25 марта 2025 г.
Специалисты Центра разработки игр российского ИТ-вуза провели исследование, в котором участвовали 100 представителей игровых студий и независимых разработчиков страны. Они рассказали о юридическом статусе своих компаний, размере команд, источниках финансирования, моделях монетизации и стратегиях продвижения.
Опрос показал, что 36% разработчиков игр в России работают как ИП или самозанятые. 34% не имеют юридического лица или находятся в процессе регистрации, 28% оформлены как ООО, и только 2% — как акционерные общества.
Владимир Ковтун, основатель NullFall и Gdpro.ru: «Юрлицо — это инструмент для масштабирования. Допустим, ваша игра начала приносить доход. Как делить деньги? На словах? Рано или поздно начнутся споры. ООО или ИП создают чёткие правила: доли прописаны, обязанности распределены. И да, это дисциплинирует: когда всё оформлено, команда серьёзнее относится к срокам».
Чуть больше половины из опрошенных игровых студий состоят из
Слава Грис, инди-разработчик, блогер, автор книг по инди-разработке: «Современные инструменты, вроде Unity или Unreal Engine, позволяют малым командам конкурировать с большими. Сейчас 99% работы, которую много лет назад выполнял штат программистов и дизайнеров, за вас сделает движок. Но ключевое преимущество маленьких команд — мобильность: вы можете за неделю поменять механики, которые большая студия будет согласовывать месяц».
84% студий используют собственные средства для разработки видеоигр. 21% опрошенных получают гранты и субсидии от государства. Всего 10% разработчиков привлекают частные инвестиции, а 4% — запускают краудфандинг — сбор денег на проекты через специальные интернет-площадки.
Константин Кондюков, CEO в Eudokia Games и директор по развитию фонда IndieGo Start, основатель сообщества IGRA, блогер, ментор, преподаватель в Школе разработки видеоигр ИТМО: «Государство начало выделять гранты, например, ИРИ и ПФКИ, но их недостаточно. Чтобы изменить баланс, нужно создавать венчурные фонды, специализирующиеся на играх. Пока же разработчики вынуждены полагаться на себя. И да, продажа квартир и кредиты — это реальность для многих».
77% студий создают видеоигры для платформы PC, 45% опрошенных — ориентируются на разработку для мобильных устройств iOS и Android. Самыми популярными моделями монетизации для отечественных игр остаются платные подписки и инструменты Free-to-Play с внутриигровыми покупками, а основными каналами продвижения российские студии считают публикацию рекламных постов в сообществах своих студий в VK и Telegram и сотрудничество со стримерами.
Олег Доброштан, независимый эксперт игровой индустрии, консультант по менеджменту игровых проектов: «Стримеры — это современные СМИ. Если ваша игра заинтересовала стримера — он будет делиться своими впечатлениями с аудиторией. Платформа ВКонтакте полезна для развития вашего комьюнити в стратегическом плане — начинайте работать с ним уже сегодня, даже если игра пока только-только в стадии планирования».
Большинство опрошенных студий ориентируются на Россию и страны с русскоязычным населением. Выход на китайский рынок остаётся сложным из-за необходимости адаптации игр под местные стандарты и культурные особенности и высокой конкуренции с местными крупными игроками индустрии.
Василий Скобелев, левел-дизайнер, автор крупнейшего блога по анализу игр: «Китайцы воспринимают наши игры как экзотику, но конкурировать с локальными гигантами вроде miHoYo (Genshin Impact) почти невозможно. Шанс есть у нишевых проектов, но без экспертизы и партнёров — это лотерея».
Исследование Центра разработки игр Университета Иннополис показало, что российская игровая индустрия находится на этапе активного развития, но сталкивается с вызовами. 61% разработчиков отмечает недостаток финансирования, 48% сталкиваются с трудностями в продвижении игр и 35% испытывают нехватку квалифицированных кадров.
В конце 2024 года в Университете Иннополис открылся Центр разработки игр, который занимается поддержкой игровых стартапов и развитием акселерационных проектов. Прошлым летом ИТ-вуз провёл всероссийскую лабораторию по разработке игр Game Open Lab с семидневным онлайн-геймджемом и очным финалом в Иннополисе: 500 участников, 160 проектов, 12 финалистов и 300 тысяч рублей призового фонда.
Источник: Пресс-служба Университета Иннополис