14 октября 2019 г.
«Москва — новый Сингапур» — говорят, имея в виду темпы роста ЦОДов в столице, где динамика даже выше, чем в сегменте центров обработки страны в целом. Доля Москвы в национальном сегменте продолжает расти — с 70% от общего количества стоек в стране сейчас до 73% к 2024 году, по данным iKS-Consulting. Однако размеры страны настоятельно требуют развития разветвленной сети региональных ЦОДов, так как из-за расстояний задержка в передаче сигнала от клиентов в ЦОД и обратно бывает велика, а в ряде случаев оказывается неприемлемо высокой («облачный» гейминг пример весьма выразительный, но не единственный).
Как мы уже отмечали, несмотря на большую потребность в ЦОДах, расположенных возможно ближе к региональным заказчикам, операторы неохотно идут в регионы. Причина проста: локальных заказчиков мало, заказчиков с деньгами — еще меньше, большинство из потенциальных клиентов считают каждую копейку и стараются экономить, по старинке создавая свои серверные и манкируя преимуществами shared economy. Под «серверными» понимают довольно широкий диапазон решений — от вполне приличного приватного мини-ЦОДа с надежным охлаждением, энергопитанием, охраной, системой пожаротушения и коммуникационными каналами (есть даже решения на одну стойку!) до использования под размещение серверов подсобных помещений. В результате выход компании-оператора в регион становится делом рискованным — заказчиков мало, уход хотя бы одного в собственный дата-центр (что бы это не значило в техническом плане), или вообще с рынка (что тоже вполне возможно в современных условиях), или к оператору-конкуренту может стать причиной простоя значительного количества стоек, что для коммерческого ЦОДа недопустимо.
Кроме того, выйти на локальный рынок не так просто. В каждом регионе есть ряд специфических организационных моментов, непростых даже для местных игроков, не говоря уже о выходящих в сегмент «варягах». Однако один из возможных форматов решений, возможно, найден — франчайзинг, который уже предлагают рынку компания 3Data и SberCloud, которые в этом формате конкурируют.
Компания 3Data активно и вполне успешно осваивает нишу небольших коммерческих дата-центров. Разумеется, в маленьких дата-центрах себестоимость стойки для оператора будет по понятным причинам несколько выше, чем в крупных, поэтому для успешного бизнеса приходится придумывать нестандартные маркетинговые решения. Одними из вариантов, предложенных рынку со стороны 3Data, были концепции «ЦОД шаговой доступности» и «Цифровой двор». Первая продвигала преимущества размещения серверной инфраструктуры (или ее части) на площадках в центральной части мегаполиса, благодаря чему и время отклика в телекоммуникационных каналах снижается, специалисту заказчика при необходимости физического контакта с сервером добираться до ЦОДа будет быстрее и проще. Вторая концепция предусматривала комбинацию небольшого ЦОДа с небольшим же офисным центром, а также с коворкингом и другими общественными пространствами (лекториями и т.д.), что по понятной причине было выгодно для небольших технологических компаний, стартапов и других бизнес-структур.
Работа в таком ключе показала свою эффективность. У компании в Москве есть уже 10 площадок, а по количеству стоек 3Data станет одиннадцатой в рейтинге национальных операторов коммерческих ЦОДов в 2019 году (общее количество стоек в эксплуатации превышает тысячу, а на подходе еще пять сотен), по оценкам iKS-Consulting, а после покупки «Ростелекомом» (номером один в рейтинге) компании DataLine (номера два), 3Data оказывается в десятке крупнейших. Интересно, что 3Data планирует развивать сеть небольших дата-центров в столице, за пару пятилеток доведя их количество до полусотни. Заметим, что подходы, аналогичные «Цифровому двору», практиковали и другие компании, например, казанский «ИТ-Парк», совместивший на своей территории ЦОД, коворкинг, стартап-инкубатор, представительства транснациональных ИТ-компаний и правительственные структуры Татарстана. Но в регионах планы компании 3Data еще интересней и заметно масштабнее.
Схема франчайзинга позволит региональным партнерам 3Data пользоваться экспертизой, связями с поставщиками решений и технической поддержкой, а также, возможно, брендом. Региональные франчайзи, при наличии такой поддержки от достаточно крупного столичного франчайзера, получают очевидные преимущества на локальном рынке. Важно, что региональные особенности франчайзи знают прекрасно, поэтому их действия наверняка будут более эффективны в экономическом плане, чем могут быть у «пришлых». За ближайшие десять лет в регионах, действуя по схеме франчайзинга, 3Data планирует открыть две сотни небольших дата-центров. Если все пойдет по задуманному, то открывать практически будут по ЦОДу в месяц, если исключать сезонные периоды спадов деловой активности!
Заметим, что действовать в регионах по модели франчайзинга планирует не только 3Data. Аналогичный проект летом этого года запустил вездесущий «Сбербанк», который практикует активную диверсификацию своей деятельности, делая акцент на разноплановый digital. SberCloud, собственная «облачная» платформа «Сбербанка», начинает экспансию в регионы, где она, вполне возможно, будет иметь успех, прежде всего, благодаря сильному бренду франчайзера. Хотя у SberCloud бренд сильнее, но по опыту работы в продвижении малых ЦОДов и наличию маркетинговых идей впереди явно 3Data, так что конкуренция будет сильной. Планов по развитию регионального бизнеса SberCloud пока не открывает, но, очевидно, компания рассчитывает на десятки франчайзи по всей стране.
Однако, регионы смотрят и другие операторы. Рынок региональных центров велик, туда в обозримом будущем выйдет, например, IXcellerate, которая сейчас активно осваивает столичный сегмент, хотя детальных планов по региональному направлению компания пока не озвучивает. На этот рынок смотрит «Ростелеком-ЦОД», который планирует экспансию за пределы Москвы, открывая крупные ЦОДы в региональных столицах, начиная с Екатеринбурга. Представители компании говорят, что уже к 2022 году значительный процент стоек будет находиться в регионах.
Вполне возможно, активную игру на региональных рынках начнут операторы сотовой связи, обладающие прекрасными компетенциями, сильными брендами, развитой инфраструктурой и прекрасным знанием локальных реалий. Можно ожидать экспансии китайских компаний, небольших по меркам Поднебесной, но обладающих огромным потенциалом и финансовыми возможностями на фоне ситуации в российских регионах. Наземный транспортный коридор из Китая в Европу требует современной «обвязки» с развитой цифровой инфраструктурой, которая невозможна без наличия региональных дата-центров.
Не исключено, что в борьбу за сегмент включатся интеграторы, также имеющие компетенции в сегменте ЦОД. Наконец, региональные компании тоже будут продвигать свои решения, создание «контейнерного ЦОДа», и обеспечение его эксплуатации в стабильном режиме вполне может быть реализовано локальными игроками.
Региональные центры обработки данных будут относительно небольшими — от 50 до 200 стоек — то есть по современной классификации относиться к мини-, а то и к микро-ЦОДам, но таких площадок должно появиться много. Поэтому ближайшие пятилетки в этом сегменте будут весьма горячими, а каналу нужно будет активно поставлять различное оборудование в rack-форм-факторе для наполнения этих стоек.
Источник: Александр Маляревский