17 марта 2025 г.
Использовать облачную инфраструктуру для сокращения нагрузки на локальные серверы — вполне разумный шаг, который решаются сделать год от года всё больше заказчиков. Но вот хранение данных в облаке — дело несколько иное; здесь «на чужом компьютере» оказывается чувствительная для данного конкретного бизнеса информация, причём нередко накопленная за годы или даже десятилетия. Тем не менее, это направление облачных сервисов тоже развивается — и практикующие его поставщики услуг уже готовы делиться с коллегами по ИТ-каналу секретами своего успеха.
Один из наиболее выдающихся примеров таких поставщиков услуг — калифорнийская компания Backblaze, которая специализируется на размещении данных клиентов в собственном облаке и обеспечении их защиты от взломов и утечек. Начиналась её история 17 лет назад с предоставления частным пользователям ПК облачного пространства для резервирования их файлов, — а к
Ключевых секретов успеха компании, по мнению её генерального директора, два. Первый, лежащий на поверхности, — умеренность ценовых предложений: если сравнивать с облачными гигантами вроде Amazon S3, Azure Blob или Google Cloud Storage, то клиенты Backblaze платят ежемесячно за хранение того же объёма данных и доступ к нему втрое, а то и впятеро меньше. Упоминание о доступе крайне важно: как правило, заказчики облачных сервисов хранения вынуждены дополнительно раскошеливаться ещё и за сам факт переноса их же информации с серверов поставщика к ним через Интернет, — по сути, брать на себя оплату своей доли исходящего трафика сервис-провайдера (egress fee).
Backblaze же предоставляет бесплатный исходящий трафик в объёме, втрое превышающем ёмкость размещённых в её облаке данных данного конкретного клиента, а если перенос производится на сервера её партнёров (Cloudflare, Fastly, Digital Ocean и других, где может размещаться вычислительная часть облачной ИТ-инфраструктуры заказчика), то исходящий трафик для клиента и вовсе ничего не стоит. И это не единственный способ сэкономить, — в результате заказчики, переносившие свою информацию на Backblaze с других облачных сервисов, включая крупнейшие глобальные, сокращали порой свои затраты на облачное хранение и на 80% от прежнего уровня.
Вторая, не менее важная, причина, по которой выбравшие именно этого поставщика услуг остаются с ним надолго, — универсальность предлагаемой архитектуры облачного хранилища. Учитывая, что при нынешнем разнообразии предложений для разных задач заказчику могут требоваться вычислительные ресурсы различных облаков, возможность однажды разместить свои данные у нейтрального провайдера и затем предоставлять к ним доступ необходимому в данном конкретном случае поставщику вычислительных услуг и оказывается удобной — и, опять-таки, обеспечивает немалую экономию: не только средств, но и усилий по налаживанию и координации соответствующих информационных потоков.
С практической точки зрения организации бизнеса по предоставлению услуг размещения данных в облаке и доступа к ним особенно интересны те замечания мистера Будмана, что относятся к самым ранним этапам работы компании. Изначально идея была простой: перенаправлять потоки данных от частных пользователей на сервера крупных провайдеров, — вроде Amazon S3. Но, учитывая, какую комиссию запрашивали такие провайдеры за свои услуги, этот подход был сразу же признан нежизнеспособным: клиентам в любом случае выходило бы дешевле размещать свою информацию в облаке Amazon напрямую.
Поэтому компания взялась проектировать собственный дата-центр, и для его оснащения начала изучать, какие серверы и СХД предлагают лидеры рынка — EMC, NetApp, Dell и т. п. Выяснилось, что эти глобальные вендоры ориентируются в основном на крупных партнёров, поскольку 1 Тбайт размещаемых на их системах клиентских данных обходился бы Backblaze примерно в 1 тыс. долл., а каждый дополнительный жёсткий диск, монтируемый в их фирменные СХД, — не менее чем в 100 долл. за 1 Тбайт. Создать в таких условиях ориентированный на частных пользователей сервис облачного хранения с хоть сколько-нибудь разумными сроками окупаемости не представлялось возможным, — и потому Будман с коллегами взялись самостоятельно не только собирать свои системы хранения, базируясь на открытой архитектуре, и комплектовать их доступными через прямые поставки от вендоров жёсткими дисками, но и создавать собственную операционную систему для обеспечения работы всего этого разношёрстного хозяйства.
Результат, как показывает нынешняя практика, оказался вполне успешным. Ещё в
В настоящее время облако для хранения данных Backblaze вмещает несколько Эбайт данных, обслуживает свыше полумиллиона платных клиентов (а есть и бесплатный тарифный план, — для совсем скромных нужд частных пользователей) и ежедневно обеспечивает доступ к сотням миллиардов файлов. В последние годы у компании появляется всё больше коллег-конкурентов, поскольку среди заказчиков из МСБ ширится приятие концепции «облака 2.0» — когда вместо того, чтобы ориентироваться на единственного универсального провайдера облачных услуг, так или иначе стремящегося замкнуть клиента в своей экосистеме, этот самый клиент стремится диверсифицировать поставщиков различных нужных ему облачных сервисов, в каждом случае подбирая оптимальное для себя предложение.
В наибольшей степени такой подход оправдывает себя в применении к модным нынче ИИ-сервисам, кастомизируемым под нужды каждого заказчика в отдельности. Чтобы получить максимальную отдачу от генеративной модели, её следует дотренировать (если не натренировать вовсе с нуля) на специфических данных конкретного клиента, — для чего эти данные, если модель сама по себе «крутится» в облаке, должны быть легко доступны. Нейтральный по отношению к вычислительным облакам подход Backblaze и её коллег в этом случае оптимален — и, кстати, отлично подходит для продвижения через партнёров в канале, на который компания в последнее время в немалой степени полагается. Возможно, и для российских создателей облачных СХД, а также для их канальных партнёров, этот опыт окажется небесполезным.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News