15 декабря 2015 г.
По данным проведенного IBM Institute for Business Value глобального исследования «Раздвигая границы»«, топ-менеджеры почти семи из десяти предприятий и организаций признают, что в ближайшие
Несколько слов о самом исследовании, в ходе которого по всему миру было опрошено 5247 руководителей высшего звена из более чем 70 стран (включая Россию) и двух десятков отраслей. В том числе:
- 1805 ИТ-директоров (CIO);
- 818 главных исполнительных директоров (CEO);
- 723 директоров по маркетингу (СМО);
- 657 главных операционных директоров (СОО);
- 643 Финансовых директоров (CFO);
- 601 директор по персоналу (CHRO).
География исследования представлена на диагр. 1, а его отраслевая структура — на диагр. 2.
Одна из целей исследования «Раздвигая границы» — выявление мнений менеджеров высшего звена о том, какие главные тенденции (факторы) окажут наибольшее влияние на их бизнес в ближайшие
Обратите внимание, что итоги соответствующего опроса (диагр. 3) отличаются редкой степенью единодушия среди всех шести категорий опрошенных топ-менеджеров. То есть свыше 5000 руководителей высшего звена практически все убеждены в том, что именно конвергенция отраслей окажет наибольшее влияние на их бизнес в ближайшие
Что же такое конвергенция отраслей и почему она оказывает столь огромное влияние на различные (в том числе, айтишные) бизнесы? В «Большом англо-русском толковом словаре по вычислительной технике и информационным технологиям» Э. М. Пройдакова и Л. А. Теплицкого, поясняется, что термин Convergence в наиболее общем смысле обозначает «процесс сближения отраслей (компьютерной, бытовой электроники, телекоммуникационной, связи, Интернета, вещательной/медийной, развлекательной и так далее), соответствующих рынков и базовых технологий по мере перехода к цифровому представлению данных (контента)».
Процесс конвергенции отраслей таит определенные опасности для традиционных игроков (в том числе, в области ИТ). Генеральный директор IBM в России и СНГ Андрей Филатов отмечает, что «цифровых захватчиков», успешно оседлавших информационные технологии новой волны (мобильность, облачность, аналитика больших данных и так далее) и трансформирующих рынки (т. е. приходящих в традиционные секторы рынка и все на них меняющих), уже достаточно много. Наиболее яркие примеры — компании Alibaba, Airbnb и Uber, которые не обладают собственными производственными мощностями, гостиницами и таксопарками, но чрезвычайно эффективно используют информационные технологии новой волны для работы с клиентами.
Итоги глобального исследования IBM показывают, что понимание необходимости использования ИТ в интересах бизнеса со стороны главных исполнительных директоров (CEO) увеличивается. В этом, в общем-то, нет ничего удивительного: ведь оптимизация бизнес-процессов почти всегда происходит с использованием ИТ. К тому же надо все время смотреть, откуда может прийти угроза вашему бизнесу. А для выявления «цифровых захватчиков» могут, среди прочего, эффективно использоваться методы анализа больших данных, включая так называемые когнитивные системы (то есть системы, способные к самообучению). Наиболее известный пример такой системы — Watson.
Особо следует сказать о работе с клиентами. Видимо, нет такой компании, которая на словах (особенно, публично сказанных) не клянется в своей клиентоориентированности (утверждая порой, что ради интересов клиента она готова работать даже себе в убыток). Но это на словах. А что происходит на деле? Андрей Филатов отмечает очень интересный момент исследования «Раздвигая границы». На диагр. 4 (она заимствована из выступления А. Филатова перед участниками декабрьского заседания Комитета АПКИТ по мониторингу развития ИТ-индустрии) вы видите ресурсы, которыми топ-менеджеры руководствуются при определении основных направлений развития своего бизнеса. На этой диаграмме голубые столбики показывают среднемировые доли мнений, а желтые кружочки — среднероссийские. Обратите внимание: в нашей стране лишь 36% топ-менеджеров учитывают мнения клиентов при определении основных направлений развития своего бизнеса. В то время как в среднем по миру данный показатель составляет 51%.
В то же время 56% российских респондентов исследования «Раздвигая границы» при определении основных направлений развития своего бизнеса «оглядываются» на действия конкурентов. Хотя в среднем по миру этот показатель составляет лишь 47%. Так на что надо в первую очередь обращать внимание при формировании своей политики: на мнения клиентов или на действия конкуренентов?
Из исследования «Раздвигая границы» следует, что «факелоносцы» (этим термином в IBM называют компании, наиболее активно использующие разного рода инновации) смотрят на мнения клиентов больше, чем на действия конкурентов. Результаты такого подхода налицо: именно «факелоносцы» по темпам роста доходности бизнеса и объемов продаж, как правило, превосходят «рыночных последователей».
«Не все хотят быть пионерами и рисковать, — говорит Андрей Филатов. — Но те, кто в арьергарде, обычно не выживают. Будьте первыми и лучшими, или окажетесь не у дел! Готовьтесь к встрече с „цифровыми захватчиками“! Ищите новые возможности в смежных индустриях! Экспериментируйте широко и агрессивно! Повышайте ставки на перспективные технологии с большим риском и прибылью!»
Источник: Владимир Митин, для crn.ru