11 марта 2016 г.
Разработка российских ИТ-продуктов, способных успешно конкурировать на мировом рынке, долгое время представлялась многим участникам рынка либо ненужной утопией, либо недостижимой мечтой. Те немногие, что сумели вырваться и завоевать свое место под мировым ИТ-солнцем, рассматривались скорее как исключение из правил, чем как пример для подражания. Объявленная государством политика импортозамещения вывела эту тему на новый этап, стала своего рода катализатором (хотя, конечно, не единственным) для российских разработчиков.
Выступая в конце сентября 2015 года на VIII международной конференции Business Information Security Summit’2015, председатель совета директоров ГК «АйТи» Тагир Яппаров говорил о том, что российские разработки в некоторых областях уже вполне успешно конкурируют с зарубежными на мировых рынках, а отечественным компаниям стоит стремиться к тому, чтобы создавать продукты, не просто способные «заместить» иностранные аналоги, но и быть востребованными на рынке глобальном.
По словам Тагира Яппарова, через несколько лет экспорт ПО сможет обогнать поставки за рубеж российского вооружения. Тем более, что уже сейчас это направление входит в тройку главных экспортных российских продуктов (после углеводородов и оружия). По итогам 2014 года, согласно данным «РУССОФТ», экспорт ПО принес российским компаниям примерно такой же доход, как и продажи на внутреннем рынке, — 6 млрд. долл.
Группа компаний «АйТи» практически с самого начала деятельности делала ставку на разработку собственных технологий и продуктов. Несколько лет назад, еще до объявления новой государственной политики, в компании было принято стратегическое решение развивать направления, которые можно было бы продвигать на международных рынках. И эта стратегия себя оправдала. Компания, по словам Тагира Яппарова, смогла справиться с одной из главных проблем отечественных разработчиков — научилась создавать не только хорошие технологии (что в России всегда умели делать), но и продукты. При том, что именно неумение создавать готовые продукты, с четко выстроенным маркетингом, каналами продаж и техподдержкой, традиционно было одним из факторов, препятствующих выходу российских компаний на глобальные рынки. Тагир Яппаров подчеркивает: ГК смогла сохранить рост в нынешних условиях именно благодаря направлениям, связанным с разработками программных продуктов.
«За последние два года „АйТи“ стала другой компанией — резюмировал Тагир Яппаров, — больше половины дохода мы получаем за счет собственных продуктов и сервисов».
ГК «АйТи» собирается подавать заявку на включение 20 своих продуктов в реестр российского ПО, который создается под эгидой Минкомсвязи. По словам председателя совета директоров ГК «АйТи», компания сейчас занимается выстраиванием собственной экосистемы продуктов, поскольку понимает, как бизнес будет расти и развиваться в будущем.
В 2011 году в ГК «АйТи» появилась компания «МобилитиЛаб» — центр разработки и коммерциализации решений корпоративной мобильности. В 2012 г. она стала резидентом ИТ-кластера «Сколково». В феврале 2015 г. «МобилитиЛаб» вывела на рынок новое поколение своего флагманского приложения под торговой маркой WorksPad 2.0. По сути WorksPad стало второй версией приложения MobileSputnik, которое получило в прошлом году не только новое имя, но и новые возможности.
Напомним, WorksPad позиционируется как «интегрированное рабочее место для корпоративных пользователей», это приложение предоставляет пользователям единый интегрированный мобильный клиент, который объединяет всю необходимую функциональность — управление файлами, редактирование документов и работу с корпоративной системой электронной почты. Год назад Тагир Яппаров сообщал, что инвестиции в проект составили около 3 млн долл.
