17 мая 2021 г.
Сдвиги в офисной реальности происходят почти тектонические, хотя в количественном выражении они оказываются разнонаправленными. Треть компаний планирует сократить офисные площади, что предсказуемо после «легализации» удаленной работы, как сообщает РБК со ссылкой на исследование консалтинговой компанией Knight Frank. Однако есть и контр-тренд — треть компаний планируют увеличить офисные площади! Треть надеются оставить занимаемые офисные площади без изменений, но всем — и надеющимся оставить все «как есть» — придется качественно менять подход к офисной недвижимости.
Как видно, пандемия продолжается, но игроки рынка уже пытаются нащупать контуры пост-реальности, а некоторые уже работают в режиме, как будто опасности коронавируса не существует. Например, так поступают российские компании — мартовский опрос сервиса «Работа.ру» показал, что большинство россиян, переведенных в прошлом году на «удаленку», уже вернулись в офисы (55%), остаются в удаленном режиме всего 35%, а остальные практикуют гибридный формат.
Офисы превращаются...
Для развития ИТ важны не только количественные, но и качественные изменения в офисах. Заметим, что большинство (90%!) опрошенных Knight Frank по всему миру заявили, что рассматривают офисные пространства как стратегический инструмент для бизнеса. Значительная часть намерены повышать качество офисов, как расширяя площади, приходящиеся на одного работника, таки добавляя новые сервисы для сотрудников.
В топе сервисов, которые планируют внедрять в офисах, разворачивание автоматизированных торговых точек и точек выдачи товаров: постаматы и вендинговые автоматы в офисах намерены внедрить 65% компаний. Крупные компании для удобства сотрудников планируют открывать точки присутствия пунктов самовывоза: так намерены поступить 45% опрошенных Knight Frank. Как видно, изменения внутри офисной недвижимости способны повлиять на развитие электронной коммерции, которую и так ждет большое будущее.
Многие компании планируют развитие внутри офисных пространств — например, намерены развернуть локации для отдыха и релаксации сотрудников, а также переговорные и площади для работы в формате коворкингов. Последнее становится особенно популярным: большинство компаний — 55% — заявили, что создадут больше пространств для совместной работы в офисах. Разумеется, формат коворкинга потребует мощной ИТ-поддержки, которую еще недавно считали специфической — например, работу с клиентскими устройствами в формате BYOD/CYOD.
Под потребности групповой работы, в которой часть людей находятся на «удаленке», вендоры разрабатывают новинки наступившего сезона. Например, HP анонсировала моноблок EliteOne 800 G8, который позиционируется как премиальный конференц-центр для дома и офиса. Девайс интересен шумоподавлением на основе искусственного интеллекта, а также способностью подстраивать параметры аудиосистемы под воспроизведение музыки, кино или разговора, что позволяет добиться оптимального звучания. Интересно, что AI в EliteOne 800 также применен для отслеживания лица, что позволяет пользователю во время телеконференции постоянно оставаться в кадре.
У современного работника должны быть очень веские основания, чтобы потратить пару часов на путешествие в офис и обратно, учитывая, что значительную часть работы он может выполнить не выходя из жилища. Как видно, компании прекрасно понимают современную ситуацию, в которой работников, попробовавших прелести «удаленки» и гибридного формата работы, для посещения офисов надо мотивировать не только должностными обязанностями, но и комфортом, который местами должен превосходить доступный в домашних условиях. Офисы превращаются в пространства не только для работы, но и для жизни: тут можно и отдохнуть, и перекусить с коллегами, и получить заказ из интернет-магазина, и даже посетить тренажерный зал (47% компаний планируют внедрить в офисах и такое!).
Новые сервисы потребуют дополнительных ИТ-решений. На территории офисов нужно создавать как бесшовное Wi-Fi-покрытие, так и обеспечивать работу большого количества дополнительных подключенных устройств — постаматов, тренажеров, вендинговых автоматов и т. д. Заметим, что новое оборудование создает новые задачи, например, тренажеры генерируют большое количество данных, которые могут оказаться персональной информацией и, соответственно, попадают под действие соответствующих ФЗ. Для доступа внешних работников, обслуживающих постаматы и вендинговые автоматы, нужно вносить изменения в регламенты по доступу через физический периметр и т. д.
Что это значит для ИТ?
В любом случае сохранится общий тренд на глубокий реинжиниринг информационных систем, которые сегодня обязательно должны обеспечивать возможность как удаленной работы, так и гибридного формата занятости. Большинство компаний — 59% из 400 международных компаний, опрошенных Knight Frank, оценили опыт удаленной работы как «положительный» или «чрезвычайно положительный». Кроме того, эпидемия может вернуться — не эта, так другая — и компании прекрасно понимают, что могут снова оказаться перед фактом необходимости перевода части сотрудников в удаленный режим. Соответствующий реинжинринг стоит денег, оптимизировать этот процесс может активнейшее внедрение новейших инструментов — виртуализации, «облаков» и других, про которые мы уже говорили. Важно, что реинжиниринг, который необходим в данной ситуации, является драйвером для самых разных направлений рынка — от упомянутых виртуализации и «облаков» до телекома и ИБ, SaaS, показывающих высокие темпы даже в российских условиях, и других форм «арендной экономики».
