3 апреля 2012 г.
Российский разработчик программного обеспечения в области САПР компания АСКОН подвела итоги 2011 года.По словам генерального директора Максима Богданова, выручка компании составила 707 млн. руб. Он считает, что отрасль постепенно выходит на докризисные показатели и, если в 2010 году рост носил в основном восстановительный характер, то 2011-й стал для АСКОН уже годом роста показателей.
В прошлом году компания заключила контракты с рядом крупных заказчиков, в числе которых: корпорация «Росатом», концерн «Морское подводное оружие – Гидроприбор», ЦКБ ТМ, «Газпром Трансгаз Югорск», концерн «Океанприбор» и ряд других. Общее количество корпоративных заказчиков достигло 7 тыс.
По словам Богданова, со своими задачами справились оба основных канала распространения. Собственная сбытовая сеть обеспечила 71% выручки компании, а партнерский канал – 29%.
Что касается структуры сбыта по отраслям, то основной рост был отмечен в машиностроении. При этом, отметил Максим Богданов, наблюдается снижение закупок в такой важной подотрасли, как «Производство машин и оборудования». Положительным моментом можно считать возврат к докризисному уровню закупки конструкторскими бюро, также отмечено увеличение сбыта в металлургии – на 69,5 %.
По словам представителей компании, рост рынка и повышение интереса к продукции АСКОН во многом связаны с изменением парадигмы в машиностроительном проектировании – сегодня уже на начальных этапах работы проект строится в 3D. Поэтому крайне востребованными становятся полнофункциональные 3D-инструменты, такие, например, как система КОМПАС-3D.
Значительную часть выручки компании составила продажа пакетов обновлений, что, по мнению руководства АСКОН, говорит «о высокой лояльности потребителей и удовлетворенности качеством поставляемых программ и их сопровождением».
В 2011 году произошли и другие важные для компании (да и для рынка САПР в целом) события.
По оценке специалистов компании, сформировался рынок домашнего проектирования. Причем пользователи, занимающиеся таким проектированием в некоммерческих целях, предъявляют достаточно высокие требования к продуктам, которые они используют для своего хобби. Максим Богданов привел в качестве примера авиамоделирование, где детализация и точность чертежей сопоставима с промышленными аналогами.
В связи с этим компания АСКОН вышла на рынок «коробочного» софта для частных пользователей. Коробочные версии существуют и для корпоративных пользователей, но их стоимость составляет 93 тыс. руб. , тогда как полнофункциональная система трехмерного моделирования «КОМПАС-3D Home» стоит 1490 рублей. Единственное ограничение этой программы: ее нельзя использовать в коммерческих целях. Совместно с компанией «1С: Дистрибуция» запущен проект розничных продаж пакета КОМПАС-3D Home. На данный момент Максим Богданов считает проект перспективным и успешным, поскольку в его задачи входят не только непосредственно продажи, но и повышение узнаваемости бренда на новом рынке.
Второе значительное событие – выход АСКОН на международный рынок и открытие офиса в Германии. Находится офис в Мюнхене, столице Баварии – наиболее промышленно развитом регионе Германии. Основными его задачами на данный момент является поддержка локальных клиентов и партнеров в Германии, Австрии и Швейцарии.
В целом АСКОН достаточно сдержанно оценивает перспективы развития рынка САПР в России. Специалисты компании видят стагнацию во многих отраслях и связывают это с ограниченным внутренним спросом на продукцию отечественного машиностроения и отстутствием крупных государственных программ в этой отрасли. В развитие вкладываю деньги предприятия, обладающие собственными ресурсами (а таких немного), либо получающие госзаказ.
В связи с этим АСКОН планирует двигаться на смежные рынки, например, поставлять программное обеспечение для управления производством. В первую очередь это предложение рассчитано на уже существующих клиентов, хорошо знающих продукты АСКОН.
Компания продолжит инвестировать в развитие собственных продуктов, маркетинг, персонал и развитие внутренней структуры.
Правда, от части проектов, которые не вышли на запланированные результаты, компания отказалась. Так был закрыт проект облачного сервиса cloud4business.com, осуществлявшийся совместно с компанией Cloud4Business. В рамках этого проекта клиентам предоставлялся доступ к инструментам САПР из «облака» по модели SaaS. За время работы сервиса им воспользовалось более 1,5 тыс. человек, однако он так и не окупился. По словам руководителя перспективных проектов Департамента маркетинга ГК АСКОН Олега Зыкова, это связано с целым рядом причин.
Главных из них две. «Если говорить о публичных облаках, то нам не удалось преодолеть паническую боязнь клиентов отдавать свои данные на сторону. Многие компании, не связанные условиями госконтракта, пока считают, что данные в облаках — это угроза их безопасности. По нашему мнению, это миф. Провайдер будет беречь данные клиента с большим усердием, чем собственная ИТ-служба. Вторая проблема связана уже со спецификой деятельности АСКОН: публичное облако идеально для предприятий малого и среднего бизнеса, а в российском машиностроении, с которым мы, в основном, работаем, таких очень мало. Именно малые, инновационные предприятия восприимчивы к новым технологиям, позволяющим экономить деньги, ресурсы и работать мобильно из любого места с любого устройства».
Несмотря на то, что проект был закрыт, в целом компания оценивает его итоги как достаточно успешные. «Получив хороший опыт, мы продолжаем работы над своими облачными решениями, которые будут уже другими, отражающими реалии и востребованными на быстро меняющемся рынке», - говорит Олег Зыков.
Источник: Максим Макаренков, CRN/RE