Это наконец свершилось. HP разделилась на две компании — HP Inc., которая будет работать на рынке клиентских устройств, главным образом средств персональных вычислений и печати, и HP Enterprise, ориентированную на инфраструктурные корпоративные решения, ПО и услуги.
Событие было ожидаемым. О возможности и целесообразности чего-то подобного аналитики говорили еще несколько лет назад.
В августе-сентябре 2011 г. руководство Hewlett-Packard — тогда пост главного управляющего занимал Лео Апотекер, казалось, было уже готово принять решение о «расщеплении». Споры касались судьбы подразделения Personal Systems Group (PSG). По словам Тодда Брэдли, в то время исполнительного вице-президента PSG, решение о ее будущем — выделить в самостоятельную компанию или продать — должны были принять до конца года, причем более вероятным считался первый вариант.
Но жизнь распорядилась иначе — 22 сентября 2011 г. Лео Апотекер был смещен с поста главы НР и главным управляющим назначена Мег Уитман.
Спустя месяц компания сообщила: PSG остается в составе НР. Комментируя это решение, Мег Уитман тогда заявила: «Отделив PSG, мы потеряли бы стратегические и финансовые преимущества, которых достигли за многие годы, — такие как консолидация, касающаяся зданий и земельных территорий, финансов, кадровых ресурсов и ИТ». Она отметила также значительный вклад PSG в цепочку поставок НР, в уровень цен на компоненты, в каналы дистрибуции и весь портфель решений.
Новый раунд дискуссий о разделении компании начался в руководстве НР весной 2014 г., а в октябре того же года Уитман официально объявила: НР будет разделена на две компании. По ее словам, такое решение никоим образом не было только ее собственным, которое она «продавила», это стало итогом долгих обсуждений. И Мег Уитман, и другие высшие руководители НР неоднократно заявляли, что разделение НР откроет новые горизонты для обеих компаний и благотворно скажется на отношениях с партнерами и клиентами.
HP постаралась сделать разделение на HP Еnterprise и HP Inc. максимально гладким и безболезненным для клиентов и партнеров. Как утверждают в НР, переходный период начался практически с момента объявления о реформировании и продолжался менее года.
Основная часть необходимых процедур была завершена к 1 августа, когда произошло размежевание на операционном уровне, разделение на глобальном корпоративном уровне состоялось 1 ноября, поясняет Патрик Эдлунд, PR-менеджер компании HP Enterprise EMEA.
Что же представляют собой «половинки» НР, отныне самостоятельные?
HP Inc.
Компания HP Inc. сохранит действующий логотип HP, продолжит выпуск компьютеров, принтеров и других клиентских устройств, а также будет работать в ряде смежных областей (в частности, речь идет о копировальной технике, графической печати и мобильных технологиях для бизнеса), а также на ключевых вертикальных рынках. Компания планирует активно развиваться в инновационных нишах, таких как 3D-печать и дополненная реальность, помогая «перекинуть мосты» между физическим и виртуальным мирами.
Оборот HP Inc. составляет около 55 млрд. долл., численность персонала почти 50 тыс. человек. Президентом и главным управляющим компании назначен Дион Уайслер, ранее занимавший пост исполнительного вице-президента подразделения HP Printing and Personal Systems (PPS), Мег Уитман стала председателем совета директоров HP Inc. без исполнительных полномочий. В России компанию HP Inc. возглавляет Алексей Воронков (ранее вице-президент, генеральный менеджер PPS в «НР Россия»).
«Наше преимущество — это сочетание духа стартапа с глубочайшей технологической экспертизой и солидной репутацией компании из Fortune 100», — говорит Дион Уайслер.
По его словам, HP Inc. делает крупные инвестиции в инновационные решения, которые позволят ей идти по пути успеха в течение последующих 20–30 лет. В частности, можно упомянуть вложения в технологию 3D-печати Multi Jet Fusion, причем в этой области HP Inc. нацеливается на коммерческий сегмент и уже в 2016 г. намерена предложить рынку вдесятеро большую скорость 3D-печати с более высоким уровнем качества и надежности изделий.
«Шумиха — это вещь, присущая потребительской сфере, — говорит Уайслер. — А формирование рынка происходит в коммерческом сегменте». В конечном счете рынок 3D-печати будет большим настолько, насколько его сумеет сделать таким HP Inc., — считает он и уточняет: — Это дорога длиной не в один и не в два года. Это займет 10–20 лет. Технология поистине революционна«.
