29 мая 2024 г.
Окончание, начало здесь
В российских условиях основные деньги, направляемые на развитие технологий — государственные, а биржевые механизмы не очень развиты. Поэтому на внутренний российский ИИ-сегмент потенциальные проблемы с внешним «пузырем» могут оказать только минимальное воздействие, но дефицит бюджета, вполне возможно, приведет к предсказуемой необходимости «резать косты» и в этом направлении. Однако технические и управленческие проблемы корпоративных заказчиков, связанные с бумом ИИ, одинаковы как за пределами рублевой зоны, так и внутри нее.
Инструменты еще непонятны, но стратегии уже нужны
Проникновение ИИ в корпоративную среду идет полным ходом. Наиболее выразительный пример — проникновение инструментов на основе Искусственного интеллекта в практики отдельных офисных сотрудников, темпы которого поражают воображение. Пользующиеся ИИ-инструментами сотрудники экономят получаса в день, по данным Work Trend Index, исследования корпорации Microsoft. Согласитесь, вряд ли эти работники откажутся от новых инструментов, даже если возникнут биржевые проблемы, упомянутые в первой части статьи.
Большинство офисных сотрудников — 75% — уже используют ИИ-инструменты на своих рабочих местах, по данным Microsoft. Процент пользователей, работающих в корпоративном сегменте с ИИ-инструментами, почти удвоен (!) за последние шесть месяцев.
Зная стоимость минуты рабочего времени в любой компании или в госструктуре, легко просчитать экономический эффект от применения ИИ. Стоит отметить, что с течением времени этот эффект будет только расти: инструменты становятся совершеннее, практики их применения — более развитыми, а стоимость минуты работы квалифицированного сотрудника — выше (хотя бы по причине растущего дефицита рабочих рук).
Но есть проблема: в большинстве случаев применение ИИ-инструментов на рабочих местах происходит по собственной инициативе работников: 78% опрошенных Microsoft ответили, что самостоятельно выбирают и внедряют ИИ-инструменты. Появился даже термин BYOAI (Bring Your Own AI), аналогичный BYOD. В принципе, тренд не новый — с проникновением ПК в корпоративную среду, которое происходило около 40 лет назад, история была аналогичной. Но корпоративная среда стала иной, что повлияло на требования к инструментам.
Кроме того, подчеркнем, что любой инструмент, применяемый в корпоративной среде, — и ИИ опять же не исключение — требует управляемости со стороны ИТ и контроля со стороны ИБ, а также должен быть вписан в общую культуру корпорации и, что особенно важно, в стратегии ее развития.
«Низовое» распространение готовых ИИ-инструментов, выбираемых сотрудниками для решения своих задач, не снижает общей остроты профильных проблем. Например, при активном внедрении ИИ-инструментов отдельными сотрудниками как быть с выявлением, развитием и масштабированием best practics? А как отслеживать возможные «галлюцинирования» в моделях, задействованных в работе десятков разных инструментов, используемых сотрудниками по собственной инициативе?
Вопросов, как видно, много, причем и на более высоких уровнях. Например, нужно ли создание языковых моделей, обученных на данных конкретной компании, что бывает оптимально для использования в ее бизнес-процессах? И как вообще быть с выработкой корпоративных стратегий по внедрению и использованию возможностей Искусственного интеллекта на горизонте
Ответы на эти вопросы каждой компании приходится искать самостоятельно, причем в условиях недостатка компетенций и дефицита специалистов. Помочь корпоративным заказчикам — как бизнесам, так и госкомпаниям — могут многопрофильные интеграторы, которые обладают широким спектром компетенций.
«Многие отечественные компании пока не понимают, как могут внедрить технологии ИИ в рабочие процессы для их оптимизации и автоматизации, и наша задача как провайдера сориентировать их и предложить оптимальные решения», — говорит Ирина Янова, руководитель направления по развитию продаж в ГК Softline.
Основная проблема в национальном ИИ — дефицит кадров
Профильных специалистов по ИИ только начинают готовить. Например, в магистратуре по направлению «Исследования и предпринимательство в искусственном интеллекте» на факультете компьютерных наук в ВШЭ, где начнется обучение специалистов, которые будут способны создавать инновационные продукты, используя передовые методы машинного и глубинного обучения.
«Преподавательский состав магистратуры будет состоять из ведущих специалистов факультета компьютерных наук ВШЭ и сотрудников МТС, — сказал Павел Воронин, первый вице-президент по технологиям МТС, выступая на конференции True Tech Day, которая прошла в мае. — Эксперты магистратуры поделятся реальными практическими кейсами в области ИИ, принципами работы моделей, расскажут о возможностях и нюансах их применения, укажут на риски, связанные с неправильной или некачественной обработкой данных».
Программа магистратуры МТС/ВШЭ будет включать большие языковые модели, генеративные нейросети, а также инструменты компьютерного зрения и распознавания естественного языка. Финансирование со стороны МТС полностью покрывает стоимость обучения, но начнется оно только в сентябре 2024 года. Есть и другие программы по обучению ИИ-специалистов в российских вузах, созданных как самими учебными заведениями, так и в сотрудничестве с техническими лидерами российского ИТ. Но и тут подготовка специалистов находится в начальной стадии.
Что дальше?
«Мы переходим в новую фазу реализации стратегии: нам нужно создавать продукты и технологии, которых раньше не было, — говорит Герман Греф, Президент Сбербанка. — Мы должны не просто идти в ногу со временем, а играть на опережение. Нашим фокусом становится ИИ, и наша технологическая база должна быть самой быстрой, самой гибкой, самой надежной».
Как видно, рабочих рук для развития национального ИИ будет не хватать еще долго, так как соответствующих задач много — и на их количество не повлияет даже возможный «крах пузыря»! — а специалисты с базовым образованием выйдут на рынок только спустя годы.
Следующий шаг в развитии Искусственного интеллекта — его выход в физический мир, о чем Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка, рассказал во время своей лекции «Новые горизонты с ИИ» в Волгоградском государственном техническом университете.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News