29 июля 2021 г.
Корпоративные заказчики интересуются виртуализацией по простой причине: применение этой технологии для построения информационной инфраструктуры положительно влияет на бизнес-метрики. Об этой «связке» и о причинах ее существования, об особенностях подхода Dell Technologies к данному направлению и о решениях, актуальных для канала, рассказывали на мероприятии «Новый взгляд на цифровое рабочее пространство».
Взгляд в данном случае был, скорее, обновленный — Dell продвигает очень давно и достаточно успешно сочетание виртуализации как концепции и «тонких клиентов» как оптимальное решение для корпоративных заказчиков. Но данное направление в современных условиях приобретает новое звучание. Причины просты: пандемия многое «легализовала» в глазах многих тысяч корпоративных заказчиков, привлекла внимание к «облакам», виртуализации и «тонким клиентам», как следствие, привела к появлению интересных кейсов. На примере кейсов можно говорить о бизнес-метриках, которые улучшает виртуализация.
История с «тонкими клиентами» — это история про оптимизацию стоимости, отмечает Александр Белоглинцев, специалист по продвижению корпоративных решений в Dell Technologies. Ниже подробно поговорим про факторы экономии, которая тут присутствует на разных уровнях — например, на аппаратном и на программном — а также приводит к оптимизации трат, например, при переводе расходов из САРЕХ в ОРЕХ.
Гибридное «облако» как тренд
Большинство организаций при построении ядра своих инфраструктур применяют гибридные «облака», отмечает г-н Белоглинцев. Ранее приобретенные серверные компоненты успешно продолжают работу, обеспечивая функционирование корпоративных приложений, хранение данных и другие задачи, но для гибкого наращивания ресурсов компании все активней используют «облака» — в том числе, и публичные.
Принципиально новые «killer features» у «облаков» не появились, за исключением выраженной ориентации новых приложений на cloud-архитектуру — принцип cloud-first сейчас крайне популярен. Опрос, проведенный среди тысячи европейских компаний, показал, что удаленная и гибридная работа будет сохранена и в дальнейшем, отметил Мириан Накашидзе, менеджер по промо EUC в VMware, это не мода, которая уйдет после пандемии.
В новых условиях бизнес попросту «распробовал» преимущества. Размывание классического «периметра инфраструктуры», который в традиционной форме перестал существовать, как отметил г-н Накашидзе, позволило компаниям посмотреть на решения, доступные вне периметров, и познакомиться с возможностями, особенностями и преимуществами этих решений. Бизнесу они понравились.
Dell оказался в числе лидеров по созданию решений для удаленной работы, в том числе, и по той причине, что и в допандемийные времена активно практиковал гибридные формы занятости сотрудников, отметил г-н Белоглинцев. При наступлении локдаунов компания быстро переосмыслила собственный экспириенс и транслировала его на партнеров и заказчиков, как отмечал Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России, отвечая на вопросы интервью CRN/RE.
«Тонкие клиенты» как средство экономии и оптимизации
«Тонкий» клиент — устройство для потребления серверных мощностей, как отметил г-н Белоглинцев. В данном случае неважно, производится ли доступ к серверным ресурсам традиционным способом или через «облако». Развитие серверных вычислений, которому способствует популяризация и проникновение гибридных «облаков», естественным образом ведет к росту популярности «тонких клиентов». Но технические моменты не на первом месте в качестве драйвера: бизнес осознал, что использование «тонких клиентов» обеспечивает разноплановую экономию. Основных механизма экономии три.
Во-первых, «тонкие клиенты» оказываются дешевле традиционных компьютеров при покупке. Как минимум, оптимизация происходит из-за экономии на стоимости оказавшихся избыточными компонент — например, емких жестких дисков. Корпоративные клиенты, как отметил г-н Белоглинцев, в этом случае стремятся не механически сократить затраты, а творчески их оптимизировать, например, приобретая «тонкие клиенты» с более мощной вычислительной частью. Это может увеличить срок актуальности систем или же, например, даст возможность в будущем «конвертировать» их в традиционные ПК, при необходимости добавив накопители.
Во-вторых, при использовании «тонких клиентов» радикально уменьшается стоимость администрирования. По сути, на стороне «железного» клиента администрировать нечего, все настройки и установки политик производят для «виртуальных десктопов» (VDI), а их в силу централизованного расположения и администрируют централизовано, причем программными средствами и с единой консоли.
В-третьих, применение «тонких клиентов» автоматически обеспечивает снижение рисков, связанных с инфобезопасностью, причем трактуемой в самом широком плане. Атаковать VDI, конечно, можно, но это куда сложнее, чем взламывать машины удаленных пользователей — защита там мощнее, апдейты «накатывают» своевременно, политики безопасности обновляют регулярно и т. д.
Корпоративный уровень инфобезопасности при использовании VDI нужно поддерживать, более высокая защищенность подобных систем не означает 100% «иммунитета» к атакам злоумышленников. Поставщики решений для виртуализации — например, VMWare — аккуратно относятся к вопросам ИБ, обеспечивая как встроенные защитные механизмы, так и «мостики» для взаимодействия с внешними решениями, например, как отметил г-н Накашидзе, с антивирусами. Также решения виртуализации получают инструменты для разбора ИБ-инцидентов, профильной аналитики и т. д.
Подчеркнем, что все три рассмотренных технических аспекта, связанных с применением «тонких клиентов обладают вполне понятными бизнес-метриками, которые позитивно воспринимают финансово-экономические структуры компаний.
Дальнейшее развитие «тонких клиентов» — версия Dell
В идеальном варианте на стороне «тонкого клиента» нет ни приложений, ни данных, поэтому там нечего взламывать и нечего воровать, и управлять на этой стороне тоже нечем. Но в реальности существует множество ситуаций, когда на стороне «тонкого клиента» бывает полезно кое-что оставить, более того, это бывает нужно для балансировки нагрузок в инфраструктуре (например, передать обработку видео при конференцсвязи на клиенты — значит существенно разгрузить сервера и сеть), а также для решения бизнес-задач. «Тонкие клиенты» требуют дополнительных инструментов, которыми надо управлять (например, разрешить/запретить использование USB-стиков, запуск упомянутых средств ВКС на локальной машине и т. д.). Администрировать такие права пользователей всех корпоративных систем — как «тонких клиентов», так и традиционных ПК — лучше с единой консоли, и, идя навстречу ИТ-службам, Dell создает Hybrid Client.
Dell Hybrid Client — централизованно управляемое клиентское программное решение, которое готово к развертыванию на отдельных мобильных и настольных устройствах. На момент анонса оно было доступно для настольных компьютеров, клиентов VDI и мобильных устройств различных форм-факторов, включая OptiPlex 7090 Ultra, OptiPlex 3090 Ultra, Wyse 5070, Latitude 3320 и т. д. Как и положено современному корпоративному решению, Hybrid Client получает выраженный акцент на безопасность.
Получается интересный вариант эволюции, когда Dell стирает грань между традиционными коммерческими ПК/ноутбуками и «тонкими клиентами». Управление ими становится единообразным, в результате гибкость, ранее доступную «тонким клиентам», получает весь парк корпоративных ПК, а это очень удобно. Единообразие снижает как затраты на администрирование (и приводит к экономии средств компании), так и положительно влияет на клиентский опыт (и приводит к интенсификации работы, соответственно, увеличивает поступление средств в компанию).
Dell расширяет возможности сервисного обслуживания. Теперь доступно несколько уровней, как отметил Марат Рашитов, менеджер по продажам сервисных услуг Dell Technologies. На первом поддержка доступна в режиме 8×5, на верхнем — 24×7; на начальном уровне техподдержка охватывает только «железо», на более высоком — как «хард», так и «софт», причем при возникновении проблем, выходящих за компетенцию сервис-инженеров Dell, кейс может быть в автоматическом режиме передан вендору программного обеспечения и т. д. Наличие выделенного менеджера в службе техподдержки — а это возможно при подключении заказчиком определенного количества систем к сервису высшего уровня — по сути, обеспечивает компании еще одного высокопрофессионального сотрудника в ИТ-отделе, который владеет информацией по общей ситуации на стороне заказчика и погружен в технические проблемы последнего, отмечает г-н Рашитов.
Новые технологии и рынок труда
Происходящее в ИТ оказывает мощное влияние на ряд сопредельных сегментов экономики. В данном случае речь идет не о «цифровой трансформации» в отдельных компаниях, а именно о преобразовании ряда направлений и вертикальных рынков.
В этом плане показательно решение для компании ПИК, в прошлом году построившей на «тонких клиентах» Dell систему для своих архитекторов и инженеров. Есть много решений, в которых «тонкие» были офисными компьютерами, но в данном случае пользователи, удаленно работающие в городах присутствия компании, получили графические рабочие станции для работы с AutoCad и другими профильными ресурсоемкими приложениями. Графические ускорители работают на стороне сервера, там же запускают приложения, но креативные специалисты не испытывают никаких проблем с инструментами и пользуются мультимониторными системами для отображения данных, получаемых с серверов.
Возможности дистанционной работы многое упростили как для компании, так и для сотрудников. В данном случае для ПИК было гораздо проще найти нужное количество креативных специалистов, ведя поиск в масштабах страны, а не ограничиваясь столицей. Специалисты получили возможность работать в родных городах, без необходимости релокации в мегаполисы, а это имеет важное социальное значение, подчеркнул г-н Белоглинцев.
Популяризация удаленной работы, как мы и предполагали, многое меняет на рынке офисной недвижимости. Теперь офисы превращаются в коворкинги, где рабочее место нужно заранее бронировать. Важно, что новые технологии и повышенная гибкость, определяемая новыми форматами занятости, мотивируют сотрудников к более интенсивной работе, отмечает г-н Белоглинцев. Людям становится работать комфортней, благодаря чему они работают больше, увеличивая прибыль компаний.
В этом процессе играют значительную роль как устройства и технологии, так и дополнительные сервисы, доступные корпоративным заказчикам. Например, ИТ-специалисты в компаниях, как отметил г-н Рашитов, до 92% рабочего времени тратят на решение рутинных задач, а на креатив для развития у них остается всего 8%. Предконфигурирование — фабричная предустановка на новые системы набора приложений по списку корпоративного заказчика и прописывание всех политик — позволяет заказчику экономить 7 рабочих дней сотрудника ИТ-отдела при установке каждой тысячи новых компьютеров Dell.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE