетбук в форм-факторе планшета менее 5 тыс. руб, что делает продвижение девайса интересным разве что операторам (вот и продвигают его в салонах «МегаФона»), а не традиционной рознице. Напомним, что оператор может позволить себе продавать устройства дешево, надеясь получить прибыль от трафика, генерируемого этими девайсами, но традиционный ритейл лишен такой возможности. Как можно продавать два близких по вычислительной мощности «атомных» устройства, весьма близких по позиционированию, но настолько разных по цене? Только делая акцент на уникальных особенностях более дорогого решения.
Аналогичные коллизии присутствуют и в других товарных группах. Например, Microsoft, как и планировал, в конце июля объявил о начале продаж Nokia 105 Dual SIM, телефона в классическом форм-фактре и с традиционными возможностями. Как видно из названия, это модификация «сто пятой» модели, которая из-за своей классичности и низкой цены уже продана на мировом рынке в количестве более 80 млн штук. Microsoft позиционирует новинку в качестве «первого телефона», а кто сейчас покупает первую «трубку» кроме школьников?
Стоит такой телефон в рознице порядка полутора тысяч рублей, что очень хорошо, учитывая бренд и особенности, о которых мы напомним ниже. . Заметим, что на рынке представлены и более дешевые модели абонентских устройств, в том числе и смартфонов — например, продвигаемый «Билайном» вместе с контрактами Micromax Bolt 300 по цене 990 рублей или МТС 970, который по акции стоит всего 390 рублей — как видно, по указанной выше причине продвигать такие устройства выгодно только операторам. Как продавать в полтора-два раза более дорогого конкурента традиционному ритейлу? Делая акцент на «фишках» аппарата, а таковые есть даже у этого девайса с базовой функциональностью. Кроме поддержки двух SIM-карт, дающей понятные экономические преимущества, новинка имеет многорежимный будильник (для учащегося крайне актуально), пылевлагозащищенный корпус и встроенный фонарик. Это не все особенности «сто пятого», но вряд ли в сезоне «back to school» будет актуален встроенный FM-тюнер и используемая в качестве «основы» платформа Series 30+. Кроме того, ультрабюджетные смартфоны-конкуренты будут менее актуальны для школьников из-за существенно меньшего времени автономной работы и заметно большей хрупкости — в смартфонах уязвимы, в первую очередь, дисплеи, да и пылевлагостойкостb у этих девйсов нет, но она есть у Nokia 105.
Примеры можно привести и из других товарных групп — например, десктопов, моноблоков, принтеров/МФУ и т. д. — но и имеющихся достаточно, чтобы выявить основные особенности оптимальных «back to school»-девайсов. Разумеется, желательно продвигать новинки — прогресс идет быстро и привыкшие к этому покупатели зачастую «прошщлогодний» и «допотопный» воспринимают как синонимы. Устройства вполне могут предоставлять функциональность базового уровня, но при этом должны быть очень точно сбалансированы по цене, чтобы, с одной стороны, оставаться в бюджетной ценовой категории, с другой даже не пытаться ввязываться в «ценовые войны» с предложениями операторских салонов. Во-первых, в «ценовых войнах», как известно, победителей не бывает, во-вторых, достаточно просто подготовить технического консультанта, способного быстро и «на пальцах» объяснить покупателям, чем, например, классический телефон Nokia 105 лучше для школьника, чем МТС 970, хотя стоит впятеро дороже.
Интересно, что в сезоне «рождественских распродаж» уже несколько лет наблюдают «синдром размывания Рождества» — ритейлеры сезон искусственно растягивают, начиная соответствующую активность еще осенью, что, с одной стороны, уменьшает пиковые нагрузки на персонал и инфраструктуру, с другой — размывает праздничное настроение у покупателей и тем самым приводит к уменьшению общего объема продаж. Интересно, что подобные тенденции присутствуют и у других распродаж, привязанных к календартным датам — «растяжению» подвергается даже «Черная пятница», только «Киберпонедельник» еще держится. Возникнет ли «размывание» в сезоне «back to school» — покажут ближайшие недели.
Источник: Александр Маляревский