22 ноября 2021 г.
Проникновение «умных домов» идет по всем направлениям, сегмент растет и развивается. Рынок решений для «умного дома» в текущем году вырастет на треть по сравнению с предыдущим и достигнет 800 млн долл., по оценкам Аналитического центра при Правительстве РФ, что делает сегмент интересным для интеграторов. Лидируют же в этом сегменте рынки США, Китай и Германия, объемы которых в текущем году составят 23,3, 14 и 5 млрд долл., соответственно.
Рассмотрим несколько показательных истории этой осени, которые связаны с разными аспектами развития данного сегмента.
«Умный дом» — в каждую квартиру
Ситуация быстро меняется, и если недавно на этапе строительства «умную инфраструктуру» закладывали для общедомовых систем, предполагая, что в квартирах люди будут разворачивать решения по необходимости, то сейчас появляются прецеденты более радикального подхода — минимальный набор сервисов «умного дома» реализуют уже на этапе строительства. Вполне возможно, что такой подход быстро станет нормой для массового жилья, считают эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ, отмечая высокий рост интереса со стороны населения к тематике «умных домов».
Застройщики, разумеется, реагируют на ситуацию, причем довольно быстро. Например, жилищный комплекс «Аквилон Митино» делает особый акцент на предустановленные решения «умного дома» во всех квартирах, которые, по сути, оказываются составной частью отделки «white box», наряду с разводкой электричества и отопления, стяжкой пола, оштукатуренными межкомнатными перегородками и стенами. Каждая квартира ЖК оборудована «умным домофоном» с тач-экраном, который может работать с IP-домофонией, обеспечивать доступ к трансляциям с различных камер видеонаблюдения и т. д. А вот дальше в каждой квартире можно расширять решения «умного дома» по-своему, в зависимости от предпочтений добавляя smart-пылесосы, «умные лампы», управление шторами-жалюзи и проч. Минимальный набор элементов «умного дома» уже предустановлен в каждой квартире и в данном случае включает «умные розетки», сенсоры дыма, датчики протечек, доступ к smart-домофону и управляемым воротам, а также придомовым камерам наблюдения. К системе «подверстаны» датчики расхода воды и электричества, на основании показаний которых можно из мобильного приложения выполнять оплату соответствующих счетов и другой «коммуналки».
Как отмечают эксперты Аналитического центра со ссылкой на исследования Discovery Research Group, уже 47% покупателей жилья в России интересует наличие в рассматриваемой недвижимости соответствующих решений! Кроме того, как отмечают в Аналитическом центре, к приоритетам национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» отнесено внедрение «интернета вещей» для «умных домов», ЖКХ, «умной энергетики» и «умного города», что также будет стимулировать развитие сегмента в нашей стране.
Напомним, что «умные дома» являются составной частью более широкого сегмента proptech (property technology), объединяющего применение digital-технологий для рынка недвижимости. Кроме того, с «умным домом» активно взаимодействуют и другие сегменты digital, например, имеющие отношение к розничной торговле, «умным городам» и т. д.
Игроки рынка реагируют бурно
Ответом рынка на рост сегмента является активизация вендоров — от традиционных разработчиков отдельных компонент до развивающих платформы.
Например, МТС запускает трек «Умный дом» в рамках акселерационной программы MTS StartUp Hub. Набор идет по четырем направлениям: «Безопасность», «Комфорт», «Развлечение и lifestyle» и «Умная техника для дома и носимые устройства». Лучшие проекты получат грантовую поддержку до 1 млн руб. и будут интегрированы в экосистему «умного дома» от МТС. «Помимо экспертной и ресурсной поддержки стартапы получат возможность значительно расширить аудиторию своих решений через масштабирование на абонентскую базу крупнейшего оператора в стране», — отметил Дмитрий Курин, директор МТС по инновациям и инвестициям.
Компания Rubetek, российский производитель IoT-решений, анонсировала IP-домофон, основной особенностью которого стала функция распознавания лиц, реализованная непосредственно в домофонной панели, использование EDGE-вычислений увеличит скорость и стабильность работы бесключевого доступа. Есть у новинки и другие особенности, например, предыдущая модификация хранила 10 тыс. ключей, новая — 25 тыс., что позволяет установить решение в ЖК любого размера на подъездные двери, калитки, шлагбаумы и т. д. «Построение цифровой инженерной инфраструктуры позволяет нашим партнерам создавать девелоперский продукт более высокого уровня и предоставлять жителям новый класс сервиса, — говорит Антон Мальцев, основатель Rubetek. — „Умный дом“ уже стал осознанной потребностью для покупателей квартир, и мы рады представить новый proptech-проект федерального масштаба».
Вендоры активно ведут продвижение решений для «умных домов» и более масштабных smart-систем, проводя различные мероприятия для потенциальных заказчиков. «Мы видим, с одной стороны, интерес к цифровым продуктам, а с другой стороны — вопросы по эффектам от их внедрения», — отметил Алексей Голубев, заместитель генерального директора «РусАтом Инфраструктурные решения» по направлению «Умный город». Однако внедрение соответствующих разноплановых решений необходимо для развития «цифровой трансформации» в регионах и муниципалитетах, уверен г-н Голубев.
Важно, что в сегменте начинает все более активно играть государство, разворачивая различные программы и формируя требования регуляторов. Например, домофон Rubetek соответствует требованиям системы «Безопасный город», созданной с учетом программы «Безопасный регион», а также требованиям к компонентам, предъявляемым ГОиЧС (гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций), что позволяет интегрировать новинку в системы оповещения населения в условиях ЧС.
Поддержка proptech с разных направлений
Продвижение цифровых решений в современной недвижимости активно идет при взаимодействии с традиционными игроками этого рынка: архитекторами, девелоперами, дизайнерами интерьеров и т. д. Взаимодействие дизайнеров интерьеров и специалистов по «умным домам» становится все актуальней.
Дизайнеры интерьеров занимаются в большей степени внешними элементами, но при создании дизайн проекта, учитывают не только то, что находятся на виду, напоминает Татьяна Еманова, архитектор и владелец бутика интерьеров Emany’s. В элитном жилье есть своя специфика, например, как отмечает г-жа Еманова, в помещениях большого метража сегодня обязательны решения зонированной подсветки, для которых крайне актуальны возможности «умного дома», обеспечивающие удобство управления и позволяющие отказаться от многочисленных выключателей, что важно для топовых интерьерных решений.
Rubetek в мае запустил партнерскую программу для дизайн-студий, отделочных и ремонтных компаний. Помимо финансовой выгоды, доступной в рамках программы, также есть обучение консультантов, оборудование шоу-румов, предоставление функциональных демонстрационных стендов и POS-материалов, составление проектов и помощь в проведении презентаций для конечного заказчика. Благодаря поддержке вендора дизайнер может реализовать самые фантастические задумки и создать эксклюзивный дом будущего уже сегодня, уверена Екатерина Пархомец, директор B2C-направления в компании Rubetek.
Активно поддерживают данное направление городские структуры, вендоры и т. д. Например, Московский Акселератор, проводимый «Московским инновационным кластером», «Агентством инноваций Москвы» и Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы, в ноябре закончил прием проектов на участие в треке ARCHTECH, который был разработан для высокотехнологичных компаний и стартапов сферы девелопмента, архитектуры и дизайна. В числе направлений — «Технологии для умного дома» и «Сервисы управления строительными проектами».
«Умные магазины» — даже без продавцов
Разумеется, ритейлерские системы не имеют отношения к «умным зданиям» в классическом понимании, но ИТ-ландшафт и тут быстро меняется: где заканчиваются дизайнерские решения и элементы «умных зданий» и начитаются специфические решения для розницы — сегодня понятно далеко не всегда. Физический ритейл активно внедряет ИТ-решения для снижения издержек и повышения эффективности. Разумеется, помимо общеэкономических трендов данное направление педалирует распространение онлайн-ритейла, которому приходится противостоять традиционным магазинам.
Внедрение ИТ-решений требует затрат, на которые готовы далеко не все торговые сети, но с пилотными проектами работают многие. «Вкусвилл» начнет открывать магазины без касс и продавцов, как сообщает «КоммерсантЪ». Технических деталей ритейлер не раскрывает, известно лишь, что решения находятся в стадии тестирования, а один из первых магазинов будет в районе «Москва-Сити». Напомним, что аналогичные решения в разное время на российском рынке запускали «Фасоль», «Азбука вкуса» и «Пятерочка», но пока все они не стали массовыми.
Напомним, что «бескассирные» решения вполне сосуществуют с традиционными, при этом благотворно влияя на эффективность. Примером может быть тот же «ВкусВилл», который делает упор на самообслуживание и уже установил «кассы без кассиров» в большинстве своих традиционных магазинов.
Больше ИТ — шире поверхность для атак
Усложнение ИТ-ландшафта и размытие периметра безопасности — что хорошо видно на примере «умных домов» — а также рост активности хакеров приводят к изменению парадигмы в обеспечении инфобезопасности. «Сегодня 99% компаний можно взломать за несколько шагов, а это значит, что недопустимые события могут быть реализованы в любой компании, у которой есть ИТ-инфраструктура», — отметил Алексей Новиков, директор экспертного центра безопасности Positive Technologies. Сказанное справедливо и для решений рассматриваемого нами сегмента.
Разумеется, тут нужно продолжать работу традиционными способами, например, обнаруживая и закрывая уязвимости. Например, «кассы без кассиров» были протестированы специалистами Positive Technologies на наличие уязвимостей, как было отмечено на The Standoff, «дыры» в безопасности найдены и успешно закрыты, причем раньше чем их смогли использовать злоумышленники. Однако в данном случае требуется новый подход к инфобезу — и «умных домов», и инфраструктур, и корпораций — но об этом поговорим в следующий раз.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель СRN/RE