24 мая 2024 г.
Риски ИИ существенно шире, чем известное «галлюцинирование», поэтому заслуживают пристального рассмотрения и детального понимания. Чего следует бояться корпоративным заказчикам во время бума ИИ?
Основной риск: опоздать к революции
Любые технологии бизнесу не актуальны «сами по себе», а нужны в составе цифровых инструментов, тут ИИ не является исключением. «Цифровые инструменты включены в цепочки создания стоимости». — напоминает Михаил Пеньковский, вице-президента по продажам и маркетингу в компании UserGate.
«Сочетание коммерции и ИТ — это ключ к успеху любой компании». — напоминает Вячеслав Николаев, президент МТС.
Отсутствие в компаниях современных инструментов, использующих возможности AI, приводит к отставанию в создании стоимостей, а это, в свою очередь, ведет как минимум, к упущенной выгоде, как максимум — к проигрышу в конкурентной борьбе.
Причем сказанное, как подчеркивает г-н Пеньковский, справедливо и для корпораций с федеральным охватом, и для мелких бизнесов, даже для отдельного салона красоты.
«Искусственный интеллект — технология для любого бизнеса». — подтверждает Александр Ведяхин, Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка. Упомянутый салон красоты, например, сегодня начнет проигрывать в конкурентной борьбе без простой, но действенной системы CRM, в умелых руках повышающей удовлетворенность и лояльность клиентов.
В условиях бума ИИ в «зоне риска» оказываются компании, которые своевременно не внедряют эти технологии в инструменты для решения бизнес-задач. Разумеется, инструменты бывают разными: одни для локальных текущих задач, другие — для процессов уровня business critical, третьи — для mission critical. Разными бывают и степени внедрения — один инструмент на уровне постановки задач, другой уже внедряют в очередной версии «N+1», усовершенствованной и дополненной. Стоит отметить, что ИИ пока даже на уровне business critical внедряют крайне осторожно — инструмент новый, не всегда понятно, например, как его тестировать и как оценивать связанные с ним риски — но компании-лидеры ведут соответствующие работы, хотя бы на стадии R&D.
Может ли лопнуть «пузырь ИИ»?
В сферу ИИ по всему миру стали вкладывать намного больше денег — прежде всего в людей, а также в «железо», на котором обучают всё более сложные ИИ-модели, отметил г-н Ведяхин, ожидаемый объём рынка «искусственного интеллекта» к 2030 году — свыше 2 трлн долл. Проблемы, вызванные быстрой и бурной динамикой любого нового направления, вполне могут привести к серьезным «болезням роста», в том числе, и к масштабным последствиям на бирже.
Многие аналитики отмечают, как мы уже упоминали, что акции компаний, занимающихся разработками в области Искусственного интеллекта, сегодня сильно переоценены, а компаний таких довольно много. Значительное количество инвесторов, достаточно быстро очаровавшихся перспективами новой технологии, могут столь же быстро разочароваться, не получив желаемых дивидендов. Быстрых дивидендов, заметим, в большинстве случаев ждать не стоит — технология, как мы отмечали, новая и поэтому в ряде случаев проблемная (напомним лишь о проблеме «галюцинирования», а ведь она не единственная). Для минимизации рисков при внедрении требует большого объема работ, как исследовательских, так и инженерных, на проведение которых нужны ресурсы и финансовые, и временные.
Разочаровавшиеся инвесторы вполне могут начать активное «сливать» акции компаний со специализацией на ИИ, что может спровоцировать биржевой кризис, сравнимый с «крахом доткомов». Напомним, что «крах доткомов» развивался по похожему сценарию — он настал после перегрева рынка ожиданиями, которые не воплотились достаточно быстро. В то время новые бизнес-схемы, формируемые в основе e-commerce, тоже нуждались в отработке, тестировании и развитии. У большинства дотком-компаний, большинство из которых были новыми и не обладали в должной мере даже базовыми компетенциями в бизнесе, развитие шло не так быстро, как хотелось инвесторам, что и привело к биржевому краху, создавшему долговременные и очень серьезные проблемы.
Прямые аналогии происходящего в сегменте ИИ с «крахом доткомов» проводить все же не следует. Во-первых, тогда революционные изменения происходили в бизнес-схемах, а сейчас — в одной из технологий, драйверящих ИТ и, как следствие, многие другие рынки. Во-вторых, игроки рынка стали существенно более зрелыми в плане как технологических, так и бизнес-компетенций. В-третьих, инвесторы, наблюдая ситуацию с развитием e-commerce после «краха доткомов», с высокой степенью вероятности проявят больше терпения.
«Крах доткомов» привел к серьезным проблемам на фондовой бирже, которые коснулись многих высокотехнологичных компаний. Результатом того «краха» стало падение биржи в течение почти полутора лет — марта 2000 по октябрь 2002 — вызвавшее общее уменьшение стоимости компаний на 5 трлн долл.
Что будет, если «пузырь» лопнет?
Предположим, что «пузырь ИИ» все же лопнул, к чему это приведет на рынке, к каким изменениям? Для отдельных компаний это может вызвать серьезнейшие проблемы — от банкротств до продажи бизнесов более успешным конкурентам и от уменьшения рыночной стоимости до сокращения энтузиазма со стороны заказчиков. Это, конечно, неприятно, однако даже такое развитие событий не остановит совершенствование ИИ-технологий и внедрение ИИ-инструментов, как два десятилетия тому назад крах «доткомов» не остановил развитие тренда на e-commerce.
Более того, для глобального направления e-commerce произошедший «крах доткомов» в ряде случаев пошел на пользу, так как заставил компании пересмотреть и оптимизировать отношение к созданию/применению/развитию новых инструментов, привел к необходимости действовать аккуратно и технично, выстраивая долгосрочные стратегии в зависимости от финансово-экономических реалий текущего момента.
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News