24 марта 2025 г.

Развитие сегмента «облаков» постепенно переходит из технической плоскости в сферу бизнеса и финансов, а также историй для соответствия регуляторным требованиям. Основная механика экономии — возможность приобретать вычислительные сервисы «в рассрочку», освобождая часть денег заказчика для развития его основного бизнеса.

При широком взгляде на проблематику становится очевидно, что экономию от миграции в «облака» следует оценивать не только исходя из технических особенностей (но и тогда она составляет многие проценты), а добавляя финансово-экономические механизмы. Тогда становится видно, что выгода от применения «облаков» оказывается вполовину (!) и даже больше, чем при применении традиционных подходов к разворачиванию ИТ-инфраструктуры.

Что произошло в сегменте «облаков» за последнее время? Ключевые требования бизнеса к облачным решениям, такие как надежность, высокая доступность сервисов, качество предоставляемых сервисов безусловно остаются определяющими, уверен Алексей Макаркин, директор по продуктам DataSpace Cloud. Но они уже не единственные. Заказчики требуют от провайдеров новых инструментов, способных увеличить экономическую эффективность «облаков». И такие инструменты появляются.

FinOps: большая экономия на простых функциях

FinOps-решения клиентам сегодня предоставляют сами провайдеры, заботясь об оптимизации трат заказчиков. В этом нет ничего удивительного — между заказчиками (особенно крупными) и поставщиками «облачных» сервисов отношения все больше становятся партнерскими.

Эффективный FinOps не обязательно должен быть дорогими и сложным. Пример: инициатива «Инферит Облако», который предоставляет клиентам «прерываемые виртуальные машины». Принцип прост: машина работает сутки, после чего автоматически выключается. Нередко про виртуальные машины попросту забывают, и они продолжают работать «вхолостую», вынуждая заказчика платить за неиспользуемые сервисы, а провайдера — выделять мощности на ненужное. Применение прерываемых виртуальных машин позволяет уменьшить непроизводительные расходы ресурсов как клиента, так и самого провайдера. Такое простое решение оказывается выгодным: прерываемые виртуальные машины, как отмечает Сергей Андриевский, технический директор «Инферит Облако», позволяют существенно снизить затраты на инфраструктуру при сохранении высокой производительности. По заявлению провайдера, на отдельных кейсах использование прерываемых виртуальных машин может обеспечивать до 70% экономии трат заказчика.

В основном вопросы оптимизации затрат при потреблении «облачных» ресурсов по-прежнему лежат на заказчике. Провайдер представляет широкий спектр возможностей, но как они будут применены клиентами, во многом зависит от политик конкретного клиента. Например, Василий Колосов, технический директор Picvario, выступая на K2 Cloud Conf 2025, рассказал о кейсе, когда его компания, выбрав оптимальные для себя варианты из предоставляемых «облачным» провайдером разных уровней хранения данных — «холодный», «очень холодный» и т. д. — снизила на треть (!) затраты в этом сегменте.

Оптимизация в новых нишах

Провайдеры предлагают новые решения, сбалансированные под вычисления для различных бизнес-задач. Например, M1Cloud объявил о выводе на рынок IaaS для размещения высоконагруженных многопользовательских систем «1С», перенос в которые решений с on-prem-площадок позволит, по заявлению провайдера, значительно увеличить производительность за счет оптимизации обработки транзакций и снижения времени отклика. Высоконагруженные системы требуют специализированной архитектуры и настройки в зависимости от задач, что и было сделано провайдером для решений «1С», но может быть в определенных пределах масштабировано и на другие хайлоад-нагрузки.

«Заказчики могут легко адаптировать облачные ресурсы под свои потребности, настроить виртуальную инфраструктуру с учетом требований безопасности и отказоустойчивости», — заявляет Дмитрий Соловьёв, технический директор сервис-провайдера M1Cloud.

Заметим акцент на требованиях отказоустойчивости, для обеспечения которых хайлоад-решению нужны как соответствующая архитектура программно-аппаратной части, так и дежурная команда квалифицированных инженеров. Обеспечить требуемый SLA внутренними ресурсами можно, но это очень дорогая история, отметил Василий Колосов. Перенос инфраструктуры в «облако» позволит оптимизировать траты на ИТ как на вложениях в «железо», так и на оплате труда инженеров, причем в последнем случае экономия на фонде оплаты труда оказывается существенной и, что важно, ежемесячной.

Рассмотренное на примере хайлоада в общем случае справедливо для любых «облачных» сервисов. «Сервис-провайдер позволяет снизить затраты на собственную ИТ-команду, взяв на себя функции обслуживания „облачной“ ИТ-инфраструктуры», — говорит Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса M1Cloud.

Вместо заключения

Cloud-провайдеры становятся центрами компетенций, причем как технических, так и уже примененных в инструментах для бизнес-решений. Очевидно, что при таком подходе корпоративные заказчики получают возможность быстрее оптимизировать свою основную деятельность и служебные задачи. Например, «облачные» платформы начинают наполнять свои продуктовые портфели сервисами, позволяющими точечно применять технологии ИИ для решения бизнес-задач заказчиков, отмечает Алексей Макаркин.

Для повышения эффективности в продвижении технологических решений и «облачных» сервисов cloud-провайдеры начинают работать в сегменте интеграции. Большинство корпоративных заказчиков нуждаются не в «россыпи» отдельных сервисов от провайдера, а в созданном «под ключ» решении для конкретных бизнес-задач. Тренд на «облачную» интеграцию набирает обороты и, возможно, станет одним из событий этого года в российском ИТ.

Интегратора как отдельную структуру создал МТС Web Services. «Запуск облачного интегратора позволит нам закрыть все потребности клиентов, связанные с ИТ-системами: от первой консультации по возможности развития инфраструктуры клиента до полной миграции в облако и технической поддержки рабочих мест сотрудников организации», — говорит Игорь Зарубинский, вице-президент по развитию инфраструктуры МТС. Согласно планам, у нового интегратора будут четыре основных «центра компетенций»: инфраструктурный, направленный на внедрения бизнес-приложений, созданный для управления данными и ИИ, объединяющий профессиональные сервисы и ИТ-аутсорсинг.

Одна из важнейших задач бизнес-оптимизации, которые должны решать «облачные» интеграторы — минимизация рисков.

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News