21 марта 2025 г.

Слухи о разработке десктопной версии SteamOS, всполошившие во второй половине марта глобальное геймерское сообщество, на первый взгляд имеют мало касательства к ситуации на российском рынке ПК: где игроки в PUBG: BATTLEGROUNDS или Dota 2, а где бюджетные заказчики реестровых системников или отечественные маркетплейсы, реализующие бытовые ноутбуки? Но на деле этот шаг, если он всё-таки будет сделан, способен инициировать тектонический сдвиг во всём мировом сегменте персональных компьютеров — и на российских реалиях непременно скажется тоже, пусть и в чуть более отдалённой перспективе.

На всякий случай напомним, что операционную систему SteamOS с ядром Linux ещё в 2013 г. начала разрабатывать компания Valve — та самая, стараниями которой поддерживается работа игровой платформы Steam с месячной аудиторией в 132 млн активных пользователей (на начало 2025 г.) и ежедневной — в 69 млн активных пользователей. Смысл такой платформы — в предоставлении множеству геймеров доступа к огромному спектру игр от самых разнообразных разработчиков и издателей через «единое окно».

Приобретённая посредством Steam игра привязывается к учётной записи пользователя — после чего тот волен поступать с ней как вздумается: установить на свой ПК, поиграть, стереть из-за потери интереса или рази высвобождения места, затем снова закачать (из облачного хранилища Steam) и развернуть — и всё это без возни с компакт-дисками, боязни потерять сохранённые прохождения, необходимостью где-то хранить уникальные ключи запуска. Издателям и разработчикам от сотрудничества со Steam также немало пользы — начиная с прямого доступа к активному сообществу геймеров: на платформе есть средства для общения и оценки игр, публикуются обзоры, объявляются распродажи и т. п.

Начиная с февраля 2022 г. Valve активно продвигает по всему миру свою собственную игровую консоль Steam Deck, что работает как раз под управлением SteamOS. Разумеется, подавляющее большинство представленных на платформе Steam игр написаны под Windows, так что изначальным предназначением этой портативной консоли было дать геймеру возможность поиграть не сидя перед ПК, а удобно развалясь где-нибудь на диване, — приставка просто перенаправляет по Wi-Fi на свой 7-дюймовый экран видеовывод с работающего компьютера, на котором игра запущена, и отсылает обратно управляющие команды, отдаваемые пользователем через джойстики и кнопки.

А вот теперь — крайне важный момент: уже год назад на Steam имелись тысячи игр, готовых непосредственно исполняться на самой консоли (а не ретранслироваться на неё с ПК). По сути, естественным ограничением для того, чтобы запускать на Steam Deck какие угодно игры, служат не самый мощный её процессор и отсутствие дискретной видеокарты: ведь ОС с ядром Linux уже неплохо умеют эмулировать Windows-окружение для созданных под эту операционку программ. Собственно, геймеры — энтузиасты Linux — не первый год совокупными усилиями, координируясь через форумы и чаты, заставляют работать под своей излюбленной ОС нравящиеся им игры (равно как и более серьёзное Windows-ПО), — просто для этого каждому новичку всякий раз приходится прикладывать изрядные усилия, причём не имея стопроцентной гарантии успеха.

Теперь, хочется верить, куда понятнее, почему слух о грядущем официальном релизе SteamOS для настольных компьютеров настолько значим. Чрезмерная перегруженность Windows 10, не говоря уже об 11-й версии, избыточными для пользователя службами и приложениями давно стала притчей во языцех, — не говоря уже о настойчивом намерении компании к контролю над персональными данными, доходящем до абсурда вроде настойчивого принуждения к регистрации учётной записи Microsoft просто для входа в систему Windows 11 на своём локальном ПК. Однако если компьютер приобретён именно для игр (и прочих домашних нужд, конечно, но для игр — в первую голову), простой и доступной альтернативы установке этой ОС для рядового пользователя попросту нет: мало кто рискнёт с нуля осваивать пугающий вошедшим в поговорки «красноглазием» мир Linux.

А вот после выхода SteamOS для ПК ситуация обещает измениться кардинально. Появится средство развернуть на мощном игровом компьютере, настольном либо мобильном, исходно ориентированную на запуск ресурсоёмких Windows-приложений операционную систему — с открытым кодом, бесплатную и с поддержкой со стороны солидного разработчика. Valve — частная компания (акции её не торгуются на бирже), и потому точная её стоимость неизвестна, однако ещё в конце 2023-го она оценивалась в 8 млрд долл. США. Учитывая многие десятки миллионов активных пользователей Steam, заметная доля которых наверняка подумывает о скором апгрейде своих ПК, можно ожидать, что хотя бы часть из них попробует приобрести компьютер без Windows, чтобы поставить на нём SteamOS.

И весьма велика вероятность, что результат им понравится — тем более, для домашнего применения неигровым Windows-приложениям бесплатных замен с открытым кодом предостаточно: LibreOffice вместо MS Office, Thunderbird вместо Outlook, GIMP вместо Photoshop и т. д. А значит, немало активных геймеров начнут привыкать к Linux как домашней операционке — и с куда большей охотой станут переходить на подобные же системы на своих рабочих местах, если такой вариант им будет предложен.

В России же — учитывая, что официально Microsoft к нам возвращаться пока не собирается, — всё больше пользователей как раз на работе вынужденно начинают привыкать к основанным на ядре Linux системам, дома продолжая по старой памяти эксплуатировать Windows. Причём в худшем случае — пиратскую; просто потому, что на досуге тянет поиграть, а доступной и понятной альтернативы нет. В недалёком же будущем, если слухи о пришествии SteamOS на ПК подтвердятся, таковая появится.

И с учётом того, что как раз Valve со Steam из России не уходила (да, есть некоторые сложности с оплатой игр, плюс ряд издателей уже по своей инициативе блокируют покупки на российские аккаунты, но это не позиция самой платформы как целого), Linux имеет все шансы стать ближе и роднее для множества отечественных геймеров. Соответственно, и общее приятие российских ОС с тем же самым программным ядром пойдёт бодрее, и ритейлерам станет проще продвигать ноутбуки и настольные игровые ПК с предустановленной SteamOS, полагаясь на репутацию знакомого едва ли не каждому геймеру бренда, — а сверх того, поскольку система бесплатна, это ещё и цены позволит несколько снизить по сравнению с Windows-вариантами те же компьютеров.

Словом, сплошные плюсы — если, опять-таки, слухи подтвердятся. Хорошо бы конечно, чтобы у отечественных разработчиков ОС нашлись время и ресурсы на интеграцию в свои системы той же самой функциональности, на которую делает ставку Valve, — поддержки созданных для Windows игр, включая наиболее ресурсоёмкие, «из коробки». Чтобы таким образом стимулировать интерес к своим операционкам у геймеров, а через них — и у более широких масс пользователей! Но, возможно, как раз предполагаемый глобальный успех SteamOS в качестве игровой системы их на это и подвигнет, пусть и с некоторым запозданием.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News