«Удаленная работа уже стала и будет оставаться неотъемлемой частью нашей жизни, — говорит Андрей Конусов, генеральный директор „Аванпост“. — Виртуальное взаимодействие рабочих и проектных групп, необходимость обеспечивать дистанционное сотрудничество большого числа предприятий и организаций заставили рынок в самые короткие сроки переосмыслить подходы к обеспечению ИБ, выделить главное, перераспределить приоритеты».
Инфобезопасность в данном случае переживает наиболее сильные изменения — концепция защищенного периметра, надежно изолирующего корпоративную ИТ-среду от внешнего мира, практически повсеместно ушла в прошлое. ИТ-среда оказывается распределенной, пользователи и компьютеры свободно перемещаются внутрь бывшего периметра и обратно из него, то же становится справедливо для данных, а зачастую и для приложений. В новых условиях — которые еще вчера были кошмаром для любого «безопасника» — нужно обеспечивать корпоративный уровень ИБ, соответствие требованиям регуляторов и, что важно, работоспособность всех систем на приемлемой скорости, несмотря на функционирование — как внутри них, так и поверх них — различных защитных решений и систем. Заметим, что все это происходит на фоне активизации киберпреступников.
«Кибератаки вышли на уровень первых лиц государств и стали актуальной повесткой любой компании, — говорит Эльмар Набигаев, заместитель директора экспертного центра безопасности Positive Technologies. — Но, как и прежде, мало кто понимает, кáк эффективно с ними бороться».
Как видно, именно ИБ является самым «пострадавшим» сегментом от пандемии или — если смотреть с другой стороны — получившим наибольший импульс для развития. Заметим, что происходящее оказывается драйвером для ряда различных нишевых решений. Например, за прошлый год сегмент средств многофакторной аутентификации вырос на 20%, как отмечает Андрей Конусов. Более того, рост будет продолжен, уверен он: сегодня стимулом роста спроса на средства многофакторной аутентификации, интегрируемые с различными инфраструктурными решениями, является необходимость исправлять ошибки, допущенные многими компаниями при «авральном» внедрении в первой половине 2020 года решений с удаленным доступом. Аналогичная ситуация складывается и в ряде других нишах и сегментах.
Системами, сложность которых заметно возрастет, надо будет управлять. Для управления — сложность которого будет расти соразмерно сложности систем, а иногда и опережающими темпами — нужно активно использовать AI-инструменты, которые придется обучать и переобучать. Последнее крайне важно, так как в ситуации быстрого развития систем обучение AI становится перманентным процессом, который базируется на постоянно обновляемых данных.
«Саму суть нейронного механизма можно сравнить с топкой, в которую необходимо постоянно подбрасывать дрова для поддержания огня, — подчеркивает Денис Волков, CEO компании Epicstars. — В данном случае такими „дровами“ служат все новые и новые массивы информации, а внутренние механизмы искусственного интеллекта a priori устроены таким образом, что постоянно самосовершенствуются».
Вместо заключения
Общий вывод предсказуем: офисным площадям требуется «цифровая трансформация». «Цифровая трансформация в общем понимании — это процесс интеграции цифровых технологий во все аспекты бизнес-деятельности, требующий внесения коренных изменений в технологии, культуру, операции и принципы создания новых продуктов и услуг», — говорит Екатерина Пряникова, глава департамента сетевых решений компании Aruba HPE в России. Без радикальных изменений инфраструктуры развитие офисных площадей в требуемом рынком направлении будет попросту невозможен!
Важно, что радикального реформирования ИТ для развития потребует как корпоративная инфраструктура для офисных работников, так и digital-инфраструктура самих офисов. Для комфорта офисных сотрудников должны получить дальнейшее развитие сервисы «умного здания», способные в автоматическом режиме поддерживать температуру и влажность воздуха, уровень освещенности, вентиляцию и т. д. Кроме того, сегодня «умное здание» = мультимедиа-здание, в них также должны функционировать решения, обеспечивающие возможность телеконференций и групповой работы с сотрудниками, задействованными в рабочих группах, но работающих удаленно. Все это требует большого количества вычислений, которые логичней всего производить локально. Рост запросов заказчиков на локальные вычисления, производимые вне ЦОДов, отмечает Омер Асад, вице-президент и руководитель департамента систем хранения данных HPE.
Как видно, изменения в офисной реальности потребуют существенных изменений в самых разных сегментах ИТ — от ИБ до сетевой инфраструктуры. Заметим, что сказанное справедливо как для бизнеса, так и для госуправления. Например, госорганизации столкнулись с ограничениями и рисками из-за устаревшей инфраструктуры и систем, созданных десятилетия назад, как отмечет Gartner. Сама потребность в модернизации устаревшей инфраструктуры у «госов» не нова, но изменения, созданные пандемией, заострили внимание на возникающих рисках и необходимости перемен.
Процессы потребуют постепенного отказа как от устаревших концепций, так и от устаревших технологий, обслуживание которых может дорого обходиться предприятиям.
«В постпандемическом мире интеллектуальные EDGE-сети в сочетании с гибкими моделями их использования в формате услуги (NaaS — Networking-as-a-service) обеспечат организациям уровень безопасности, понимания и гибкости, необходимые для быстрой адаптации и достижения успеха в невероятно динамичной бизнес-среде», — подчеркивает г-жа Пряникова.
Офисам потребуются самые разные устройства, от предсказуемых (например, роутеров с поддержкой Wi-Fi 6) до необычных (например, smart-тренажеров и вендинговых автоматов). Все это означает наличие широкого фронта работа для ИТ-компаний — от интеграторов до канала, от «безопасников» до консалтинга
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE