20 августа 2021 г.

Склады и логистические компании находятся в общем тренде и являются цифровыми компаниями, как и все современные бизнесы. Однако, если, например, банки уже воспринимают как цифровые компании, то справедливость такого подхода к складам еще не стала общепринятой. Это создает не только определенные проблемы, но и интересные шансы для ряда индустрий, в том числе, и для ИТ.

Реалии российского рынка: склады в дефиците

Удельная площадь складских помещений на душу населения в РФ вдвое меньше, чем в Китае, а по сравнению с европейскими странами отставание еще более выразительное. Прежде всего, это справедливо для современных складских&логистических комплексов классов «А» и «В», хотя и склады более низких классов, многие из которых работают еще с советских времен, тоже недостаточны для современной экономики, говорит Кирилл Стародубцев, генеральный директор Knight Frank Russia. Заметим, что активное введение в строй новых складских площадей идет уже давно — за последние десять лет суммарная площадь складских помещений в стране выросла втрое (!), как отметил г-н Стародубцев.

Важно, что ситуацию со складами не следует рассматривать как нишевую: она неприемлема для экономики в целом, так как создает проблемы для логистики и для ряда отраслей, что наиболее заметно для e-commerce. «

Интернет-торговля находится в стадии бурного роста, из-за чего образовался недостаток складов класса «А», — отмечает г-н Стародубцев. — Арендные ставки растут, вакансия минимальна за всю историю, инвесторы и компании борются за приобретение любого более или менее интересного актива«.

Почти все качественные складские площади в московском регионе уже заняты, говорит Денис Степанов, соучредитель Parus Asset Management.

На ситуацию, разумеется, откликнулся рынок — складские комплексы разворачивают в ряде экономически активных регионов страны. Новых проектов по строительству объектов торговли и, тем более, офисной недвижимости, сейчас в стране почти нет, но склады растут, отмечает Сергей Бессонов, вице-президент «Сбербанка». Важно, что складские комплексы совмещены с логистическими центрами, в которых выполняют комплектацию десятков тысяч заказов перед отправкой потребителям как В2В, так и В2С. Таким складам требуются не только smart-инфраструктура, обеспечивающая работу «умного здания», но и современные автоматизированные-роботизированные решения для обработки товаров, к чему надо быть готовыми интеграторам.

Недавние история с торговыми центрами и с офисами не пугают инвесторов, вкладывающих в развитие складской инфраструктуры. Экономическая ситуация вынудила ритейл сокращать торговые площади — в ТЦ их стали занимать другие бизнесы: салоны красоты, барбершопы и т. д. Перевод части сотрудников на «удаленку» мог привести к избытку офисных пространств — требования гибридной работы потребовали дополнительных площадей новых форматов: переговорных, внутренних кофеен, лаунж-зон и т. д. Рынок пластичен, и компенсаторные возможности у индустрий очень велики.

Концептуальный тренд: от «цифровой реплики» к «цифровой копии»

Цифровизация складов, о которой мы недавно говорили, многогранна. Для управления и контроля склад — в идеальном варианте — при диджитализации должен получить «цифровую реплику», то есть полное отражение как самого склада и используемого оборудования (от транспортного и погрузочного до сканеров и роботов), так и его наполнения.

Топология складских помещений, типы и размеры полок, наличие транспортных лент, размеры ворот и проездов, информация о температуре и влажности — все это должно присутствовать, причем данным нужна актуализация. Поменяли стеллажи — соответствующие изменения должны появиться в «цифровой реплике», изменился температурный режим — и это должно найти свое отражение. Заметим, что для своевременного отражения температурного режима и влажности «цифровая реплика» должна получать оперативные данные с IoT-датчиков, может, напрямую, а может, с системы «умного здания», работающей для складского помещения и решающего технические задачи со светом, водой, отоплением/вентиляцией и т. д. Важно, что в «цифровой реплике» должно присутствовать функционально полное отражение как складского помещения, так и прилегающей территории — подъездных путей, парковок, проездов и пр.

Разумеется, в «цифровой реплике» должно быть оперативно отражено и состояние объектов, размещенных на складе. Причем эта информация про локацию объекта должна быть точной, чтобы к нему можно было направить, например, кладовщика или складского робота.

