19 октября 2023 г.
В последние годы многие государства усилили интерес к развитию экономики данных. Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировал зарубежные политики управления данными и выявил ключевые тренды и подходы в этой сфере.
Справочно: с помощью системы анализа больших данных iFORA был изучен массив документов стратегического планирования (стратегий, программ, планов и т. п.) в области экономики данных, принятых в
Главные выводы:
- Большинство стран признают ключевое значение данных для экономики. Примечателен пример Китая, где данные на государственном уровне определяются как новый фактор производства (data resources).
- Среди общих приоритетов — формирование рынка данных, создание условий для их вовлечения в экономический оборот, переиспользования и извлечения из них максимальной ценности.
- Большинство стран (Великобритания, Индия, ЕС) содействуют обмену неперсональными и обезличенными данными, по крайней мере в стратегически и общественно значимых сферах. В Китае обмен данными возможен только в рамках госсектора или в одностороннем порядке от бизнеса к госорганам. В Сингапуре для бизнеса сформирована доверенная система обмена данными B2B с едиными правилами и типовыми договорами.
- Все страны стремятся обеспечить защиту персональных данных. Самый жесткий подход — в ЕС (права человека выше интересов бизнеса), наиболее бизнес-ориентированный — в Сингапуре (максимально возможное содействие использованию данных в коммерческих целях).
- Возможности трансграничных потоков данных в стратегиях стран довольно разные. Сингапур и Великобритания придерживаются политики открытости. ЕС запрещает передачу данных своих граждан в любую страну, которая не принимает правила, эквивалентные GDPR; тем самым ЕС подталкивает другие страны принять свой подход к защите данных. Китай полностью запрещает передачу данных за рубеж.
Комментирует Павел Рудник, заместитель директора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ: «В России сейчас ведется проработка нового Национального проекта „Национальная экономика данных“, определяются основные контуры политики в этой сфере. В ближайшей перспективе будет необходимо критически оценить эффективность действующих норм, многие „правила игры“ придется создать практически с нуля, координируя усилия по формированию институтов и инфраструктуры полноценного рынка данных, который пока находится на ранней стадии развития, как и в большинстве других стран.
И здесь есть множество развилок, даже на уровне базовых принципов и подходов к регулированию. Разнообразие применяемых за рубежом моделей управления данными довольно велико — от сугубо протекционистских до довольно либеральных. Государству предстоит найти баланс между такими зачастую противоречивыми ориентирами, как обеспечение защиты персональных данных и суверенитета данных, с одной стороны, и стимулирование вовлечения данных в оборот и извлечения из них максимальной ценности, с другой».
Источник: Пресс-служба компании ИСИЭЗ НИУ ВШЭ