8 февраля 2021 г.
Очередной анонс недорогого китайского смартфона, да ещё и нацеленного исключительно на внутренний рынок КНР, — далеко не самый интересный для глобального ИТ-сообщества информационный повод. Однако старт продаж Tianyi No 1 2021 может знаменовать собой начало совершенно новой эры на мировом смартфонном рынке, — эры заката супердорогих, технологически передовых гаджетов как двигателей прогресса. Эры перехода фактически к смартфону-как-услуге, когда аппаратная начинка данного конкретного устройства лишь в минимальной степени влияет на качество доступных пользователю сервисов.
Облако со скруглёнными углами
На вид модель Tianyi No 1 2021 мало чем отличается от сопоставимых по цене (на старте продаж — 1199 юаней; чуть больше 180 долл. США) аппаратов, ориентированных на внутрикитайский рынок. В её основе —
Интересное начинается, если обратить внимание на то, что за компания выступает вендором этого устройства. Речь идёт не о каком-либо из независимых брендов, а о China Telecom — крупнейшем в КНР провайдере сотовой связи. Безусловно, смартфон под маркой сотового оператора — не новость и не эксклюзив для этого сегмента ИТ-рынка. Но в том-то и дело, что China Telecom, предлагая рынку новый аппарат, не ограничилась установкой на него нескольких своих приложений либо привязкой его покупателя к себе через обязывающий не менять какое-то время оператора выгодный контракт.
Провайдер позиционирует Tianyi No 1 2021 как «облачный 5G-смартфон» — и намеревается удовлетворить с его помощью растущие потребности широких масс пользователей в привлекательных по функциональности, но достаточно требовательных к аппаратной платформе сервисах, доступных в сотовых сетях пятого поколения. И раз предложение нацелено на широкие массы — значит, дорогим оно быть никак не может, что и подтверждает вполне разумная розничная цена новинки.
Пресс-релиз China Telecom подчёркивает, что облачные смартфоны неотделимы от предоставляемых через них облачных услуг (и, развивая эту мысль, — от предоставляющего именно эти услуги оператора). Фактически, аппаратно значимыми деталями в подобном устройстве остаются дисплей, чип 5G и соответствующая антенна. Львиную же долю вычислительной нагрузки в части обработки потребляемого через гаджет контента — рендеринг 3D-миров и объектов дополненной реальности, восстановление видеопотока высокой чёткости из сжатого файла, проверку открываемых ссылок на наличие вредоносного кода «на лету» и т. п. — принимают на себя провайдерские серверы.
Разумная достаточность прогресса
Резкий взлёт выручки глобальных облачных сервисов в 2020 г. подтверждает: спрос на них со стороны корпоративных заказчиков и частных пользователей неуклонно растёт. Одновременно к потребителям таких сервисов приходит и осознание того простого факта, что мощность центрального (и даже, страшно сказать, графического) процессора на локальном вычислительном устройстве сегодня не так важны, как пропускная способность и долгосрочная стабильность канала связи с облаком. Прямое тому свидетельство — стремительная позитивная динамика поставок планшетов и хромбуков, заметно опережающая темпы прироста отгрузок классических ноутбуков на более мощных аппаратных платформах.
Недавняя оценка аналитиков Prophecy Market Insights указывает на ошеломляющий, на целых 55%, рост выручки в одном только сегменте облачных игр за минувший год. Данные компании Turing Video, которую цитирует Forbes, поднимают эту планку ещё выше, — до 76%. Если в 2018 г. глобальная ёмкость этого сегмента составляла 224 млн долл. США, в
При этом главная причина столь стремительного роста популярности именно облачных игр — как раз в том, что они последовательно становятся доступны пользователям самых различных терминалов. Не только привычных настольных ПК, геймерских ноутбуков и мощных дорогих смартфонов, но и гаджетов попроще, включая телефоны среднего уровня, простенькие планшеты и хромбуки, а в последнее время даже телевизоры. В частности, приложение Microsoft xCloud для умных ТВ появится уже в 2021 г.
Google настолько серьёзно взялась за развитие своей облачной игровой платформы Stadia, что приняла решение свернуть начатую было разработку собственных игр для неё. Логика здесь простая: облако по сути своей обязано быть общедоступным с точки зрения максимизации прибыли. Провайдеру облачных услуг вовсе не с руки ввязываться в «консольные войны», когда одна популярная игра эксклюзивно выходит для приставки Sony, вторая только для Nintendo, третья для ещё какой-то, — а потребитель вынужден покупать в итоге все три гаджета (и потому в дальнейшем экономить на играх для всех трёх). Облачный же гейминг позволит поставщику соответствующего приложения добиться максимальной выручки в том случае, если он не будет оказывать явного предпочтения ни одному из конкурирующих за потребителя игроделов, — вот почему нет смысла создавать собственную карманную студию разработки.
Дорогу осилит идущий
После того, как в
Судя по всему, развитие смартфонов уже в ближайшем будущем действительно может пойти по облачному сценарию. Дорогие, перенасыщенные функциональностью модели вряд ли куда-то денутся как класс — но, надо полагать, окончательно превратятся в статусные игрушки, призванные наглядно демонстрировать, какую сумму денег их владелец в состоянии оказался вытащить из кармана (точнее, списать с кредитки). Самым же ходовым товаром станут откровенно недорогие облачные 5G-смартфоны с привязкой с предоставляемому оператором пакету услуг, в который будут входить все ресурсоёмкие приложения — от редактирования видео (в том числе в реальном времени) и антивирусной активности до доступа к облачным же геймингу, средствам офисного производства, мирам виртуальной и дополненной реальностей.
Безусловно, такой сценарий подразумевает для начала широкое распространение и общедоступность сетей 5G, — в их отсутствие управляться с порождаемым облачной моделью использования плотным потоком сотового трафика попросту невозможно. Учитывая, насколько далеко продвинулась по этому пути КНР — в 2021 г. на её внутреннем рынке, как ожидается, уже 60% реализованных смартфонов будут именно 5G-моделями, — весь мир без сомнения будет рассматривать Поднебесную в качестве масштабной лаборатории по реализации подобных технологий.
И если облачные смартфоны в Китае на самом деле окажутся популярнее традиционных, полагающихся на обработку приложений собственными вычислительными ресурсами, — вряд ли стоит сомневаться, что и во всём мире переход к аналогичной модели потребления (смартфон-как-услуга) произойдёт достаточно быстро. Ритейлерам такую возможность необходимо учитывать уже сейчас, — чтобы в недалёкой перспективе стремительное сокращение рынка независимых смартфонов, способных работать без привязки в операторским облачным сервисом, не сделалось неприятным сюрпризом.
Источник: Максим Белоус, crn.ru