11 сентября 2024 г.
На форуме Kazan Digital Week заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов заявил, что 23 сентября будет дан старт движению беспилотных грузовиков на участке трассы М12 от ЦКАД до Казани. Водитель при этом будет находиться на пассажирском сиденье. Анна Смирнова, директор по технологиям ИИ компании К2Тех оценила сложность разработки решений для беспилотного транспорта и возможные эффекты от их применения.
В рамках реализации экспериментально-правовых режимов ведущие технические российские ВУЗы уже некоторое время назад приступили к разработке прототипов для беспилотного транспорта и ПО, которое является его «мозгами». Это сложная система, которую нужно долго обучать тренировать, чтобы обеспечить должный уровень надежности и безопасности при эксплуатации: оценивать погодные условия, уровень освещенности, дорожную обстановку, а также предиктивно анализировать возможность возникновения аварийной ситуации.
С одной стороны, риски использования беспилотного транспорта заключаются в отсутствии гарантии, что технология корректно и оперативно сработает в случае внештатной ситуации: внезапное появление животного на дороге или неадекватное поведения водителя за рулем движущегося автомобиля. Вопросы регулирования ответственности также пока не полностью разрешены. С другой стороны, применение беспилотных грузовых автомобилей при перевозке коммерческих грузов — это существенная оптимизация ресурсов на логистику: автомобиль не делает остановок в пути, выбирает самый удобный маршрут, надежно доставляет груз. Возможно, на начальном этапе могут быть созданы центры управления, которые мониторили бы дорожную ситуацию, отслеживали перемещение автомобилей и в ручном режиме помогали предотвращать возможные дорожные происшествия.
В целом, сейчас в открытом доступе довольно много готовых фреймворков и платформ, которые можно использовать для создания собственного ПО для беспилотного управления, например, дронами. Это скорее способ популяризации технологий. В случае же сложного ПО для грузовых автомобилей, где необходимо учитывать загрузку автомобилей, скорость, управляемость, ключевая задача — обеспечить безопасность движения, сохранность груза и исключить угрозу жизни и здоровью людей. Небольшим локальным компаниям едва ли под силу реализовать подобные решения, так как они требуют высокого уровня экспертности.
Источник: Пресс-служба компании К2Тех