В марте 2016 г. «МобилитиЛаб» представила новую редакцию WorksPad for Service Providers, «предназначенную для сервис-провайдеров, входящих в инициативу Microsoft COSN Russia (Cloud OS Network Russia) и предоставляющих облачные сервисы международного класса из дата-центов на территории РФ на базе продуктов Microsoft (Exchange, Sharepoint и др.)». В данной редакции соблюдены строгие требования информационной безопасности, подразумевающие полное изолирование друг от друга настроек и обрабатываемой информации компаний-заказчиков.Технический директор Microsoft в России Дмитрий Халин подчеркнул, что Microsoft «как экосистемный игрок заинтересован в том, чтобы бизнес российских ИТ-компаний, как и ИТ-рынок в целом, рос и развивался».
В «МобилитиЛаб» уверены, что WorksPad for Service Providers позволит сервис-провайдерам предложить новый дополняющий сервис уже существующим клиентам, запустить уникальное пакетное предложение, состоящее из корпоративного уровня почты, файлового хранилища, привычного всем пакета приложений Office и одного мобильного приложения, позволяющего работать со всем вышеперечисленным на устройствах с iOS и Android. А также предоставить мобильным сотрудникам компаний заказчиков доступ к сервисам провайдеров облачных решений и одновременно к корпоративным ресурсам, развернутым на собственной инфраструктуре компаний. Все это должно не только повысить производительность сотрудников компаний-заказчиков, которые смогут эффективно работать на мобильных устройствах, но и сохранить высокий уровень безопасности доступа к корпоративным ресурсам.
В 2016 году разработчики должны получить платформенные SDK-инструменты для интеграции с инфраструктурой WorksPad, а в самом продукте появится собственный Web-браузер (сейчас используется Safari). Сотрудники «МобилитиЛаб» совместно со специалистами российской компании Infotecs работают над обеспечением шифрования всей хранимой на мобильных устройствах информации по стандартам ГОСТ. Генеральный директор Infotecs Дмитрий Гусев рассказал, что ПО шифрования для платформы Android будет готово во втором квартале, а для iOS — в третьем, а до конца года компания планирует сертифицировать его в российских регулирующих органах.
Первым провайдером WorksPad for Service Providers стала компания «Облакотека». По словам директора по развитию этой компании Оксаны Новицкой, сейчас WorksPad for Service Providers эксплуатируется в тестовом режиме, но во II квартале 2016 года будет открыта регистрация для коммерческих клиентов.
«WorksPad for Service Providers специально разработан для создания масштабируемой и высоконадежной инфраструктуры работы в облачных и гибридных средах. Облачный сервис WorksPad, доступный от наших партнеров сервис-провайдеров, позволяет воспользоваться всеми возможностями мобильной работы самому широкому кругу заказчиков от малого и среднего бизнеса до крупнейших компаний и организаций, предпочитающих снижать затраты на собственную инфраструктуру,» — подчеркивает Новицкая.
Генеральный директор «МобилитиЛаб» Сергей Орлик считает, что именно сейчас появились условия для успешного продвижения WorksPad на российский и зарубежные рынки. Компания уже сформировала партнерскую сеть, в которую входят 20 российских компаний и несколько компаний из стран Азии, Европы, Ближнего Востока, Латинской Америки и Балтии. Несмотря на то, что 90% заказчиков — российские компании, среди тех, кто уже рассматривает WorksPad — финансовые компании из Сингапура, Южной Кореи и др. Сергей Орлик подчеркнул, что WorksPad уже используют в компании «Росатом». «МобилитиЛаб» заключила соглашения с рядом технологических партнеров, таких как Citrix, IBM, MobileIron, Symantec, Samsung и др.
Сергей Орлик полагает, что WorksPad имеет все предпосылки для того, чтобы занять свою нишу на мировом рынке корпоративной мобильности, который по мнению экспертов в ближайшие годы выйдет на уровень 100 млрд.
Исполнительный дирктор инновационного центра «Сколково» Игорь Богачев полагает, что WorksPad вполне может стать одним из тех российских продуктов, которые известны всему миру.
Источник: Наталья Басина, CRN/RE. Фото Ольги Лысенко.