25 апреля 2022 г.
Почему актуален разговор о Метавселенной на фоне российских ИТ-реалий, где идет активное импортозамещене софта и обостряется дефицит харда? Потому что Metaverse, возможно, одна из ключевых составляющих «нового Интернета», важного для общения, шоппинга и совместной работы. Изменения в профилях интернет-активностей неизбежны, они идут постоянно. Очевидно, что уже через год-другой привычные сервисы будут выглядеть иначе, и часть из них переедет в Метавселенную.
Глобальному рынку ИТ нужны новые направления развития, которые будут широко востребованы и при этом оправдают массовое внедрение сервисов на основе новых технологий. Метавселенная потребует VR-решений (как шлемов, так и манипуляторов), скоростных каналов связи с малыми задержками сигнала (что раскрывает потенциал 5G и Wi-Fi 6), продаж «цифровых товаров» (что сделает актуальным NFT и, как следствие, блокчейн) и т. д.
Все эти направления в техническом плане достаточно развитые, но выраженного рыночного успеха и пока не продемонстрировали. Однако прежде чем говорить о драйверах и ингибиторах Метавселенной, посмотрим, есть ли в этой технологии что-либо настолько важное и нужное, чтобы миллионы людей стали платить за это решение, прямо или косвенно.
Метавселенная: «выстрелит» или нет?
Однозначного ответа на вопрос подзаголовка дать невозможно, это зависит от множества факторов, не все из которых поддаются рациональному анализу. За десятилетия развития ИТ мы были свидетелями многочисленных ситуаций, когда концепции вопреки всему взлетали или, наоборот, проваливались. Некоторые технологии проваливаются и возвращаются по несколько раз. Вспомните, например, «бум доткомов» с последующим «пузырем доткомов» и дальнейшими событиями, полностью изменившими мир.
Сейчас на стыке концепций VR и Metaverse может получиться кое-что интересное. А может и не получиться, сказать сложно — среди экспертов достаточное количество «метаверс-оптимистов» и «метаверс-пессимистов», причем достаточно убедительны бывают и те, и другие.
Как быть с дефицитом специалистов в РФ? Тут все просто: специалисты по VR, новым пользовательским интерфейсам, иммерсивным форматам и прочим метаверс-ориентированным технологиям продолжат работу по профилю. Их квалификация неактуальна для выполнения перестройки бизнес-процессов, оптимизации использования «железа» и прочих оперативных вопросов импортозамещения.
«Весь мир — театр...»
Метавселенная позволяет обеспечить пользователям разные иллюзии, одна из важнейших — ощущение совместных действия в виртуальном пространстве. В ряде нишевых задач это бывает важно. Рассмотрим несколько примеров.
Разница в просмотре кинофильма дома на экране мобильного устройства и в кинотеатре не так велика в техническом плане — видимые угловые размеры изображений сравнимы, разница в звуковых картинах есть, но практически заметить ее способны лишь немногие эстеты. В кинотеатр мы ходим за ощущением единения — смеемся, пугаемся, грустим и возмущаемся вместе со всем зрительным залом. Это сочетание — наши эмоции, реакции зала, фильм — неповторимо, но, главное, иммерсивно, то есть происходит здесь и сейчас, мы погружены в ту атмосферу, которую создаем сами совместно с остальными зрителями.
Аналогичная ситуация существует и для бизнес-форматов. Сказанное про важность иммерсивности и ощущения со-переживания в ряде случаев оказывается остро актуально для лекций, уроков, совещаний, семинаров, «летучек», мастер-классов и других форматов групповых занятий. Важность погружения в коллективное действие может быть совершенно разной, как и его значимость для бизнес-показателей, например, для степеней запоминания материала.
В данном случае к «бизнес-форматам» можно отнести и шоппинг. Одно дело — выбор и покупки в интернет-магазине, совсем другое — в реальных торговых залах, да еще и в компании друзей/подруг. Конечно, сейчас все чаще миксуют форматы — про ВIMBO, ROPO, BOPIS и другие варианты мы говорили — но вне зависимости от них совершение покупки с группой товарищей при живом взаимодействии с другими покупателями, консультантами и стилистами радикально отличается от шоппинга в одиночку, прежде всего эмоциями и другими компонентами пользовательского опыта.
Достаточно ли новизны пользовательского опыта для «выстрела»?
В общем случае изменений пользовательского опыта достаточно для формирования новых направлений в e-commerce форматах В2С, виртуальных либо гибридных конференций, изменений в массовых форматах обучения или развлечения, удаленной работы и т. д. За новинками в пользовательском опыте стоит огромная работа по совершенствованию интерфейсов, которую активно ведут прямо сейчас команды разработчиков, психологов и других специалистов.
Если новый user experience окажется актуальным для массового пользователя — вероятность «выстрела» для Metaverse будет весьма высока. Сначала сервисы будут нишевыми, но достаточно быстро «коллективный разум» рынка транспонирует решения на сопредельные области, и технологии станут массовыми.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News