Корпорация Canon, как известно, названа в честь буддийской богини милосердия Каннон (Kwanon). Что ж, можно сказать, что свое название компания вполне оправдывает — на фоне рассказов о глобальном потеплении, тревожных перспективах мирового голода, ГМО и прочих «прогнозов»-ужастиков инженеры и разработчики Canon предлагают совсем другое будущее. Более милосердное к людям.
Раз в пять лет компания проводит всемирную выставку в четырех городах — центрах бизнес-регионов корпорации. Обычно первая Canon EXPO проходит в Нью-Йорке, вторая — в Париже, затем в Шанхае и Токио. На всех выставках представлены одни и те же продукты и технологии, но принципы подачи, рекламная и маркетинговая составляющие разные. Так, знакомый на российском рынке слоган Canon, «Come and see», в Нью-Йорке (и соответственно на рынках Америки) звучит как «See impossible».
Canon EXPO проходит в Париже в четвертый раз. Первая, в 2000 г., была развернута в Лувре и считается «пробной». Именно на той выставке, девизом которой был «Imaging across networks», руководство Canon уверяло: уже совсем скоро статичными и движущимися картинками можно будет обмениваться буквально «на лету» и это кардинально изменит стиль жизни людей. На Canon EXPO 2005, организованной в деловом пригороде Парижа La Defence, компания продемонстрировала решимость осваивать новые ниши и активно приобретать перспективные бизнесы. На выставке 2005 г. были представлены инновационные технологии компании, формирующие развитие современной бизнес-среды и визуальной коммуникации.
Canon EXPO 2010 переехала в павильон Гранд-Аль, в парижский парк Ла-Виллет. Выставка прошла под слоганом «We Speak Image». Традиционно компания показывала как уже появившуюся в продаже технику, так и демообразцы того, что нас ждет в ближайшем будущем. Ну и, конечно, фантазии из серии «очевидное — невероятное», многие из которых, как показало время, становятся реальностью довольно быстро.
Парижская Canon EXPO 2015 также проходила в павильоне Гранд-Аль. Экспозиция, размещенная на площади более 15 тыс. м2, условно делилась на три зоны: life, professional и work. В каждой были представлены продукты и услуги, уже доступные на рынке, то, что Canon собирается представить миру в ближайшем будущем, и концептуальные технологии. Показательно, что компания, входящая в тройку мировых лидеров по количеству патентов (после IBM и Samsung), не настаивает на том, что продукты на основе концептуальных технологий будут разработаны именно Сanon. Создается впечатление, что главное для этого изготовителя — показать путь, а кто пойдет по нему первым, не так уж важно.
Исполнительный директор Canon Фуджио Митараи (Fujio Mitarai, племянник одного из основателей компании, Такеши Митараи, возглавляет компанию с 2006 г.) в своем докладе, обращенном к партнерам, клиентам и представителям СМИ, рассказал об основных направлениях развития компании. Canon и дальше собирается не только идти в ногу со всеми перспективными мировыми тенденциями, но и, как всегда, остаться в числе разработчиков-лидеров. Наиболее перспективные сегодня направления, по словам Фуджио Митараи, связаны с 3D-технологими.
В качестве первого шага на этом новом, но многообещающем рынке можно считать заключенное Canon партнерское соглашение с компанией 3D Systems в Европе. Азиатский вендор представил использующие разнообразные материалы 3D-принтеры, интересные для компаний, работающих в различных областях: архитектуре, промышленном дизайне, медицине и т. п.
Второе многообещающее направление — технологии так называемой «смешанной реальности». Система смешанной реальности Canon MREAL позволяет эффективно накладывать компьютерную графику на картину реального мира. Эта технология предназначена для решения ключевых задач промышленности, и в Японии Canon применяет ее для создания прототипов своих продуктов. Возможно, уже в ближайшем будущем компания начнет сотрудничать в этой области с одним из крупнейших автоконцернов.
Большие перспективы у нового направления сетевого видеонаблюдения (Network Visual Solutions). По прогнозам, к 2018 г. только в регионе EMEA объем рынка систем видеонаблюдения приблизится к 18 млрд. евро (согласно отчету IHS Security Systems Integrations за 2015 г.), и Canon намерена укреплять лидирующую позицию в этом динамичном и быстрорастущем сегменте. Объединенные усилия Canon и недавно приобретенных ею компаний Axis и Milestone приведут, по словам руководителей, к созданию комплексных, дополняющих друг друга технологий и решений в ответ на постоянно растущие потребности общества в системах контроля. Представленная на EXPO концепция высокочувствительной сетевой камеры со сверхдлиннофокусным объективом демонстрирует потенциал этого сотрудничества на рынке систем безопасности и вне его. Кроме того, развитие облачных технологий и Интернета вещей позволяет компании развивать традиционные для Canon технологии создания и печати изображений. Вендор продолжает инвестировать средства в технологии цифровой печати, которые обеспечивают рентабельное производство все более сложных полиграфических заказов по требованию.
На выставке были представлены и разработки экосистемы продуктов и услуг для всех этапов создания и использования изображений. В частности, речь идет об облачном сервисе для хранения фотографий irista, семейном приложении Lifecake и hdbook EZ — новом приложении для смартфонов, которое при помощи интеллектуального алгоритма отбирает лучшие изображения из фото- и видеоколлекций и автоматически создает персонализированную фотокнигу.
Фуджио Митараи уверен: Интернет вещей будет во многом зависеть от «изображения вещей» (концепция Imaging of Things), все «умные» устройства начнут взаимодействовать друг с другом, обмениваться данными, как созданными специально (фото, видео), так и полученными от встроенных сенсоров или камер. А это создает для компании дополнительные возможности роста.
Согласно данным последнего финансового отчета Canon, операционная и чистая прибыль за 2014 г. стали наибольшими после мирового финансового кризиса в 2008 г. и показали второй подряд рост в годовом выражении. Для реализации дальнейших планов Canon объявила о создании так называемой сети компаний Canon (Network of Canon Companies) — экосистемы, задача которой — объединение инноваций и творческих талантов из разных регионов. Как сообщается, в новой сети каждая из региональных штаб-квартир будет управлять своими центрами исследований и разработок и производственными предприятиями, а также системами услуг и поддержки, учитывающими особенности данного рынка. В Европе в центр внимания попадают решения для печати и сетевого видеонаблюдения (NVS), и Canon уже привлекла к этой работе таких лидеров в своих областях, как компании Oce, Axis и Milestone Systems. Таким образом, в дополнение к всемирно признанной репутации производителя камер Canon собирается стать крупнейшей компанией в области решений для печати и сетевого видеонаблюдения.
Президент и генеральный директор Canon в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Рокус ван Иперен (Rokus van Iperen) подчеркнул: «Нас воодушевляют огромные возможности, которые открывает меняющийся рынок, и мы уверены, что когда-нибудь каждое изображение в мире так или иначе будет связано с Canon. Будь то съемка, запись, хранение, редактирование или печать изображений — мы хотим в этом участвовать и именно с этой целью развиваем свой бизнес».
Что касается российского рынка, то, по словам европейского руководства Canon, интерес к нему сохраняется. В компании считают, что сегодняшние трудности временные, и Canon продолжит инвестировать в российский рынок. Наибольший интерес его участники могут проявить к системам видеонаблюдения и безопасности дорог, а также к решениям в области 3D-печати.
По словам директора потребительского направления российского подразделения компании Сanon Игоря Щурова, выставка Expo показывает направления развития технологий и перспективные разработки вендора, которые будут последовательно реализовываться в конечных продуктах в течение ближайших пяти лет.
«Мы не комментируем, какие именно продукты будут выпущены, — рассказывает Щуров. — Одно очевидно — российский рынок является одним из приоритетных для Canon, и новые продукты будут выводиться на него не позднее других крупных европейских рынков».