13 августа 2021 г.
Платформы Business Process Management (BPM) — класс программного обеспечения для корпоративных заказчиков, который находится на пике моды, становится практически обязательным для разных предприятий, претерпевает очень быстрое развитие, но при этом не обладает широкой известностью. В чем причина роста популярности платформ BPM и их массового внедрения? В восходящем тренде «цифровой трансформации» (DX).
«Цифровая трансформация» может происходить в разных формах. Далеко не всегда DX радикально изменяет формат деятельности — как в классическом случае с таксопарками, например — но внедрение разных форм цифровизации в сочетании с изменением бизнес-процессов вполне способно повысить на десятки процентов эффективность как отдельных элементов деятельности, так и в ряде случаев всего предприятия.
Концепция бизнес-процессов: старая, но действенная
Деятельность любого предприятия может быть формализована и представлена как совокупность последовательных наборов связанных между собой бизнес-процессов. Это применимо как для коммерческих компаний, так и для госструктур и любых других организаций, достаточно в наименовании процессов воспринимать слово «business» как «деловые». Идея не нова, она появилась в середине прошлого века, однако она вполне рабочая. Управляя бизнес-процессами, совершенствуя их внутреннее устройство и оптимизируя их взаимодействие друг с другом, можно добиться повышения эффективности деятельности всей организации.
В настоящее время эту историю — а ей более 70и лет — воспринимают более остро, и бизнес-процессы стараются максимально автоматизировать. Заметим, что бизнес-процессы происходят как внутри организации, так и выходят ее его пределы, отметил Максим Мельситов, директор по развитию бизнеса компании BIA Technologies, в выступлении на вебинаре «Цифровая экосистема цепочек поставок для промышленного предприятия», обеспечивая связь с покупателями, поставщиками, контрагентами и т. д.
Для управления и развития бизнес-процессов созданы разнообразные программные BPM-платформы. Платформы Business Process Management — универсальный инструмент для любого предприятия. Размеры предприятия, форма собственности и даже специфика деятельности в данном случае значения не имеют — бизнес-процессы есть везде. Система, описывающая бизнес-процессы на предприятии, должна быть сквозной, хотя она дает эффект даже при фрагментарном охвате в масштабе отдельных подразделений. Но именно сквозная законченная система оказывается наиболее эффективной: для руководства «прозрачной», управляемой как в ходе оперативной деятельности, так в процессах развития.
DX и канал
Задачи «цифровой трансформации» — то есть развития бизнес-процессов в современных условиях — находятся на стыке бизнес-консалтинга и системной интеграции, также в ряде случаев требуется решение традиционных канальных задач: поставка нового оборудования разных классов, его установка и дальнейшее сопровождение. Общий фронт работ настолько широкий, что требует участия компаний с разной экспертизой — от вендоров до финансистов, от интеграторов до провайдеров.
Это прекрасно понимают современные дистрибьюторы, создавая для партнеров широкопрофильные экосистемы, которые обеспечивают оптимальный доступ к сервисам, ресурсам и экспертизе самых разных компаний, начиная с вендоров и заканчивая нишевыми игроками. Сегодня особо возрастает важность тесного общения с партнерами во всех областях деятельности, отмечал Андрей Голышкин, вице-президент OCS, напоминая, что, например, его компания работает с полутора десятками банков, а также с другими финансовыми организациями.
BPM-платформы на российском рынке представлены достаточно широко. Системы такого класса есть как глобальные, так и созданные в рамках импортозамещения.
Особенность момента
В современных условиях появляется необходимость постоянного развития, совершенствования и актуализации систем бизнес-процессов для оптимального их соответствия изменениям внутри компаний и меняющимся условиям во внешнем мире. Экономика будущего будет во многом опираться на автоматизацию и цифровизацию бизнес-процессов, уверен Владимир Валькович, директор по стратегии и долгосрочному планированию развития сети «ВымпелКом». Автоматизация и цифровизация, считает он, выходят на первое место в вопросах успешности и дальнейшего развития компаний. Заметим, что это важно не только для успешности в будущем, но и для конкурентоспособности в настоящем.
Важно, что бизнес-процессы нужно оптимизировать и формализовывать, а потом применять для них средства автоматизации. Попытка применить BPM для запутанных бизнес-процессов ни к чему хорошему не приведет. Сначала нужно применить административные и управленческие методы, а потом уже в полученную систему привносить digital. Интересно, что в современной ситуации как управленцы должны разбираться в технологических составляющих автоматизации, так и «технари» высокого уровня — в вопросах бизнес-процессов. Современный ИТ-специалист должен уметь как решать технические задачи, так и интегрировать комплексные ИТ-решения в бизнес-процессы, уверена Тамара Тавсултанова, руководитель отдела обучения Huawei Enterprise в регионе Евразия.
Автоматизация предприятия: разные уровни, разные техники
Ключевое отличие BPM в том, что система не подменяет собой EPR, CRM, бухгалтерию, docflow и десятки других систем, используемых на предприятии, а взаимодействует с ними. Более того, BPM выполняет функции оркестрации для перечисленных систем, в ряде случаев упрощая сотрудникам взаимодействие с ними — например, уже не надо последовательно запускать приложения, доступ к ним может быть организован в формате «одного окна».
Важно разделять два слоя автоматизации современных предприятий: на уровне технологических процессов и на уровне платформы BPM. Например, в современном колл-центре найдут применение как традиционные механизмы автоматизации, так и «голосовые роботы» — для первичной обработки звонков, обзвона по списку, проведения опроса, напоминаний и т. д. Но для управления всей компанией, предоставляющей услуги колл-центра, будет актуальна и BPM для сквозной автоматизации всех бизнес-процессов, а также для упомянутой выше оркестрации.
BPM довольно часто путают с docflow, хотя это совершенно разные системы. Системы автоматизации документооборота в современных условиях важны. «Переход на электронный документооборот существенно оптимизирует работу любой организации», — отмечает Полина Дуйкова, руководитель направления СЭД/ECM в корпорации Softline. Однако деятельность организаций не сводится к работе с документами, понятие бизнес-процессов гораздо шире. Например, поступление товара на склад — это бизнес-процесс, отрабатывая который BPM должна активизировать разные процессы в служебных ИТ-решениях: в системе складского учета, в бухгалтерии, в ERP, а иногда и в docflow. Но ставить знак равенства между документом и бизнес-процессом нельзя даже в организациях, деятельность которых сводится к «перекладыванию бумажек»: редакциях, консалтинговых структурах, аудиторских компаниях и т. д.
Значительная часть процессов на современном предприятии может быть автоматизирована простыми алгоритмами. Некоторые требуют более изощренных технических решений, уже относящихся к RPA. Robotic Process Automation — форма технологии автоматизации бизнес-процессов, основанная на использовании как промышленных роботов, так и программных ботов, применяющих при работе инструменты на основе «искусственного интеллекта». Заметим, что традиционная автоматизация и роботизация ни в коем случае не противоречат друг другу, возможности этих двух технологически различных направлений органично сочетаемы в составе единых систем.
В контексте рассматриваемой нами темы важно, что при налаженных бизнес-процессах и созданной для них системе автоматизации всё происходящее на предприятии оставляет свой «цифровой след». Это позволяет подключать аналитику для самых разных задач — от оптимизации до ИБ — и открывает разнообразнейшие возможности для управления, развития и т. д.
«Данные и „искусственный интеллект“ приобретают сегодня особое значение для бизнеса, становясь основой для развития и успешной конкуренции», — говорит Владислав Шершульский, руководитель направления перспективных технологий Microsoft в России.
Еще раз отметим, что автоматизация бизнес-процессов актуальна как для структур бизнеса, так и для государства. Например, при идущем переходе к цифровому формату оказания государственных услуг можно автоматизировать процесс принятия решений об их оказании на базе государственных информационных систем с минимальным участием государственных служащих, как отметил Дмитрий Косарев, руководитель проектов по развитию информационных систем ГК «Нетрика», в выступлении на мероприятии Ассоциации «Руссофт».
Вместо заключения
Заметим, что бизнес-процессы претерпевают изменения почти постоянно. Например, массовый перевод работников на «удаленку» привел к изменению ряда бизнес-процессов у самых разных компаний, что должно найти отражение как в BPM, так и во многих других системах предприятия. Удаленная работа позволила по-новому взглянуть на многие бизнес-процессы, отметил Борис Щербаков, вице-президент и генеральный директор Dell Technologies в России, в интервью CRN/RE.
Это справедливо как для BPM, так и для отдельных систем: например, docflow должна получить инструменты для процессов визирования и подписания документов, которые сохраняют работоспособность даже в условиях локдауна, когда ряд ответственных сотрудников находятся на дачах и физически не могут прибыть в офис для подписания нужных бумаг.
Платформы для BPM — несмотря на высокую важность — очень просты в адаптации для задач предприятия. Внедрение такого решения и, что важно, последующее развитие BPM-решения в общем случае не требует вмешательства программистов — внутри low-code. Для работы с ВМР-платформой требуется аккуратность, алгоритмическое мышление, понимание сути процессов, но не требуется глубокое знание языков программирования. Для взаимодействия с другими системами, обслуживающими процессы на предприятии, в большинстве случаев платформа BPM располагает программными коннекторами, внутри которых, разумеется, работает API, но снаружи они выглядят как инструменты для того же low-code.
Разумеется, если на предприятии работают legacy- или «самописные» системы, при внедрении может потребоваться создание дополнительного коннектора, что является задачей для традиционных программистов, но задачей однократной. Заметим, что в рамках внедрения и/или развития ВРМ хорошо бы отказаться от устаревшего софта. «Устаревший софт часто содержит в себе критические уязвимости, — подчеркивает Евгений Волошин, директор блока экспертных сервисов Bi.Zone. — В случае атаки злоумышленников последствия могут быть катастрофические». В большинстве случаев даже для сопряжения с промышленными роботами — о чем мы поговорим в продолжении статьи — оказывается достаточно low-code-инструментов.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE