7 апреля 2022 г.

Задуманный Йельской школой менеджмента как бесстрастный справочник, онлайновый список «кто из глобальных вендоров ушёл с российского рынка, а кто остался» стал, судя по предваряющему его комментарию составителей, едва ли не доской почёта (или позора) для включённых в него компаний. Причём какое из действий считать позором, а какое почётом, в любом случае зависит от точки зрения посетителя этой веб-странички.

С точки зрения отечественного бизнеса особый интерес представляет перечень из 131 (на момент написания данной заметки) брендов в категории «Отвергают требования ухода или сокращения активности на российском рынке». ИТ-компаний в нём немного, но они есть — и далеко не последние в своих областях:

  • Acer упоминается с пометкой «продолжает действовать в России, занимая значительную долю рынка» — и действительно, совсем недавно эта компания пополнила своё портфолио игровой периферии десятью новыми гаджетами, доступными к приобретению в России,
  • ASUS, на долю которой приходится, по данным Digitimes и Statista, 29% российского рынка ноутбуков, удостоилась от йельских управленцев язвительного замечания «ссылается на условия фактической приостановки работы в России, но деятельности не прекращает»,
  • французская Atos, недавно признанная лидером магического квадранта Gartner в области управления данными и аналитики, также продолжает операции на российском рынке,
  • израильская Check Point Software по-прежнему поставляет на наш рынок свои решения в области кибербезопасности, — вот буквально только что компания Fortis, к примеру, получила статус её сервисного провайдера,
  • Cloudflare, даром что со штаб-квартирой в США, до сих пор предоставляет в России услуги CDN и защиту от DDoS-атак, обеспечивает безопасный доступ к ресурсам и работу сервисов DNS,
  • Huawei — тут всё понятно; компания, сама долгие годы находящаяся под американскими санкциями, уверенно работает с российским ИТ-каналом, подтверждая партнёрские статусы,
  • Intermedia со штаб-квартирой в Кремниевой долине, специализирующаяся на решениях для коммуникаций и совместной работы, присутствует на российском рынке с 2000 г. и не собирается уходить; более того — стала одной из 80 ИТ-компаний, вошедших в рейтинг лучших работодателей России по версии hh.ru,
  • Lenovo продолжает не только продажи компьютерного оборудования в России, но и сервисные центры её по-прежнему действуют по всей стране,
  • MSI без особых фанфар и заявлений также остаётся в России, и с учётом достойной репутации, которую её игровые ноутбуки, системные платы и графические адаптеры заслужили у геймеров, может в нынешней ситуации значительно упрочить свои рыночные позиции,
  • Xiaomi уверенно продолжает операции в России, выбравшись, к примеру, уже на вторую позицию в рейтинге самых популярных брендов смартфонов среди абонентов Yota.

Йельский список, ясное дело, не полон: в него не включены множество менее масштабных ИТ-брендов, формально тем не менее числящихся глобальными. Важно отметить, что фигуранты этого списка — точнее, той его части, что перечисляет до сих пор остающиеся в России компании — с каждым днём сталкиваются со всё нарастающим давлением на западных рынках. И что в итоге окажется для них важнее — следование ожиданиям «неравнодушной общественности» осуждающих спецоперацию России стран, или же сохранение и развитие бизнеса в нашей стране — с уверенностью сказать трудно.

Актуальная ситуация, и не только в ИТ-отрасли, в любом случае характеризуется невиданной за многие прежние десятилетия прежде. Вот уже и Венгрия согласилась расплачиваться рублями за российский газ, и официальный представитель МИД КНР призвал США «прекратить размахивать санкционной дубинкой», и в самих Соединённых Штатах 81% участников опроса, проведённого телекомпанией CNBC и службой Momentive, считают, что их собственной экономике в нынешнем году грозит спад.

А Агустин Карстенс (Agustín Carstens), глава базельского Bank for International Settlements (называемого в финансовых кругах «Центробанком центробанков»), недвусмысленно предупредил в недавнем выступлении, что мировой экономике в условиях текущего кризиса грозит высокая, постоянно растущая и, главное, неконтролируемая потребительская инфляция. Основная же неприятность в том, что причина наблюдаемого неуклонного повышения цен — структурная и, увы, с положительной обратной связью.

Волюнтаристские рестрикции США и их союзников сперва в отношении Китая, а затем России заставляют промышленников по всему миру снижать объёмы производств и сокращать цепочки поставок. Это, в свою очередь, провоцирует снижение интенсивности на логистических маршрутах, сокращение потребности в складах и торговых точках — что приводит к массовым увольнениям, снижает общий уровень жизни населения во множестве вовлечённых в цепочки поставок стран и тем самым дополнительно придавливает глобальный уровень спроса. В результате санкции бьют не только и не столько по намеченным целям, сколько по мировой экономике в целом.

«То, что начато как временная мера, имеет все шансы закрепиться, поскольку поведение [потребителей и рынка в целом] адаптируется к достаточно глубоким и достаточно длительным переменам, — предостерёг Агустин Карстенс. — Причём трудно оценить заранее, где в этом процессе точка невозврата: мы можем осознать этот момент лишь после того, как пройдём её».

Может статься так, что остающиеся вопреки давлению на российском рынке ИТ-(и не только ИТ)бренды окажутся прозорливее и удачливей тех, кто успел свернуть или только приостановить свою активность у нас. В тени глобально раскручивающейся инфляционной спирали ни один локальный рынок присутствия ни для одного вендора лишним точно не станет, — тем более такой динамичный и масштабный, как российский.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News