На рынке набирает обороты любопытный тренд: увеличивается диапазон цен компьютеров, продающихся в розницу. К чему это может привести и как это можно использовать? Чтобы предположить, какими будут возможные действия продавцов, нужно внимательно посмотреть на технические характеристики и понять, насколько востребованы системы среди пользователей.

Windows-компьютер по цене менее 5 тыс. рублей стал реальностью — столько будет стоить Multipad Visconte Quad 3G компании Prestigio, который появится в фирменных салонах «МегаФона». Как видно из названия, это планшетное устройство. Построена новинка на платформе Intel, в ней использован Atom Z3735G с частотой до 1,83 ГГц. У компьютера 1 Гбайт оперативной памяти, 16 Гбайт на флэш-диске (есть слот для microSD-карт емкостью до 32 Гбайт) и еще 15 доступно на One Drive (разумеется, можно иметь в виду и другие облачные ресурсы). Дисплей использует восьмидюймовую IPS-матрицу с WXGA-разрешением (1280×800 точек). Встроенные камеры посредственные — основная с двухмегапиксельным сенсором (вспышки и автофокуса нет), фронтальная лишь с VGA-разрешением, но для видеотелефонии и других утилитарных задач этого достаточно. Беспроводные интерфейсы — Bluetooth, Wi-Fi и 3G-модем, из кабельных имеется разъем для наушников и один USB-порт. Вес системы всего 370 г, толщина корпуса — 9 мм. Встроенная батарея обеспечивает, по данным производителя, до 170 ч работы в режиме ожидания и до 6 ч работы при высокой нагрузке на процессор (например, при просмотре видео).

Практически мы видим старый добрый нетбук, только выполненный в форм-факторе планшета. Как и нетбуки прошлых лет, для игр система подходит не лучшим образом (встроенная Intel HD Graphics хороша разве что для браузерных, старых или казуальных), но неигровые приложения могут быть запущены практически любые — работает система под управлением Windows 8.1 (что касается возможности обновления до Windows 10, то официальных данных нет). Но не со всяким приложением будет достаточно комфортно работать, ведь вычислительная мощность не самая высокая, а площадь экрана невелика. Возможность подключения внешнего монитора делала бы устройство хорошим решением для работы с текстами, но соответствующий разъем в планшете отсутствует.

Традиционная компьютерная индустрия — от вендоров до ритейла — недорогие системы по-прежнему не жалует, но такие решения все равно появляются. Нет заинтересованности у традиционного ритейла? Что ж, системы проникают на рынок через операторские розничные сети. Как и с бюджетными Android-планшетами со встроенными 3G-модулями, в этом случае операторы весьма заинтересованы в продвижении подобных устройств на платформе Windows — предоставляя абоненту такой девайс, оператор обеспечивает себе доходы от трафика данных, который ежемесячно будет генерировать это устройство. При таких пролонгированных доходах от сервиса саму «железку» оператору можно продавать с минимальной маржинальностью, а то и себе в убыток, стимулирование роста трафика данных куда важнее. Между тем рост трафика данных российские операторы стимулируют весьма успешно — например, по данным МТС, в первом квартале 2011 г. абоненты компании скачивали в среднем 216 Мбайт за месяц, а в первом квартале 2015-го — 2,14 Гбайт. Но лидирует в увеличении трафика данных «МегаФон» — компания, напомним, взялась за эксклюзивную продажу Multipad Visconte Quad 3G, — абоненты этого оператора в среднем скачивали в первом квартале текущего года по 3,16 Гбайт, почти в полтора раза больше, чем клиенты МТС.

Что в таком случае делать традиционному ритейлу? Есть несколько вариантов, предусматривающих увеличение чека, продажу недорогих компьютеров в комплекте с чем-либо еще. Например, сама компания «МегаФон» предлагает Multipad Visconte Quad 3G за 4490 рублей только при условии внесения 500 рублей на счет оператора. Ритейлер может наладить сотрудничество с «большой тройкой» и продавать такие модели, например, только в комплекте с контрактом, получая с оператора «копеечку» за подключение новых абонентов. Ритейлеру вполне по силам и самостоятельно «доукомплектовывать» экстремально дешевые компьютеры внешними клавиатурами, мышками, USB-хабами и прочим, что реально пригодится пользователю в последующей работе с устройством, но при этом выгодно и продавцу, так как существенно увеличивает чек. Как видно, возможности сделать торговлю недорогими компьютерами выгодной для розницы есть, причем несложные и разнообразные. Розничному продавцу нужно лишь выбрать оптимальные, в зависимости от особенностей торговой точки, и приложить минимальные усилия для их реализации.

Продажа недорогих систем со скромной вычислительной мощностью позволит привлечь внимание покупателей к серьезным компьютерам на мощных процессорах, пригодных для любых офисных или креативных задач, а также для игр. Заметим, что такие машины появляются на рынке в изобилии, причем их номенклатура гораздо шире, чем у недорогих.

Например, почти одновременно с Multipad Visconte Quad 3G был анонсирован Asus GL552. Система для геймеров — вендор относит ее к линейке продукции Republic of Gamers — получила графику на основе Nvidia GeForce GTX 950M с 4 Гб видеопамяти GDDR3 и поддержкой DirectX 12. Ноутбук выполнен в традиционной агрессивной черно-красной гамме, причем «игровые» клавиши WASD имеют более интенсивную подсветку, а для более стабильного доступа к онлайн-играм реализована технология Asus GameFirst III, оптимизирующая приоритеты использования интернет-канала. Но, разумеется, это не только игрушка, но и мощный рабочий инструмент, причем универсальный, то есть подходящий для решения самого широкого круга задач — процессор Intel Core i7 четвертого поколения, дисплей с диагональю 15,6 дюйма с матовым покрытием (столь ценимым долго работающими за монитором), дисковая подсистема емкостью до 2 Тбайт, эргономичная клавиатура с дополнительным цифровым блоком. Конечно же, такой системе «по плечу» любые задачи — в том числе видеомонтаж, 3D-моделирование, верстка, обработка фотографий и т. д. Но даже в минимальной конфигурации она стоит 49 999 рублей, то есть как десять Multipad Visconte Quad 3G. Продавать такой компьютер тоже непросто, ведь «как горячие пирожки» игровые системы не раскупают, а «зависание» на складе даже нескольких таких позиций способно существенно уменьшить доступные оборотные средства компании. Для эффективного продвижения такого рода компьютеров придется применять некоторые дополнительные маркетинговые технологии, которые хорошо известны большинству ритейлеров.

Как видно, такие «полярные» системы не конкурируют между собой, но вполне способны дополнять друг друга в качестве инструментов решения различного спектра задач. Ритейл вполне может поставлять и те, и другие, обеспечивая при этом экономическую эффективность бизнеса. Заметим, что для продвижения «полярных» систем потребуются некоторые дополнительные шаги, но в обоих случаях экономический эффект стоит того, чтобы придумывать и реализовывать расширенные схемы продвижения этих товаров.