23 апреля 2024 г.
Невзирая на активное противодействие со стороны американских властей, полупроводниковая индустрия КНР продолжает развиваться своим чередом. И хотя наиболее передовые из освоенных материковыми китайскими чипмейкерами технологических процессов отстают от достижений их тайваньских и южнокорейских коллег, речь идёт уже именно о годах, не о десятилетиях, — а с расположенными на территории США фабриками (принадлежащими той же Intel) разрыв ещё меньше.
Министр торговли США Джина Раймондо (Gina Raimondo) сделала недавно вполне бесспорное заявление о том, что использованная китайской компанией Huawei для своего очередного флагманского смартфона Mate 60 Pro система-на-кристалле материковой разработки отстаёт-де от проектируемых американскими вендорами вроде Qualcomm и изготавливаемых на тайваньских фабриках TSMC чипов схожего назначения «на несколько лет в плане своей производительности». Учитывая, что американский Минторг последовательно вводит рестрикции против китайской ИТ-отрасли начиная с 2018 г., это признание можно по сути считать комплиментом, — ведь
Мало того, голландская ASML, ведущий в мире (а по ряду важнейших позиций и единственный) поставщик чипмейкерского оборудования объявила, подводя финансовые итоги первого квартала текущего года, что заказчики из КНР продолжают оставаться для неё ключевыми. С января по март именно они обеспечили компании 49% всей выручки (кварталом ранее было 39%) — и, вдобавок, на них же приходится 20% отложенных по тем или иным причинам (чаще всего — вследствие прямых запретов всё того же американского Минторга) поставок систем для изготовления микрочипов. При этом голландские специалисты продолжают сопровождать и обслуживать ранее поставленное китайским товарищам оборудование, — даже то, что с ноября
По сообщению издания South China Morning Post, за первый квартал 2024 г. суммарный выпуск микросхем в КНР вырос последовательно на 40%, до более чем 98 млрд единиц, причём в одном только марте рост составил более 24% месяц к месяцу. Разумеется, львиная доля этих чипов была произведена по так называемым зрелым техпроцессам, — «28 нм» и менее: ведь именно такие СБИС необходимы для бурно растущего в последние годы сегмента китайского ИТ-рынка, — сектора электромобильного производства. По оценке Ассоциации полупроводниковой индустрии, только до конца текущего года в КНР могут войти в строй 18 новых чипмейкерских фабрик, что приведёт к росту годового объёма выпуска микросхем до 8,6 млн литографированных пластин (которые затем разрезаются на отдельные чипы) — против 7,6 млн пластин в 2023 г.
В то же время материковый Китай явно не стремится к микропроцессорной автаркии прямо сейчас: по данным таможни страны, за I кв. текущего года в Поднебесную ввезено на 12,7% больше микросхем, чем за тот же период годом ранее, — 121,5 млрд единиц. И, кстати, далеко не все изготовленные внутри КНР чипы остаются в её пределах: на экспорт с января по март
Судя по всему, вытеснение заграничных чипов из внутрикитайского оборота всё же будет происходить — планомерно и, что называется, сверху вниз: от наиболее критически значимых отраслей и узлов экономики к массовым областям приложений и широкому рынку. Так, если верить источникам The Wall Street Journal и CNBC, Министерство промышленности и информационных технологий КНР настоятельно рекомендовало целому ряду ведущих телеком-операторов полуторамиллиардной страны уже к 2027 г. полностью заменить инфраструктурное оборудование с изготовленными за пределами материкового Китая чипами на отечественные аналоги. Главными пострадавшими при этом американские эксперты называют AMD и Intel, — то бишь речь идёт не о столько о маршрутизаторах и базовых станциях (которые и так уже довольно активно заменяются на внутрикитайские разработки), сколько о серверах в операторских дата-центрах.
Вычислительная нагрузка в ЦОДах провайдеров услуг довольно специфична — в том смысле, что не требует произведения сверхсложных вычислений за ограниченное время. А значит, замена современных серверов на их функциональные аналоги, укомплектованные «отстающими по производительности на несколько лет» (по уже процитированным словам Джины Раймондо) процессорами, не слишком заметно скажется на качестве услуг связи, — если скажется вообще. Ранее, напомним, Financial Times сообщала о столь же настоятельной рекомендации китайских властей компаниям с госучастием поскорее переходить на персональные компьютеры, построенные целиком и полностью на разработанных и произведённых в КНР комплектующих, включая процессорные чипы.
Минторг США не намерен, ясно дело, складывать оружие, — и продолжает расширять свой пресловутый перечень китайских компаний, подлежащих рестрикциям. В апреле, в частности, его пополнил материковый поставщик решений Sitonholy, давний партнёр Intel и NVIDIA, — не только продававший заказчикам в КНР серверы на базе «железа» этих американских ИТ-вендоров, но и оказывавший облачные услуги на территории Поднебесной. Вполне возможно, что партнёры из США пролоббируют выдачу им разрешений на работу с Sitonholy: в конце концов, включение в рестрикционный список подразумевает не полный запрет на торговлю, но серьёзное усложнение процедур за счёт оформления гораздо большего, чем прежде, количества разрешений и проведение дополнительных экспертиз.
Однако до окончания разбирательств взаимодействие с китайским партнёром для компаний из США в любом случае будет приостановлено — что, разумеется, станет уже для заказчиков Sitonholy серьёзным аргументом в пользу переключения на поставщиков ИТ-услуг, ориентированных на локальных чипмейкеров. Пусть пока их оборудование и отстаёт от заморского по производительности на несколько лет, — зато с гарантией доступно. Чем шире будут распространяться такие настроения в кругах китайских частных заказчиков, тем проще окажется находить инвестиции в дальнейшее развитие локальных микропроцессорных производств — от чего, без сомнения, в выигрыше окажется в том числе и российский ИТ-рынок.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News