Как сообщает Gartner Group, во втором квартале текущего года по сравнению со вторым кварталом предыдущего, мировой рынок компьютеров сократился на 9,5% (в натуральном выражении). Ситуация действительно тревожная: мало того, что негативный тренд сохраняется, так еще и темпы падения нарастают экспоненциально. Напомним, что в первом квартале мировой рынок сжимался почти вдвое меньшими темпами (5,2%), а в четвертом квартале прошлого года — и вовсе только на 2,4% (в обоих случаях сравнение год к году).
Регион ЕМЕА отличился. В первом квартале ситуация тут была несколько лучше общемировой: региональное сокращение составило 4,4% (при мировом падении 5,2%). Но во втором квартале все наоборот — рынок региона падает много быстрее мирового — 15,7% против 9,5%. Конечно, ситуация в ЕМЕА крайне неоднородна по странам, например, падение российского рынка, где на мировые тенденции наложились локальные экономические проблемы, более выразительно — в первом квартале оно составило 43,6% (данные IDC) при проседании региона на 4,4%.
Сложившееся положение аналитики объясняют по-разному, но ни один из их аргументов не выглядит исчерпывающим.
Ситуацию пытаются объяснить отложенным спросом, вызванным ожиданием выхода Windows 10. Но откуда он мог взяться? Какие такие пользователи страстно ждут появления Windows 10, да так, что миллионы их откладывают покупку новых компьютеров? Корпоративные? Вовсе нет — они с большим недоверием относятся к новым «операционкам» и начинают переход на них спустя несколько кварталов после выхода, после нескольких итераций, закрывающих «дыры» и другие шероховатости новой версии. Частные? При всей привлекательности новой ОС в ней нет ничего, способного заставить пользователя отложить покупку домашнего ПК. Более того, на «десятку» могут перейти все компьютеры, проданные в этом году, а также в течение нескольких предыдущих кварталов, причем никаких сложных действий для этого от пользователей не потребуется, достаточно согласиться с предложением установленной у них системы на выполнение автоматического апгрейда.
Есть и такое объяснение: "отложенный спрос наоборот«. Но это не что иное, как попытка описать падение сейчас резко возросшим спросом в предыдущие кварталы, когда пользователи массово стали заменять компьютеры на Windows XP, от поддержки которой из-за солидного возраста операционной системы отказалась корпорация Microsoft. Это объяснение подходит для понимания некоторых особенностей динамики падения, но не для всей ситуации. Разница в квартальных продажах за вторые три месяца этого и тот же период предыдущего года составила 7,2 млн. шт., но разве кто-нибудь заметил пик реализации ПК в сравнимых количествах в прошлом году?
Аналитики Gartner приводят и такой аргумент: укрепление курса доллара относительно национальных валют. Но скачков курса, значимых настолько, что они стали причиной отказа пользователей от покупки каждого десятого компьютера, не было!
Природа спада проста и для рынка весьма печальна, так как основная причина его не может быть устранена быстро. Всё дело в отсутствии в сегменте ПК инноваций, причем достаточно значимых, чтобы стимулировать приобретение новых компьютеров при исправных имеющихся. Резервы для экстенсивного развития давно исчерпаны, все, кому был нужен компьютер и кто мог его себе позволить, давно ПК приобрели, потому и новые системы в основном приобретали взамен старых, которые с течением времени или ломались, или устаревали — то есть их производительность оказывалась недостаточной для решения задач, встававших перед пользователем. Большинству офисных и развлекательных приложений вполне достаточно вычислительной мощности компьютеров трех-пятилетней давности, а в ряде случаев и более старых. Конечно, системы для творчества, инженерных задач или современных игр постоянно требуют нового уровня производительности, но, во-первых, в натуральном выражении их процент невелик, а, во-вторых, описанный выше тренд прослеживается и в этом сегменте, хотя тут он менее выражен, чем в целом по рынку.
Мы уже описывали аналогичную ситуацию, сложившуюся на рынке планшетов. Он заметно меньше, поэтому более динамичен и аналогичная ситуация здесь более выразительна: настал момент, когда сегмент исчерпал резервы экстенсивного развития, а отсутствие значимых инноваций затрудняло продажи новых планшетов взамен исправно работающих старых. Ранее мы указывали на возможные пути, позволяющие реселлерам успешно продавать даже на падающем рынке планшетов, некоторые из этих вариантов можно считать пригодными и для поставок ПК.
Если рынок стандартных систем насыщен, логично сделать особый акцент на продаже необычных компьютеров. Это могут быть системы в дизайнерских корпусах, трансформеры (как, предположим, целое семейство решений Acer), windows-планшеты (как Microsoft, так и партнеров корпорации), dongle-ПК (крупных фирм, например Lenovo, как только они наконец появятся в продаже).
Следует рассматривать продажи в узких подсегментах, например предлагая те же dongle-ПК в качестве компьютера для гостиной как альтернативу IP-TВ-приставкам, windows-планшеты поставлять в нише между ноутбуками и iPad/android-«таблетками». Конечно, такие продажи весь рынок не спасут, но оборот торговых точек компании, которая займется соответствующими методами продвижения, увеличить смогут.
Особую роль в данном случае приобретают продажи разнообразной периферии — мониторов, проекторов, клавиатур, принтеров и многофункциональных устройств, мышей, джойстиков и разных опциональных девайсов, включая USB-вентиляторы, USB-лампы и прочее. Если человеку не нужен новый компьютер, то что-нибудь новое для своего «старого» он вполне может приобрести и для работы, и для развлечения.
Ну и, наконец, вполне можно продавать самые обычные компьютеры, те самые «традиционные ноутбуки» и «скучные десктопы» — сокращение их продаж вовсе не означает их исчезновение как класса устройств. Несмотря на значительное падение рынка, продажи настольных и мобильных систем по-прежнему исчисляются миллионами. Напомним, что на российском рынке в первом квартале этого года было продано около одного миллиона ПК, т. е. каждый день в рознице покупали тысячи устройств. Конечно, из-за сокращения рынка (и уже случившегося, и еще предстоящего) конкуренция нарастает, но это вовсе не означает, что сегмент умирает. Рынок «старых добрых» традиционных ПК, без каких-либо изысков, предназначенных для самых широких слоев покупателей, живет.