Вступившая в силу 1 ноября партнерская программа HP Partner First компании HP Inc. во многом базируется на программе НР PartnerOne, но содержит и ряд важных отличий.
Среди них новый Alliance Track для независимых поставщиков ПО (ISV) и системных интеграторов, продвигающих на вертикальные рынки новые технологии HP Inc. — вычислительную платформу Sprout Immersive или пока ожидаемую платформу 3D-печати. Вводится также новый Value Track, призванный стимулировать развитие бизнеса в сфере услуг управления печатью, мобильных услуг и других предложений в русле ИТ-как-услуга.
В рамках HP Inc. создано новое подразделение Services and Solutions Group, имеющее целью продвижение в канале сбыта различных решений такого рода.
Бизнес-модель ИТ-как-услуги дает возможность СМБ-заказчикам «вручную» регулировать свои вычислительные потребности. Например, услуги управления печатью уже стали быстро растущим бизнесом, утверждает Дион Уайслер, а теперь «мы делаем то же с ПК и с мобильными устройствами». По его словам, модель ИТ-как-услуга быстро набирает обороты даже на некоторых развивающихся рынках, например в Бразилии, где контрактные поставки ИТ-как-услуги доходят до 80% всех продаж.
По словам Сергея Сидоренкова, руководителя отдела по работе с коммерческими партнерами HP Inc. в России, переход к программе Partner First будет максимально плавным и комфортным. Все участники программы Partner One, подтвердившие свой статус в течение 2015 г., автоматически сохранили его и в новой программе. Компании, желающие стать партнером в 2016 г., могут заполнить партнерскую форму на портале HP Inc. и автоматически получить статус Business Partner в рамках Partner First.
Основное и самое принципиальное отличие Partner First от Partner One, считает он, заключается в том, что в новой программе партнер может сам выбирать то направление, в котором будет продвигаться по линейке статусов от Business Partner до Platinum Partner (наименования уровней партнерства остались без изменения), — персональные устройства, устройства печати или расходные материалы. Более того, теперь партнер имеет возможность развиваться одновременно в нескольких направлениях. При этом его статусом будет считаться максимальный из статусов, полученных по отдельным направлениям.
HP Enterprise
Компания HP Enterprise займется инфраструктурным бизнесом, разработкой ПО, а также предоставлением услуг. Годовой оборот компании 53 млрд. долл. Президентом и главным управляющим HP Enterprise остается Мег Уитман. В России компанию возглавляет вице-президент HP Enterprise и генеральный директор Александр Микоян, взаимодействием с каналом сбыта руководит Федор Жук, директор департамента по работе с партнерами и заказчиками СМБ.
HP Enterprise нацелена на четыре ключевые области, которые, по мнению компании, необходимы для обеспечения трансформации и роста бизнеса в будущем и представляют собой (согласно оценкам сторонних экспертов) потенциальный рынок с совокупным объемом более 1 трлн. долл.
Речь идет о таких областях, как инфраструктура по требованию, включающая традиционную ИТ-среду и среды частного, управляемого и общедоступного облака; защита цифровых активов организаций; формирование организаций, управляемых потоком данных; создание эффективных рабочих пространств на основе мобильных и других передовых сетевых технологий.
По словам Мег Уитман, HP Enterprise намерена использовать имеющиеся у нее наличные средства (около 6 млрд. долл.) для приобретения ряда специализированных компаний, стремясь при этом к «идеальным покупкам», аналогичным недавнему приобретению за 3 млрд. долл. компании Aruba Networks. По мнению аналитиков, это такая сделка, которая может помочь HP Еnterprise отобрать долю рынка беспроводного сетевого оборудования у Cisco Systems.
«У нас есть преимущество перед IBM, перед Dell, перед многими другими конкурентами, потому что мы находимся в самом центре мировых инноваций», — утверждает Уитман.
В то же время в сентябре этого года HP объявила о намерении сократить на 25–30 тыс. человек численность персонала, связанного с корпоративным бизнесом компании, что соответствует примерно 10% штата HP Enterprise.
С 1 ноября в HP Enterprise начала действовать новая партнерская программа Partner Ready. Она упраздняет существующую, привычную для отрасли модель сертификации, опирающуюся на отдельные виды продуктов, заменяя ее единой сертификацией продажи услуг. Кроме того, HP Enterprise разрешает партнерам формировать и предоставлять новаторские услуги консалтинга на основе своей (вендора) проверенной методологии, к которой раньше партнеры не имели доступа.