Однако «цифровая реплика» не является «цифровым двойником» (см. врезку). Для получения «двойника» нужно выполнить перенос «отражения» на платформу, способную работать с digital twin, где можно будет ставить над ним эксперименты, подчеркивает Станислав Воронин, руководитель направления бизнес-аналитики компании BIA Technologies. Это бывает актуально для моделирования как самого склада, так систем и/или процессов, в который склад включен как один из составляющих элементов — в том числе, и логистических цепочек. Тема «цифровых двойников» широка, и к ней мы еще вернемся, а пока рассмотрим возможности, обеспечиваемые лайтовым вариантом — «цифровой репликой».

«Цифровой двойник» (Digital Twin) — цифровой аналог физической системы, моделирующий внутренние процессы, технические характеристики и поведение объекта в реальных условиях, включающих воздействие помех и окружающей среды. «Цифровой двойник» может взаимодействовать с реальной системой, получая информацию об изменении ее текущего состояния, а может быть «отсоединен» от нее и использован для имитационного моделирования.

Что позволяет «цифровая реплика»

Во-первых, «цифровая реплика» обеспечивает оперативный учет и расширенный контроль за состоянием склада. Программе известно местоположение каждой товарной позиции. Иногда для этого достаточно штатного оборудования, иногда приходится изобретать нечто особенное. Например, на одном из складов Магнитогорского металлургического комбината пришлось разрабатывать для крана специализированную систему позиционирования, чтобы «цифровой реплике» были точно известны координаты каждого рулона металла. Конечно, это не отменяет необходимости проверок и ревизий, но при этом рабочий склада будет проинформирован системой, куда ему направлять и что именно он там будет проверять.

Во-вторых, наличие «цифровой реплики» в сочетании с системами автоматизации бизнес-процессов, про которые мы рассказывали, уменьшает влияние человеческого фактора. Управление складом в идеале переходит от человека к информационной системе, как отмечал Максим Мельситов, директор по развитию бизнеса компании BIA Technologies, в выступлении на вебинаре «Цифровая экосистема цепочек поставок для промышленного предприятия». Складу уже не нужен «кладовщик петрович», который хранит в памяти особенности и детали, а поэтому знает, где что лучше размещать, в какие двери какой габаритный груз гарантированно пройдет, а в каких — точно застрянет. Да и не напасешься на современные склады площадью в десятки тысяч квадратных метров таких «петровичей», не обеспечишь нужную интенсивность работы без «цифровых реплик».

В-третьих, наличие таких решений приводит с существенному снижению пробега техники и перемещений персонала — для решения соответствующих задач оптимизации нужен многофакторный анализ, с которым компьютерная система легко справляется даже в условиях крупных складов, а человек справиться уже практически не может. Кроме того, увеличивается эффективность использования складских помещений; например, Amazon сообщал, что в результате цифровизации емкость его складов вырастала до 40% без изменения физических площадей!

В-четвертых, «цифровые реплики» прекрасно сопрягаемы с современными решениями автоматизации/роботизации.

Профильной индустрии — полный спектр хай-теха

На современном складе активно применяют решения с новейшими разработками. К наиболее востребованным технологическим решениям Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса M1Cloud, относит «искусственный интеллект» и машинное обучение, виртуальные помощники и Интернет вещей, виртуальную реальность и нейронные сети, блокчейн-технологии и диалоговые системы, приложения и сервисы Mesh (MASA), адаптивную архитектуру информационной безопасности и «цифровых двойников». Практически все перечисленное присутствует в тех или иных решениях для складского ИТ.

Например, представители Softline поставили прогнозирование и управление складскими остатками на первое место в списке «Top five» наиболее востребованных задач AI для российских условий. Роботы на складе могут решать широкий спектр задач, охватывающий не только транспортировку и размещение единиц хранения, как отметила Ольга Скулова, директор департамента информационной безопасности и программного обеспечения OCS Distribution, но и имеющих отношение к планированию, инвентаризации и т. д.

Поток товаров, проходящий через склады, настолько высок, что в обязательном порядке требует автоматизации/роботизации. С главного логистического центра «Озона», расположенного в производственном кластере «Боровлёво-2» (Тверь) и работающего на два крупнейших российских мегаполиса — Москву и Санкт-Петербург — ежедневно отправляют свыше 150 тыс. заказов, отмечает Сергей Егоров, генеральный директор Central Properties, порядка половины из которых с доставкой «день-в-день». Вручную такое количество заказов не обработать в принципе, тем более, с требуемой скоростью, роботизация становится необходимостью.

Заметим, что в плане внедрения роботизированных решений российские компании идут по пути, на который глобальные лидеры встали довольно давно. Например, еще в 2012 году Amazon потратил 775 млн долл. на приобретение складских роботов компании Kiva Systems, которые призваны помогать складским рабочим, и это далеко не последняя инвестиция ритейлера в RPA-решения, хотя одна из самых крупных. Заметим, что вопреки прогнозам, роботизация не ведет к массовым увольнениям: производительность труда работников-людей растет, но растут и объемы выполняемых работ! Кроме того, на роботов можно переложить далеко не все технические задачи, в реальности цепочки технологических процессов люди выполняют совместно с автоматами. При этом у работников складов становится меньше физическая нагрузка: транспортировку грузов выполняют механизмы, также автоматизация уменьшает расстояния, которые работникам нужно преодолевать, перемещаясь по складу при выполнении своих должностных обязанностей. В ряде случаев требуемый «пробег» работника может составлять многие километры, а цифровизация, как мы отмечали, позволяет существенно сократить требуемые перемещения, как показывает опыт и глобальных, и российских складов.

Аналогичная ситуация и на «другом конце» логистики. Например, многие компании отрабатывают доставку товаров на «последней миле» с помощью дронов. В августе на территории главного кампуса Университета штата Огайо была запущена роботизированная доставка еды, реализованная совместно «Яндексом» и локальной компанией Grubhub. Кампус, рассчитанный на 60 тыс. студентов, застроен малоэтажными корпусами, а потому занимает большую площадь. Большая площадь кампуса, на которой много пешеходных зон, осложняет традиционную доставку, как отмечает Зия Ахмед, старший управляющий по вопросам питания в Университете штата Огайо. Однако это не проблема для роботов-доставщиков «Яндекса», которые рассчитаны на перемещение по тротуарам, и поэтому в данных условиях существенно упрощают-ускоряют доставку заказов студентам и преподавателям. Заметим, что Grubhub работает в 250 кампусах по всей территории США, поэтому если проект в Огайо окажется успешным, то от «Яндекса» потребуется много роботов! При этом много работы останется курьерам-людям — роботы хотя и многофункциональны, но не универсальны, на территории большое количество локаций, куда посылать робота проблематично или неэффективно.

Деньги — есть

Готовность инвесторов вкладывать деньги в решения, связанные со складами и логистикой, отрадно велика. Решения тут бывают тоже изящные, но не всегда имеющие отношение к digital. Для понимания масштабов и уровня хитроумности решений рассмотрим одну ситуацию, связанную с упомянутой выше центральной логистической площадкой «Озона». Около года назад площадка перешла под управление компании Parus Asset Management, а средства, вырученные от продажи комплекса, интернет-ритейлер направил на развитие бизнеса, укрепляя лидерские позиции на российском рынке электронной торговли.

Эта история интересна применением финтех-инструмента. Сумма, выплаченная «Озону», составила 2,4 млрд руб., из них 600 млн — это средства инвесторов, а 1,8 млрд — кредит «Сбербанка», для возвращения которого Parus Asset Management планирует привлечь паи, предлагаемые частным лицам. Приобрести паи можно через мобильные приложения брокеров и даже банков — в этом плане универсальная финтех-схема для российских частных инвесторов отработана — и ставшие совладельцами склада «Озон» получают доход 10,57% и более. Заметим, что это не самая изощренная схема в рассматриваемом нами сегменте; например, логистический комплекс «Сбера» был выкуплен на кредит «Сбера» и сейчас эту площадку арендует «Сбер» же! Но для нас важно другое.

Инвестиции в складскую недвижимость надо возвращать. Очевидно, что компании-арендаторы должны обеспечить высочайшую эффективность, чтобы и инвестиции вернуть, и бизнес развивать — рынок становится все более высококонкурентным! Для этого нужна как оптимизация бизнес-процессов, так и цифровизация в разных формах, от создания и развития ВРМ, до разворачивания новейших ИТ-систем для складского хозяйства. Для всего этого компании обязательно найдут деньги, интеграторам и поставщикам оборудования останется только вовремя предложить нужные решения по оптимальным ценам. У многопрофильных дистрибьюторов соответствующее оборудование присутствует в спектре предложения, как подчеркивает г-жа Скулова. Защищенные планшеты, специализированные решения для EDGE-вычислений и профильное складское оборудование в данном случае необходимо, но недостаточно — нужны специалисты по проектированию, внедрению и развитию масштабных специализированных решений, а также по разным вариантам моделирования бизнес-процессов, которое для развития становится необходимым.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE