10 августа 2015 г.
Осень для производителей смартфонов обещает быть сложным сезоном — ничего принципиально нового в базовых характеристиках этих устройствах летом так и не появилось. Поэтому было совершенно неясно, ни чем мотивировать абонентов покупать новые девайсы, ни как конкурировать в ситуации, когда внутри каждой ниши смартфоны оказываются практически одинаковыми по своим ключевым техническим характеристикам, которые определяют, скорее, поставщики процессоров и чипсетов, чем вендоры.
Вендоры нашли выход из положения, которым стал выпуск аппаратов с редкими, а подчас и с уникальными «фишками». Возможных «фишек» оказалось достаточно много, вряд ли они способны мотивировать абонента на покупку нового смартфона на замену исправно работающего, но вот устройство-новинку от конкурентов позволят отличить. А большего, собственно, и желать не нужно.
Маркетинговый механизм отлажен
Данный подход странным не выглядит, его апробировали, например, на создании и продвижении «селфифонов». Сезон-другой тому назад вендорам было достаточно поставить на аппарат фронтальную камеру чуть лучше, чем нужно для видеоконференцсвязи, позиционировать новинку как «смартфон для селфи» и повышенное внимание среди понятной целевой аудитории к данной модели было обеспечено. Потихоньку фронтальные камеры становились все совершенней, все большее количество аппаратов получало дополнительное программное обеспечение, облегчающее съемку селфи — автоматически работающие «гламур-фильтры», убирающие дефекты кожи и оптимизирующие цветовой рисунок кадра для более естественной передачи телесных оттенков, возможность срабатывания затвора на улыбку, на жест или на ключевую фразу, и т. д. — также все чаще устанавливали дополнительные фронтальные вспышки.
Сейчас «селфифонность» стала нормой не только в топовых моделях, но и в устройствах среднего ценового диапазона. Например, недавно анонсированный Senseit E500 получил пятимегапиксельную фронтальную камеру с светодиодной вспышкой, но уже никому и в голову не придет позиционировать эту модель как «селфифон» — расширенные возможности для съемки «себяшек» стали нормой.
До логического завершения идеи селфифона дошла Sony, представившая на прошлой неделе модель Xperia C5 Ultra, у которой фронтальная и основная камеры имеют сенсоры с одинаковым разрешением (13 Мпикс), а также обе получили вспышки. Производителям пришлось придумывать нечто новое для привлечение повышенного внимания к новым моделям. И вендоры с этим справились!
Фото-элементы: от новых до хорошо забытых старых
Наиболее интересные в техническом плане решения для повышения качества фотографий получают, разумеется, топовые смартфоны. Например, LG G4 получил камеру с объективом f2.0, системой оптической стабилизации по трем осям и дополнительным сенсором-цветоанализатором, позволяющим лучше выставлять баланс белого. Разумеется, также присутствуют «фишки», упрощающие процесс съемки, — быстрый запуск камеры по нажатию аппаратных кнопок управления, размещенных на «спинке» девайса, автоспуск с трехсекундной задержкой по жесту руки в поле зрения камеры и т. д.
Дополнительные «фишки» постепенно мигрируют в устройства среднего ценового диапазона, например, раньше доступное в топовых моделях LG — упомянутые выше быстрый запуск, автоспуск и т. д. — теперь есть в аппаратах Magna, Leon, G4s и других моделях middle-class. В продвижении этих моделей вендор делает акцент на наличии этих «фишек», которые действительно отличают модели LG от соседей по полке. Добавляют элементы и другие вендоры.
Например, Lenovo в смартфоне ViberShot, который вендор позиционирует как «фототелефон» добавил аппаратную кнопку, нажатие которой выполняет быстрый запуск камеры и которая может служить в качестве спусковой. Да, такое решение не является революционным со времен выхода Sony Ericsson CyberShot K750, который случился десять лет назад. Да, это решение давно не уникально, дополнительная «фото-кнопка» есть у многих моделей, в частности, в линейках Sony Xperia и Microsoft Lumia. Но при этом, во-первых, наличие такой кнопки все же повышает удобство съемки, во-вторых, она встречается достаточно редко, а поэтому способна выделить аппарат среди массы аналогов.
Есть и другие варианты новинок с расширенной фото-составляющей. Например, ASUS представил ZenFone 2 Laser, которая от базовой модели ZenFone имеет единственное значимое отличие — в ней реализован лазерный автофокус, который, по заявлению вендора, обеспечивает объективу основной камеры фокусировку за 0,3 с, причем даже в сложных условиях освещенности. Про Sony Xperia C5 Ultra, «высшую и последнюю» стадию развития селфифонов, у которого фронтальная камера имеет сенсор того же разрешения, что и основная, мы уже упоминали.
Как видно, в большинстве случаев новые телефоны получают изменения в фото-составляющей, пусть не драматичные, но зачастую вполне способные послужить «фишкой». Ситуация с топовой моделью Sony Z3+, которая получила ровно ту же самую камеру, что и была в Z3, скорее, исключение (хотя некоторые изменения в программе управления камерой и «творческих режимах» присутствовали и тут, но они были совсем незначительными).
«Спинка» как особенность
Сменные панели в качестве «фишки» на российском рынке известны, в основном, стараниями компании LG, которая продвигает для своего флагмана G4 самые разные фирменные «спинки», включая кожаные. Однако, G4 не одинок — сменные панели, в том числе, и из экологичных материалов, доступны и для многих других моделей, правда, не все они на российском рынке представлены официально.
Интересный подход с крышками выбран в OnePlus Two — они могут быть выполнены из самого разного материала — даже из бамбука, не говоря уже дереве, коже, кевларе и других более привычных вариантах. Сменные панели, в том числе, и из экологичных материалов, доступны для Moto X производства Motorola.
Однако, использование сменных панелей создает одну проблему — оно мешает уменьшению толщины аппарата. Поэтому многие вендоры отказываются от предоставления пользователем такого варианта кастомизации, предлагая фиксированный набор вариантов задних панелей, из спектра которых пользователь может выбрать себе готовый аппарат, но не может заменить на нем «задник» самостоятельно. Зеленый задник Galaxy S6, на котором Samsung акцентировал внимание, в этом плане достаточно показателен, хотя не единственный.
Вендоры экспериментируют не только с цветом и материалом, но и с рельефом. ASUS Zenfone 2 Deluxe (на фото) кроме незначительных изменений в конфигурации получил в качестве ключевой особенности рельефную поверхность задней крышки. По заявлению вендора, узор на крышке новинки состоит из 500 треугольников. В свое время применение такого дизайнерского хода в Nokia 7900 Prism Crystal вызвало фурор, но и сегодня такая крышка выглядит очень стильно. Это наиболее редкий на сегодня вариант, гораздо больше моделей со стеклом на задней поверхности, с «софт-тач», металлизированной, «штрихованной» и другими вариантами пластиковых «крышек».
Прочее, местами любопытное
Перечисленные выше «фишки» реализованы относительно большим количеством различных вендоров. Но есть и другие варианты, которые встречаются заметно реже, но тоже весьма любопытны.
Изогнутые дисплеи устанавливают на свои смартфоны Samsung и LG. Удобство спорное, но пока изогнутость является особенностью редкой и крайне необычной.
Сенсоры отпечатков пальцев встречаются куда как чаще, но они пока тоже являются «фишкой», которая присутствует далеко не на всех моделях даже топового диапазона.
Пылевлагозащищенные корпуса в устройствах для массового рынка долгое время были прерогативой Sony, но сейчас такие модели начинает предлагать и Motorola — пылебрызгозащитный корпус получил Moto X, а Moto G даже сертифициован по IРx7, что означает возможность пребывания на глубине метр в течение получаса (переживет падение в ванну или пролитый на него кофе, что для городского смартфона вполне достаточно). К этим защищенным аппаратам добавился Samsung Galaxy Xcover 3, который кроме «непромокаемости» получил защиту от механических воздействий.
Любопытны эксперименты с батареями. Если недавно Senseit E400 с батареей 4050 мАч был рекордсменом для российского рынка, то сейчас анонсирован ASUS ZenFone Max с батареей 5000 мАч (правда, продажи этой новинки начнутся не ранее октября, а информации о цене пока нет). Кроме увеличения емкости батарей, новинки все чаще получают возможности ускоренной зарядки. А вот возможность беспроводной зарядки, вопреки ожиданиям, остается относительно редкой, что позволяет и дальше говорить о поддержке Qi как о «фишке» устройств.
Появляются новые решения для управления, причем пока остается только догадываться, станут ли они в будущем стандартом или останутся редкой «фишкой». Например, анонсированный в конце июня Meizu M2 mini получил любопытную аппаратную центральную кнопку «Home», которую вендор называет mBack: на ней есть верхний сенсорный слой, который позволяет фиксировать три варианта нажатий — короткое касание выполняет действие «назад», обычное нажатие возвращает на главный экран, а длительное гасит экран и переводит устройство в режим ожидания.
Этим летом на смартфонах появился разъем USB Type-C — первым аппаратом от известного вендора с поддержкой такого стандарта стал OnePlus Two — есть основания предполагать, что такой интерфейс станет стандартным, как минимум, для топовых моделей смартфонов.
Список «фишек» можно продолжать, но пора подводит итоги.
Значение для ритейла
Все перечисленные выше многочисленные варианты нововведений хотя и приятные, но не могут драматическим образом повлиять на профиль использования смартфона, побудить купить новый вместо старого. Однако, в некоторых ситуациях они вполне способны позволить новинке выиграть в конкурентной борьбе — повлиять на выбор в пользу данной модели, выделив ее среди соседей «по полке».
Как видно, вендоры не рассчитывают на значительное расширение рынка смартфонов и настраиваются на жесткую конкурентную борьбу внутри каждого сегмента. Для канала это хорошо, причем сразу по нескольким причинам.
Ритейл получит — наконец-то! — смартфоны с особенностями. Пришел конец безликому однообразию в дизайне и наборе функций. Теперь, наверное, отсутствие отличий можно трактовать как одно из отличий даже для устройств среднего диапазона, а зачастую и для бюджетных моделей.
Очевидно, что для активизации продвижения смартфонов вендоры готовы пойти не только на технические инновации, но и на поиск новых форм работы с каналом. Обновления работы с реселлерами, как и технические «фишки», вряд ли будут революционными, но в некоторых случаях могут оказаться весьма полезными для ритейлерского бизнеса.
Источник: Александр Маляревский