В Partner Ready, как отмечает Патрик Эдлунд, сохраняются основные формы участия и бонусы (финансовые и нефинансовые), которые ранее использовались в PartnerOne, но добавляются меры поддержки партнеров, связанные с ростом прибыльности их бизнеса, повышением генерации спроса и др. Существующие партнеры НР переходят в Partner Ready автоматически с сохранением имеющихся статусов, новые участники программы могут присоединиться к ней в соответствии с принятыми критериями сертификации.
Российские партнеры о разделении HP
Крупнейшие российские партнеры НР, опрошенные CRN/RE, в целом с одобрением относятся к ее разделению.
«Минусов в этом мы не видим. Напротив, положительно оцениваем изменения, которые происходят в HP, — говорит Андрей Тищенко, заместитель директора департамента вычислительных систем компании КРОК. — Планы по разделению были озвучены еще прошлой осенью. А сейчас, спустя год, мы можем смело говорить, что HP Inc. и HP Enterprise стали более целенаправленно подходить к решению своих задач. Это определенно идет на благо заказчиков».
«Разделение HP имеет внятную бизнес-подоплеку и показывает, что компания хочет укрепить позиции в сегменте персональных систем. Для этого нужна операционная независимость от B2B-бизнеса, — считает Ольга Тырновская, вице-президент группы „Астерос“ по координации работы с вендорами. — Уверена, что принятые руководством HP решения будут способствовать росту конкурентоспособности вендора, появлению новых инновационных продуктов, гибких моделей оказания услуг и развитию партнерских отношений». Но процесс адаптации компаний к новым организационным структурам и процессам определенно потребует времени, и это минус.
Что касается стратегического партнерства с вендором, то она не ожидает резких перемен, так как для «Астерос» направление персональных систем сейчас не является приоритетным. Возможно, процесс разделения прибавит операционной работы, но это не окажет влияния на бизнес интегратора.
Судя по публикациям в CRN/США, многие американские партнеры с энтузиазмом восприняли разделение НР и рассчитывают на то, что благодаря этому произойдет чуть ли не автоматическое увеличение их суммарных продаж. Но в России вряд ли это случится.
«Наши рынки очень разные. Пока я не вижу причин для автоматического роста доли HP Enterprise после разделения», — говорит Дмитрий Бакай, замдиректора департамента Servers &PCs компании OCS Distribution.
Не совсем понятно, каким образом разделение компании может увеличить продажи в условиях сужения российского сегмента ИТ-рынка, задается вопросом и Ольга Тырновская, но, возможно, это будет актуально для отдельных сегментов (например, систем хранения, телеком-оборудования, облачных решений). Также драйвером увеличения суммарных продаж могут стать специальные ценовые условия, обеспечивающие серьезные преимущества перед другими вендорами, и привлекательные условия партнерских программ, нацеленные на максимальное стимулирование продаж.
По мнению работающих в России аналитиков IDC, говорит Роберт Фариш, вице-президент, глава представительства IDC в России и СНГ, пока нет указаний на то, что разделение НР как-то — положительно или отрицательно — повлияет на закупки продуктов НР ее партнерами в канале сбыта.
Организационные пертурбации у вендора, тем более происходящие в IV квартале, самом «горячем» на ИТ-рынке, как правило, не стимулируют бизнес, в связи с этим возникали опасения, что трансформация НР будет мешать ей и ее партнерам по бизнесу.
«Думаю, этого не случится», — говорит Дмитрий Бакай. НР давно начала подготовку к реформированию и все необходимые процедуры, связанные с делением общего бэк-офиса, уже проведены.
Сходное мнение у Андрея Тищенко: серьезных изменений, затронувших процедуры и штат сотрудников компании, не произошло, плановое перезаключение действующих контрактов на другое юридическое лицо прошло гладко.
В новых условиях самое главное для компаний HP Enterprise и HP Inc. — отладить партнерскую политику, считает Дмитрий Бакай. Почти все партнеры OCS Distribution уже в курсе произошедшего, отмечает он, и многие переживают из-за своих статусов: раньше был общий (с небольшими нюансами по «печатке»), а сейчас на каждый вид оборудования будет свой таргет.