24–26 июня 2015 г. в Санкт-Петербурге прошел ежегодный форум DISTREE Russia & CIS, который в двенадцатый раз собрал компании, работающие в области ИТ и потребительской электроники: вендоров, дистрибьюторов, ритейлеров, реселлеров и системных интеграторов. По данным организаторов, трехдневное мероприятие посетило свыше 500 представителей компаний. В ходе конференции были проведены тысячи встреч «один-на-один» руководителей производственных и дистрибьюторских компаний (с одной стороны) и ведущих розничных и корпоративных продавцов ИТ-решений и потребительской электроники (с другой).
Форум DISTREE Russia & CIS 2015 поддержали «платиновый» спонсор компания Huawei, «золотые» спонсоры Microsoft и Quantum, а также" «серебряный» Mixberry. Официальный партнер мероприятия — фирма GfK, она провела ряд семинаров, ее представитель выступил перед участниками форума.
Информационными партнерами DISTREE Russia & CIS 2015 стали компании CONTEXT, GfK и Ocean Solutions.
В этом году в Северную столицу России приехали такие крупные производители, как Acer, AMD, HGST, NVIDIA, Sony, а также дистрибьюторы — «Марвел», Merlion, MICS и Treolan. В связи с этим Фредерик Симард, директор и соучредитель DISTREE Events, отметил: «Российский рынок электроники предлагает производителям широкие возможности. Мы были рады видеть в числе участников авторитетные компании и тех, которые только намереваются выйти на этот рынок».
Действительно, в этом году было особенно заметно, насколько сильно обновился состав участников.
«Глупо было бы отрицать, что в списках делегатов произошли изменения, — рассказывает Фредерик Симард. — В связи с ухудшением общеэкономической ситуации в стране собрать их было немного сложнее, чем в прошлом году. Тем не менее, несмотря на все эти трудности, наше мероприятие посетили 500 человек, что примерно на 100 человек меньше, чем в прошлом году. При этом количество реселлеров и ритейлеров практически не изменилось. Своих делегатов (около 200 человек) в Санкт-Петербург прислали 150 компаний. В прошлом году такое же количество участников представляло 170 компаний, специализирующихся на работе с корпоративными заказчиками и частными клиентами».
Уменьшение количества делегатов произошло за счет тех, кого организаторы относят к группе «производители», т. е. за счет вендоров и дистрибьюторов. В этом году на встречу со своими потенциальными партнерами прибыли посланцы 60 компаний (в прошлом году — 90 компаний).
«Зато на этот раз мы постарались пригласить новых участников — те компании, продукция которых еще не очень хорошо представлена в России, но которые могут заинтересовать российский канал продаж», — отмечает Фредерик Симард.
Основную причину сокращения количества участников мероприятия он видит в кризисе, который переживает наша страна: «Сейчас компании, работающие в России, стараются экономить. Мало кто готов тратить на свое продвижение столько, сколько раньше. Доллар сильно подорожал, а доходы дистрибьюторов упали. Похожую ситуацию мы наблюдали в 2008–2009 гг. В этом году наши доходы оказались почти такими же, как и шесть лет назад: в 2009 г. падение составило 30–35% по сравнению с показателями 2008 г. Поэтому мы будем очень внимательно следить за развитием ситуации в следующем году. Я, конечно, не пророк, но надеюсь, что мы увидим улучшения. У русских людей есть одно очень важное качество. Вы всегда настроены на победу. Победить кризис или введенные против вас санкции — это одна из отличительных черт русского характера. Конечно, нынешняя ситуация неприятна для всех. Но мы стараемся сохранять оптимизм, хорошее настроение и думать о будущем только в конструктивном ключе».
Тот факт, что российский ИТ-рынок переживет не самые лучшие времена, очевиден. Тем не менее в преддверии конференции в Санкт-Петербурге исследовательская фирма GfK объявила результаты анализа рынка ИКТ, телекоммуникационных услуг и потребительской электроники в России. Согласно этому отчету, в первом квартале 2015 г. совокупный оборот рынка достиг 5,52 млрд. долл. GfK полагает, что спрос замер в первом квартале после пика продаж в последние три месяца 2014 г.: «После падения курса рубля в конце 2014 г. цены на потребительские ИТ-товары выросли от 15 до 40% в зависимости от сектора. Потребители, которые не сделали покупок в декабре 2014 г., выбирают теперь товары не только по техническим параметрам, но также по доступным ценам. В магазинах нет недостатка в предложении, но покупки зависят от семейного бюджета».
В исследовании TEMAX, которое проводит GfK для отслеживания размера рынка «потребительских ИТ-товаров» (потребительская электроника, фототовары, крупная бытовая техника, небольшие бытовые электроприборы, ИТ-продукция, телекоммуникационные услуги, офисное оборудование и расходные материалы), отмечается, что в сегменте потребительской электроники есть отрадные ниши. На ultra-HD телевизоры по-прежнему устойчивый спрос; продажи ТВ-декодеров и акустических панелей (soundbar) также выросли.
А вот в основных категориях ИТ-продуктов GfK отмечает сдвиг от моделей среднего уровня к начальному.
Оборот российского рынка ИТ-продукции в первом квартале 2015 г. снизился на 21,7% по сравнению с прошлым годом и составил 1,31 млрд. долл. Наблюдалось сокращение продаж планшетов, несмотря на то, что некоторые операторы мобильной связи предложили кредитование по некоторым моделям.
«ИТ-рынок все еще подпитывается имеющимся товарным запасом у ритейлеров», — предполагают аналитики GfK.
Не самые радостные данные привел на конференции и Виктор Иванов, директор по развитию бизнеса в России аналитической компании CONTEXT. По его данным, за последние два квартала объем дистрибьюторского бизнеса в России по тем продуктовым линейкам, которые отслеживает CONTEXT, уменьшился с примерно 2,5 млрд. долл. (в четвертом квартале 2014 г.) до чуть более 1 млрд. долл. (по итогам второго квартала 2015 г.). И здесь объяснение «упал рубль, а за ним и рынок» уже не работает, так как изменение российского дистрибьюторского бизнеса в рублях, по информации того же источника, выглядит следующим образом: около 80 млрд. руб. (по итогам первого квартала 2015 г.) против 140 млрд. руб. (в четвертом квартале 2014 г.).
Правда, как отмечает Виктор Иванов, сжатие дистрибьюторского бизнеса по данным группам товаров происходит не только в России. Рынки Великобритании и Ирландии, Германии, Франции, Испании и Польши в первом квартале 2015 г. также показали отрицательную динамику по сравнению с предыдущим периодом. Но российским компаниям от этого не легче — у нас падение было более быстрым, чем у соседей по региону.
Интересно отметить, что и в CONTEXT выделяют группы товаров, которые смотрятся позитивнее общей тенденции на рынке. При падении российского дистрибьюторского бизнеса в первом квартале 2015 г. на 21,37% два десятка продуктовых категорий показали рост по сравнению с итогами предыдущего квартала. Но это рынок не спасло, так как более 15 продуктовых категорий за первые три месяца 2015 г. сжались более чем на 60%.
При этом, как отмечают аналитики, тем компаниям, которые хотят в будущем расти, рекомендуется обратить внимание на следующие направления: защита данных, услуги, снижающие финансовую нагрузку партнеров (например, MPS, услуги управления печатью, аутсорсинг процессов и т. д.), новые товарные категории, такие как Smart Person, Smart Home, Smart City, 3D-печать. Именно здесь, по мнению Виктора Иванова, заложен сейчас наибольший потенциал роста для канала продаж.
Возвращаясь к DISTREE Russia & CIS 2015, стоит отметить, что в этом году изменилось не только количество участников форума. Значительная доля компаний, представлявших «производителей», — это вендоры, выпускающие товары для ритейла, а также их дистрибьюторы. Кроме того, можно было заметить увеличение доли стендов китайских производителей на традиционной выставке, которую организаторы проводят во время работы конференции.
«Действительно, в этом году мы пригласили много вендоров, производящих аксессуары, гаджеты, беспроводные устройства, „умные“ часы, а также другую носимую электронику и т. д.», — отмечают организаторы. Они объясняют это изменениями, происходящими на рынке: простые покупатели все больше «погружаются» в мобильные технологии.
Так, в пленарном докладе, подготовленном компанией Gfk, отмечалось, что в настоящий момент в 23 странах 40% пользователей мобильных телефонов и смартфонов ищут и сравнивают цены в Интернете при помощи своих устройств, еще 40% — общаются с родственниками и друзьями, 36 и 29% фотографируют вещи (take pictures of products) и рекламу (take pictures of advertisement) соответственно, 28% — сканируют баркоды или QR-коды, 23% покупают что-то через app-витрины, а еще 22% приобретают товары в интернет-магазинах. Кроме того, как отмечают аналитики, рынок ожидает рост такой категории товаров, как носимая электроника. В 2014 г. в мире было продано 31 млн. этих устройств, по итогам 2015 г. их количество достигнет 72 млн. шт., а в 2016 г. этот показатель увеличится еще в два раза. Из них 46 млн. придется на «умные» часы, 38 млн. на фитнес-трекеры и датчики слежения за здоровьем, 15 млн. на «носимые» камеры, 11 млн. — на гарнитуры и только 5 млн. на «умные» очки.
Во время форума состоялась популярная и ставшая уже традиционной сессия «Убедить за 60 секунд»: вендоры должны были за одну минуту представить свой новейший продукт на главной сцене конференции. Победителей выбирали делегаты от розничных фирм путем прямого голосования. Компания CBR получила сразу две награды — за лучший дизайн продукта и лучшую презентацию по мышке Superman, а компания BQ отличилась как лучший новатор, получив награду за смартфон Aquarius E5 HD Ubuntu Edition.
Не секрет, что с момента своего появления форум DISTREE позиционировал себя как площадку, предоставляющую производителям и дистрибьюторам ИТ-продукции и потребительской электроники возможность встретиться тет-а-тет с высшими руководителями крупнейших в регионе розничных и реселлерских компаний.
Фредерик Симард считает, что рыночные условия в России и странах СНГ могут быстро измениться. Поставщикам важно поддерживать ясный и открытый диалог со своими партнерами по каналу. По его словам, DISTREE Russia & CIS является самой эффективной платформой для всех тех компаний, которые планируют выйти на этот рынок и успешно на нем работать, так как позволяет встретиться с ключевыми игроками в одном месте и в одно время. Планирование форума DISTREE Russia & CIS 2016 уже началось. Правда, не определено, останется ли конференция в следующем году в Санкт-Петербурге или вернется в Москву, где проходили первые форумы. Этот вопрос будет решаться позднее.
«Трудности нас не пугают, и мы по-прежнему намерены организовывать на нашей площадке встречи ритейлеров и реселлеров с самыми интересными для развития их бизнеса вендорами, — заверил Фредерик Симард. — На все вопросы о том, не собирается ли наша компания закончить свою деятельность на российском ИТ-рынке, могу ответить словами из вашего анекдота: „Не дождетесь!“».