18 марта 2014 г.

Увеличить
Ксения Буренина
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
«Корпоративная культура - это набор допущений, убеждений, ценностей и норм, которые разделяются всеми членами организации» (Д.Ньюстром, К.Дэвис).

Какой должна быть корпоративная культура? Едва ли на этот вопрос можно  дать однозначный ответ. Многие компании выводят свои «формулы успеха», позволяющие выстраивать корпоративный бренд. Разумеется, наибольший интерес представляют те из них, чьи «рецепты» действительно работают, то есть те коллективы, где царит атмосфера эффективной работы, сильно командное чувство плеча, а сотрудники с удовольствием советуют свою компанию друзьям и близким как надежного и достойного работодателя.

Наверняка и среди ваших знакомых есть счастливцы, работающие в подобных коллективах. Глядя, как горят их глаза, когда они рассказывают о своей компании, невольно заражаешься энтузиазмом: может правда существуют такие компании и мне посчастливится работать в одной из них, а если ты HR,  то невольно задумаешься вот о чем - может и я смогу сделать также, повторить успех, только дайте мне рецепты, советы, работающие инструменты.

Да, надо искать, пытаться перенимать  сильные стороны корпоративных брендов, но только обязательно переработать, перенести на  свою почву.

Считаю, что я как раз из числа тех самых счастливцев, о которых шла речь выше. Мне повезло работать с искренними и креативными коллегами и руководством. Искренность – одна из составляющих корпоративной культуры нашего коллектива. Наша компания действительно открыта любым внешним контактам, а мне как сотруднику отдела персонала руководство ставит задачу делать все возможное и невозможное, чтобы коммуникации  с брендом приносили пользу,  были интересны. Причем эта нацеленность распространяется и на потенциальных соискателей, и на существующий коллектив и на партнеров всех видов и мастей - от обучающих организаций  до клубов и сообществ кадровиков и hr-специалистов.

Сразу хочется отметить, что для нас  корпоративная культура - это не строгий дресс-код или скучноватые тимбилдинги. Это не дань моде, а образ жизни и работы, многократно доказывавший свою эффективность. Поэтому тех, кому обычно становится скучно от самого словосочетания «корпоративная культура», хочу заверить: у нас скучно не бывает!

Мы вывели свое определение корпоративной культуры. Это комфортная атмосфера, когда каждый сотрудник приходит на работу в отличном настроении, в предвкушении очередного  рабочего дня и решения новых интересных задач. Мы убеждены, что сам процесс работы должен (и может!) вызывать положительные эмоции.

Звучит красиво, никто не спорит. Но как этого добиться?

Многие скажут, ну одно дело, когда компания состоит из 10-30 человек, и совсем другое, когда ее штат превышает  200 сотрудников. И будут абсолютно правы.  В построении корпоративной культуры большой компании свои особенности. На своем примере мы поняли: чем больше коллектив, тем сложнее людям общаться между собой (вне одного отдела), сложнее поддерживать отношения во внерабочее время. В большом коллективе сложнее вовлечь сотрудников в какие-то совместные мероприятия, убедить, что все мы движемся к единой цели.

Таких компаний много,  штат которых растет вместе с бизнесом. И я уверена, многие HR задумываются над тем, как сохранять  целостность коллектива? Как сделать так, чтобы слова о корпоративной культуре не превратились в лозунг и ничего бы не означали  на деле?

…А кому это нужно?
Действительно, для начала давайте ответим на вопрос: кому это нужно. Руководству и отделу персонала? Да, разумеется. Ведь корпоративный дух позволяет сплотить коллектив едиными ценностями и стимулирует двигаться в едином направлении. Но не только им! Опыт показывает, что корпоративная культура нужна каждому сотруднику. Это та самая соединительная ткань, которая помогает всему «организму» коллектива жить и развиваться гармонично.

Мы много работаем над тем, чтобы наша корпоративная культура воспринималась не как «обязаловка», чтобы сотрудники гордились  компанией, в которой они работают. Корпоративная культура – вот то, почему наши сотрудники рекомендуют «СофтБаланс» своим друзьям и близким, ищущим работу.

Это праздник какой-то!

Мы, в «СофтБалансе» любим праздники и умеем их отмечать. Причем  не только Новый год, 8 марта и 23 февраля. Мы придумываем и изобретаем свои собственные праздники и виды активности. Мы отмечаем Масленицу, День семьи, День плюшки, в День защиты детей организуем детский праздник, отмечаем дни рождения наших сотрудников, проводим игры и совместные выезды (на природу, на рыбалку, в спа-отели). Любимейшим праздником остается День рождения компании  2 декабря. Кстати, в прошлом году нам исполнилось уже 20 лет!

Но этим же надо кому-то заниматься!..

Для проведения праздников и любых корпоративных мероприятий у нас не принято нанимать организаторов «со стороны». Конечно, за многие годы существования «СофтБаланса» было  и такое, но мы быстро отказались от приглашенных ведущих. Впечатления от подобных праздников «на аутсорсе» быстро блекли, стирались, оставалось мало воспоминаний и позитива. Конечно, мы не сразу нашли свою  форму корпоративной культуры. Как и все, мы «обжигались», пробовали разные варианты и отказывались от того, что не соответствовало нашей концепции и нашему взгляду на отношения внутри коллектива.

Сегодня у нас каждый сотрудник может принять активное участие в мероприятиях еще на стадии подготовки, проявить свои организаторские или творческие способности (от генерации идей до организации и реализации). Интересно, что в первых рядах занятых в подготовке любых мероприятий  всегда находится президент компании Владимир Каменецкий.

Совместная подготовка таких мероприятий позволяет задействовать мощный творческий потенциал сотрудников: они сами пишут сценарии, снимают видеоролики, сочиняют и исполняют песни, ставят танцы. Благодаря их  инициативе у нас всегда есть что вспомнить, это сплачивает, дает силы для  будущих свершений, возникают общие воспоминания, переходящие в легенды, которые передаются из уст в уста от старожилов новичкам.

Наши инициативные группы собирают сотрудников из разных отделов. По сути, к организации праздников мы подходим как к отдельному проекту. Важно, что творческие задачи вместе решают и «старые», и новые сотрудники. Это действительно здорово, потому что первые хорошо помнят то, что уже было и помогают  избежать повторения, а вторые вносят свежие идеи.

Вот совсем свежий пример того,  как у нас появляются  объединения сотрудников по интересам. Это чирлидинг. В марте 2013  г. когда команда софтбалансовцев-мужчин заявила об участии в футбольном чемпионате, девушки вызвались поддержать их прямо на поле, разучив и представив зажигательную хореографическую зарисовку в стиле чирлидинг-движения. Прямо скажем, выступление и особенно общая  нацеленность на результат оказали мощный эффект! До сих пор все сотрудники с удовольствием вспоминают эту игру.

Самим  команде чирлидеров это так понравилось, что теперь, когда наши сотрудники  принимают участие в различных  спортивных соревнованиях, команда хореографической поддержки всегда поддерживает их.

С супругом работать… хорошо и эффективно! Разрушая стереотипы

Есть еще один тонкий, но очень важный момент, который надо вовремя заметить и принять во внимание. С ростом и развитием компании взрослеет и основной «костяк» сотрудников.
Не секрет, что сегодня у нас большинство членов коллектива – замужние и женатые (причем многие супружеские пары «родились» именно в «СофтБалансе»), с детьми. Соответственно, некоторые ценности изменились, в связи с чем  в корпоративную жизнь были внесены коррективы. Компания обязана реагировать на  изменения интересов и ценностей сотрудников, следить за этим  и в своих активностях ориентироваться на человека.

Существует стереотип, что работать бок о бок с супругом или супругой «некомильфо»,  но наш опыт доказывает обратное: это не только удобно, но и эффективно. А заодно дает уверенность в завтрашнем дне, ощущение большей стабильности. А это, согласитесь, способствует сплачиванию не только коллектива, но и отдельно взятой ячейки общества.

«Приказа не поступало»

Нужно отметить, что при подготовке мероприятий никогда и никого не заставляют  участвовать во всех видах корпоративной активности; все это – дело добровольное.

Нас 250 человек, но структура компании горизонтальная (есть сотрудники и руководители отделов). Хочется отметить: в том, что касается проведения корпоративных мероприятий,  нет никакого «эффекта приказа» (когда начальство дает указание и оно распространяется «вниз» по служебной лестнице). У нас все добровольно; каждый принимает решение сам, нужно ли ему это и интересно ли. Как правило, все решают  - да, нужно! Еще бы, ведь так работать намного интересней, а быть участником всегда веселее, чем просто зрителем.

Вот почему для нашей компании так важна корпоративная культура: у нас нет «иерархической лестницы», по которой сотрудник может «взбираться» многие годы. А корпоративный дух как раз становится  тем важным звеном, которое скрепляет коллектив и личность. Именно поэтому мы стараемся, чтобы человеку было интересно не просто работать (конечно, удовлетворение материальных потребностей важная составляющая), но и жить и общаться. Чтобы у нас и с нами он мог развиваться не только профессионально, но и социально и культурно, расширять кругозор, узнавать  о новых местах отдыха, новых играх, осваивать их. Здорово, если в случае возникновения бытового вопроса или какой-то идеи  коллега знает, что с вероятностью 99,9%  он найдет отклик и помощь  у себя в коллективе.

Все это мотивирует сотрудника на стабильную  работу, делает его лояльным к компании.
Именно поэтому корпоративная культура является одной из целей ее деятельности. А также важным конкурентным преимуществом.

Подведем итоги. Ради чего все это?

Всевозможные мероприятия и виды корпоративной активности проводятся ради того, чтобы сотрудникам чувствовали себя  комфортно в коллективе. Чтобы они с удовольствием шли на работу и встречали новый трудовой день улыбками. Чтобы не было скучно, чтобы хотелось обсуждать с коллегами не только профессиональные, но и нерабочие темы; играть вместе с ними в настольные игры или «кикер» и т.д. Словом, не считать часы до конца рабочего дня!

Мы делаем все возможное, чтобы для наших сотрудников работа была не просто исполнением обязанностей, не ограничивалась бы выполнением  трудовых инструкций, а стала образом жизни и источником энергии. Ведь недаром уже много лет лозунг нашей компании звучит так:  «Превращаем работу в удовольствие»!

Источник: Ксения Буренина, менеджер по развитию персонала группы компаний «СофтБаланс»