1 февраля 2021 г.
Микропроцессоры востребованы сегодня едва ли не в каждой отрасли, от добычи полезных ископаемых и логистики до медицины и сельского хозяйства. До самого последнего времени глобальные поставщики одинаково успешно удовлетворяли спрос и на чипы для традиционного ИТ-рынка (центральные и графические процессоры, память, всевозможные сетевые контроллеры и т. п.), и на специализированные микросхемы для применения в иных индустриях. Однако теперь аналитики бьют тревогу: в нынешнем году потребность одной только автомобильной отрасли в чипах существенно превзойдёт возможности чипмейкеров — что не сможет не отразиться на поставках компьютеров, гаджетов и умных вещей.
Позитивная динамика продаж смартфонов, ПК и прочих традиционных ИТ-продуктов в минувшем году ознаменовала кардинальное отличие коронакризиса от предшествовавших ему глобальных экономических потрясений. Казалось бы, перспективы ИТ-отрасли на ближайшие годы светлы и ясны: умная потребительская электроника продолжит оставаться востребованной, облачные услуги будут становиться всё более развитыми и многоплановыми (что, в свою очередь, обеспечит дальнейший рост продаж серверов, СХД и коммуникационного оборудования), распространение сетей и популяризация сервисов 5G подстегнёт продажи соответствующих смартфонов и операторской аппаратуры... Однако не тут-то было: едва мировая экономика за пределами классического ИТ-рынка начала демонстрировать первые признаки оживления, как сразу же выяснилось: чипов на планете производится недостаточно для удовлетворения спроса на них во всех индустриях одновременно.
По данным Semiconductor Industry Association, в 2020 г. глобальные продажи полупроводников достигли объёма 439 млрд долл. США, что на 6,5% больше уровня
2019-го. При этом на американские компании (Intel, Qualcomm, Nvidia и т. д.) пришлось около половины всех этих продаж — и лишь 12% фактического объёма выпуска полупроводниковых микросхем. Ситуация вполне объяснимая: подавляющее большинство чипмейкеров сегодня относятся к разряду fabless, не владеющих собственными фабриками. Такие компании разрабатывают инженерный дизайн микроконтроллеров, после чего размещают заказы на них у располагающих производственными мощностями контрактных партнёров: по большей части, южнокорейских (в первую очередь, конечно, Samsung Electronics) и тайваньских (TSMC — крупнейший в мире изготовитель микросхем — и его менее масштабные коллеги).
Всё было бы ничего, если бы не разразившаяся в прошлом году пандемия. Потребление ископаемых энергоносителей в мире драматически снизилось — сыграли свою роль и приостановка производств, и перекрытие границ из-за локдаунов. Продажи не-ИТ товаров длительного пользования, в особенности автомобилей, рухнули. Соответственно, те заказчики со сторонних рынков, которые прежде закупали микросхемы в заметных объёмах — а это прежде всего разработчики современных напичканных электроникой автомобилей, — не разместили у своих партнёров-чипмейкеров очередные заказы на эту самую электронику.
Проблема заключается в том, что специализированные микроконтроллеры и прочее ИТ-оборудование для автомобилей обходится заказчикам довольно дорого, что делает нерентабельным накопление крупных запасов. Плюс к тому, эволюция модельных рядов в автоотрасли сродни смартфонной («Сколько-сколько твоей машине лет? Три? Как ты вообще ездишь на этом старье?!»), и заполнять склады сегодняшними чипами, рассчитывая использовать их в завтрашних авто, большого смысла не имеет. В результате под самый конец
Консалтинговая фирма AlixPartners, которую цитирует агентство Bloomberg, оценивает потери автопроизводителей по всему миру из-за нехватки чипов в 14 млрд долл. только за первый квартал текущего года, а всего по его итогам недополученная по этой причине выручка может достичь 61 млрд. Производственные цепочки в автоиндустрии накануне кризиса были оптимизированы со всем возможным тщанием, в результате чего складские запасы компонентов для автомобилей на заводах сократились до считанных недель, а кое-где и дней непрерывного производства. Когда же границы оказались перекрыты, а фабрики смежников закрылись на карантин, производство это закономерно встало.
И возобновить его теперь, как выясняется, — большая проблема. Настолько большая, что свежесформированная администрация Байдена уже в конце января организовала переговоры с участием американской автоиндустрии и тайваньских чипмейкеров — с тем, чтобы надавить на TSMC и прочих изготовителей микроконтроллеров и заставить их отвести немалую часть своих производственных мощностей под срочный выпуск необходимых автомобилестроителям чипов. А иначе, как это теперь принято, — живительный ввод санкций.
Тем временем официальный представитель Micron заявил, что нехватка не только микропроцессоров, но и чипов оперативной памяти (DRAM) будет остро ощущаться на протяжении по меньшей мере нескольких грядущих лет — что приведёт, разумеется, к росту цен на них. Эксперты Digitimes оценили рост цен на память DDR3 (используемой сегодня в основном как раз для оснащения не новых ПК и серверов, а встраиваемой и индустриальной электроники) только по итогам нынешнего года в
Основная масса тайваньских чипмейкеров, уже столкнувшаяся с превышением спроса над своими производственными возможностями, намерена отдавать приоритет долгосрочным контрактам и заказам от постоянных клиентов. Для ИТ-рынка (вендоры которого, собственно, и есть те самые постоянные клиенты тайваньских изготовителей микросхем) это означает, что по крайней мере объёмы необходимых ему чипов в обозримой перспективе не сократятся.
Однако наращивать их вслед за увеличением спроса станет, несомненно, проблематично — на фоне того, что вслед за автопроизводителями на мощности чипмейкеров начнут всё активнее претендовать поставщики сельскохозяйственного, промышленного и иного оборудования, не говоря уже о бурно растущем сегменте Интернета вещей, в том числе индустриального. Цены на микросхемы при таком спросе, ясное дело, вниз не пойдут — что будет способствовать росту выручки в канале в целом, но наверняка ограничит количественные объёмы продаж. Вне всякого сомнения, скучным
Источник: Максим Белоус, crn.ru