17 марта 2025 г.

Увеличить
Рис. 1. Ответы заказчиков на вопрос «Чего не хватает, чтобы предприятие обладало высоким уровнем цифровой зрелости?» Источник: Исследование РФРИТ и НАФИ
Увеличить
Рис. 2. Цели цифровой трансформации. Источник: Исследование РФРИТ и НАФИ
Увеличить
Рис. 3. Выгоды цифровизации. Источник: Исследование РФРИТ и НАФИ

Представители крупных промышленных предприятий рассказали, что ждут от цифровизации своих бизнесов и чего им не хватает, чтобы их предприятия обладали высоким уровнем цифровой зрелости.

В ходе состоявшегося 12 марта очного финала премии «Цифровые вершины 2025»* состоялась презентация исследования РФРИТ и НАФИ о целях, проблемах и достижениях цифровизации российского бизнеса и власти. В нем приняли участие 46 представителей** 22 крупных российских предприятий из разных отраслей: машиностроение, автомобилестроение, судостроение, авиационная промышленность, ОПК и т. д. Исполнительный директор Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова пояснила, что исследование проводилось с помощью полуформализованных цифровых анкет, которые создавались и обрабатывались с использованием российского ПО и распространялись среди представителей российских компаний.

Основные результаты исследования «Цифровая зрелость российских предприятий: методика измерения и первые результаты апробации» представлены на рис 1, 2 и 3. Из них видно, что среди участников основной целью цифровой трансформации чаще всего (в 45% случаев) является повышение операционной и экономической эффективности предприятий. Реже упоминались такие цели как «Повышение качества продукции и производственных процессов» (20%); «Для импортозамещения и адаптации к новым условиям» (15%); «Снижение затрат и рисков (10%). И совсем единичными были такие ответы как «Для увеличения объемов производства» (5%); «Ради выполнения контрактов и стратегических целей» ( 5%); С целью получения стратегического преимущества ( 5%).

Что касается выгод цифровизации, то среди участников исследования их «иерархия» выглядит так:

  • снижение издержек и оптимизация затрат (30%);
  • повышение производительности и операционной эффективности (25%);
  • сокращение сроков без ущерба качеству (20%);
  • поддержка управленческих решений и автоматизация (15%);
  • улучшение качества услуг, снижение негативных обращений (10%).

Участникам был задан и такой вопрос: «Чего не хватает, чтобы предприятие обладало высоким уровнем цифровой зрелости?» Из ответов выяснилось что источниками проблем, возникающих при цифровизации бизнесов являются не только «недостаток финансирования» (25% голосов) и «нехватка квалифицированных кадров (20%)», но и такие более «прозаические» вещи как «проблемы с ИТ-системами и технологиями» (20%); «трудности, связанные цифровизацией бизнес-процессов» (15%); «организационная культура и стратегия» (10%); «цифровая грамотность и компетенции сотрудников» (10%).

Комментируя итоги исследования, Людмила Спиридонова сказала: «Поддержка импортозамещения со стороны государства (льготы, субсидии и т. д.) дает предприятиям много стимулов для перехода на отечественное оборудование и ПО. Однако в текущем контексте активной работы по цифровизации российских предприятий очень актуален вопрос — а одинаково ли мы все понимаем, что значит цифровизация предприятия, цифровая зрелость предприятия. Что разные специалисты вкладывают в данное понятие? От этого зависит тот уровень внедрения цифровых технологий, который мы увидим через какое-то время. Также важно понимать, а какую ценность видят предприятия от внедрения информационных технологий, от этого напрямую зависит уровень их мотивации к внедрениям, и скорость самих изменений.

Основными признаками цифрового предприятия, по мнению участников нашего исследования, являются: автоматизация бизнес-процессов, использование цифровых данных для принятия решений, полная цифровизация ключевых процессов. И таким образом, мы получили определение „цифрового предприятия“ — это организация, где ключевые бизнес-процессы и данные полностью оцифрованы и управляются с помощью интегрированных информационных систем. Это позволяет эффективно управлять ресурсами, принимать обоснованные решения на основе аналитики и прогнозирования, минимизировать ручной ввод данных, обеспечивая бесперебойный поток информации. Большинство опрошенных нами компаний оценили уровень цифровой зрелости своих предприятий на три балла из пяти возможных, выбрав ответ „продвинутый“. Экономический эффект от внедрения информационных технологий большинство представителей российских предприятий оценивает положительно. Главным образом, этот эффект участники исследования описывали через снижение затрат, повышение эффективности и производительности, через улучшение качества работы и поддержку принятия решений на основе автоматизированных процессов».

* В этом году участниками одноименного конкурса, состоявшегося при поддержке РУССОФТ, стали почти 700 проектов из 44 регионов России и стран ЕАЭС.

**Топ-менеджеры и среднее звено управленцев, как правило, из ИТ-подразделений.

Источник: IT Channel News