23 марта 2020 г.
Профиль офисной работы радикально изменится для многих российских работников, есть все основания предполагать это. Ситуация приведет к заметному изменению в ИТ-инфраструктурах, причем в плане пользовательских устройств и телекома — больше, в плане базовых элементов — меньше, но и тут все будет довольно заметно.
Почему именно сейчас?
Принято считать, что для формирования привычки нужно 3 недели, хотя разные психологи называют цифры от 18 до 254 дней. Очевидно, что за время принудительной «удаленки» у значительного количества работников и работодателей будут уже сформированы привычки, нужные для работы за пределами офиса! Возможность избежать затрат времени на дорогу (а это
По результатам, достигнутым на конец прошлой недели, 13% российских работодателей перевели хотя бы часть сотрудников на «удаленку», по данным опроса сервиса «Работа.ру». Легко предположить, что уже на этой недели данный процент увеличится. Конечно, переход в режим удаленной работы потребует решения множества дополнительных задач — как психологических, так и организационных — но за три недели они будут решены, хотя бы «начерно» (о том, как лучше решать основные, CRN/RE писал уже).
Теоретически, индустрия давно готова поддержать эти изменения — все необходимые технологии созданы годы назад и хорошо отработаны — но на практике именно сейчас резко возрастет спрос на эти «новые-старые» решения. В ближайшее время каналу придется изрядно потрудиться, чтобы эти технологии стали доступны массам новых клиентов, причем трудиться придется «стахановскими методами». К чему нужно быть готовым?
Больше ноутбуков!
Тренд предсказуемый, причем уже совсем не теоретический. Спрос на мобильные компьютеры в рублевой зоне уже начал повышаться, а у некоторых дистрибьюторов на складах ноутбуки уже начали заканчиваться, как сообщает РБК. Рост спроса начинался со скромных цифр, потом динамика пошла более интересная: по данным GfK, на десятой неделе этого года продажи ноутбуков на российском рынке возросли на 10% в натуральном выражении по сравнению год-к-году, на одиннадцатой — уже на 27%, потом нырнули «в минус» на 18%, а на тринадцатой — на 50%. К такому развитию событий российские игроки канала оказались не готовы — что предсказуемо: такой прыти от спроса в условиях нарастающей экономической стагнации никто не ожидал, но несмотря на кризисы и форс-мажоры работа должна продолжаться, а ИТ-инфраструктура соответствовать меняющимся реалиям.
В зависимости от особенности бизнеса, внутренней культуры компаний, кадровых и других политик заказчики предсказуемо будут балансировать между BYOD и CYOD (об этом CRN/RE писал), но легко видеть, что рост спроса на «рабочие лошадки» будет значительным. Очевидно, что превысят ожидания продажи коммерческих ноутбуков HP (Elite, EliteBook и ProBook), Lenovo (Thinkpad, Yoga, серии V и P) и Dell (Latitude, Vostro, Precision и XPS). О том, что ко многим ноутбукам нужно будет приобретать опции — в первую очередь, мониторы — CRN/RE писал недавно.
Больше виртуализации и «облаков»!
При правильной организации эти подходы обеспечивают эффективное использование ИТ-ресурсов компании как работающим внутри офиса, так и удаленным сотрудникам, а последнее сейчас становится крайне важным. Быстро обеспечить работников мощными ноутбуками — дорого, а сейчас по понятным причинам еще и проблематично, однако создать пул виртуальных машин, которые будут способны взять на себя значительную часть вычислений, можно довольно быстро. Заметим, что эти машины вовсе не обязательно должны «крутиться» на корпоративном hardware, их можно вынести в публичное «облако». Разумеется, технически это сделать не совсем просто (придется много что переработать внутри инфраструктуры, «на лету» внедряя «мультиоблака» и решая ряд сопряженных задач), но такое решение может оказаться много дешевле и проще, чем оперативная закупка ноутбуков, а также заметно более гибким, что в кризисных условиях также важно плюс снижает стоимость владения инфраструктурой.
Больше телекома!
Для эффективной работы всей этой распределенной инфраструктуры потребуется новый подход к телекому, что касается как ширины каналов, так и обеспечения безопасности. Возможно, компаниям придется предоставлять удаленным работникам новые роутеры, обеспечивающие как скорость, так и новый уровень безопасности, возможно — поднимать корпоративные VPN, вариантов довольно много. Телеком получит мощнейший импульс для развития, в том числе, в плане Wi-Fi 6 и 5G, но подробней об этом мы поговорим позже.
Больше ИБ!
Инфобезопасность выходит на первый план по двум причинам. Во-первых, «удаленка» удобна для работников и для бизнеса, но представляет собой настоящий кошмар для «безопасников» — значительная часть компьютеров, каналов и данных оказывается вне офисов, что требует радикально иных подходов для защиты и инфраструктуры, и данных. Во-вторых, экономический кризис бьет по всем областям ИТ-индустрии, в том числе, и по нелегальным, проще говоря, у хакеров тоже становится меньше денег, как следствие, киберпреступники становятся активнее и злее.
Замечу, что рост актуальности ИБ — вопрос уже совсем не теоретический, как может показаться. Играя на упреждение, многие глобальные вендоры именно в эту область начали разворачивать акценты своих маркетинговых коммуникаций. Например, Microsoft стал рассказывать о важности ИБ, отмечая, что в корпорации над этими вопросами работает более трех с половиной тысяч инженеров, а готовые инвестиции «из Рэндмонда» составляют более миллиарда долл. Cisco делает акцент на том, что по факту именно она является «номером один» в мире и подтверждает это цифрами. Скоро будет объявлено о новых масштабных инициативах НР и т.д. Обо всем происходящем в этом сегменте в двух абзацах не расскажешь, к рыночным и техномаркетинговым аспектам мы будем возвращаться по причине особой важности этого направления.
Больше интегрированных коммуникаций!
Видеоконференции крайне нужны для обеспечения удаленной работы — необходимы, но недостаточны. Потребуются современные средства United Communication (UC), способные обеспечивать разные формы коммуникаций (от текстовых чатов до видеоконференций), совместной работы над документами, нужного «учета & контроля» и т.д. Такие системы есть, долгое время они были «в тени» более масштабных трендов (CRN/RE писал о них 3 года назад), но сейчас это направление выходит на первый план. За прошедшее время соответствующие программно-аппаратные инструменты прошли долгий путь развития, в лидерах HP, Microsoft, Logitech и другие известные бренды. О современном состоянии этого сегмента мы также поговорим подробнее, он заслуживает повышенного внимания.
Вместо заключения
Избитая фраза «мир никогда не будет прежним» подойдет как нельзя лучше для описания пост-пандемической реальности в корпоративных информационных инфраструктурах. Удаленная работа из экзотики станет мэйнстримом, частичная занятость превратится в норму (равно как и совместительство внутри одной фирмы или в нескольких разных), вырастет востребованность коворкингов и прочих «третьих мест» (да и штатный офис будут все чаще воспринимать как один из коворкингов) и произойдет много других изменений, предсказуемых, но масштабных.
Разумеется, все на «удаленку» не перейдут (далеко не везде это позволят бизнес-процессы, а также корпоративная культура), кто перейдет — сделает это не полностью (социализация в офисе поднимает эффективность). Дело в том, что множество рабочих идей приходит в ходе больших и малых брейнштормингов, которые проходят как в формальном виде (совещания, брифинги, «летучки» и т.д.), так и в неформальном (в курилках, за обедом, у офисного кулера или принтера и пр.). Если первые можно формализировать, то вторые, протекающие в блиц-форматах, стандартизации плохо поддаются, а для эффективности они крайне полезны.
Заметим, что мощные изменения произойдут как в В2В, так в B2C-секторе. Возрастет спрос на телевизоры, гейминговые устройства и сервисы, а также, возможно, на VR, а вот сегменту смартфонов, судя по всему, следует готовиться к продолжительному спаду.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE