В Амстердаме прошла очередная, 14-я, международная выставка компьютерных и аудиовидеотехнологий Integrated Systems Europe. ISE 2017 — самое масштабное событие этого рынка. Ведущие мировые производители оборудования и решений традиционно демонстрируют на ISE наиболее интересные и перспективные новинки как для корпоративных заказчиков, так и для частных пользователей. В этом году в центре внимания оказались проекторы и проекционные технологии, дисплеи, акустические системы, мультимедийные решения, домашние кинотеатры, Интернет вещей и пр.

Излишне говорить, что российские компании проявили большой интерес к ISE 2017: оборот в данном сегменте немалый, да и перспективы для развития здесь бизнеса оцениваются специалистами как очень неплохие.

«За последние 10 лет выставка ISE трансформировалась из узкоспециализированной площадки, обслуживающей рынок AV-интеграции, в глобальный форум по мультимедийным решениям, в котором принимают участие все лидеры рынка, — говорит Сергей Фомин, директор по стратегическому развитию в странах СНГ компании „Марвел-Дистрибуция“. — Сегодня не осталось просто AV- или ИТ-решений, они все объединены в единое целое и должны максимально полно обеспечивать всё, что необходимо и для небольшой переговорной комнаты, и для стадиона с десятками подсистем.

Поэтому, по нашим наблюдениям, интерес к ISE увеличивается из года в год, а сам сегмент мультимедийных решений растет темпами, опережающими классические ИТ-рынки».

Как отмечает Павел Сигов, директор направления проектной дистрибуции компании DIGIS, выставка ISE напоминает «отрасль в миниатюре», она собирает в одном месте разных игроков — как «монстров», формирующих рынки, так и небольших, но перспективных производителей. На выставке они стараются показать лучшие решения или уникальные методы применения их продукции. Тем самым ISE позволяет видеть основные тенденции и течения в сегменте мультимедиа, и не только. Павел Сигов добавил, что в этом году интерес к выставке заметно вырос. Если раньше ее посещало примерно 50 тыс. человек, то теперь их количество перевалило за 70 тыс. А число производителей, демонстрировавших свою продукцию, превысило 1 тыс.

В бизнесе большинства компаний-участников проекционное или аудиовидеооборудование занимает заметную долю, поскольку все они в той или иной степени фокусируются на этих направлениях. Так, по словам Евгения Овчинникова, вице-президента AUVIX, его компания как раз специализируется на указанных видах оборудования и демонстрирует достойные результаты: по данным аналитического агентства ITResearch, рыночная доля AUVIX по проекторам в 2016 г. составила 17,6%, а по информационным дисплеям — 11,1%.

«Мы сосредоточены на аппаратной аудиовидеоинтеграции на рабочих местах, поэтому доля соответствующего продукта в нашем портфеле близка к 100%», — отметил Виктор Князев, менеджер по развитию бизнеса в России и СНГ компании WEY Technology.

Александр Фролов, менеджер по продукции представительства ViewSonic в странах СНГ и Прибалтики, сообщил, что в целом всю продукцию, выпускаемую его компанией, можно отнести к сегменту аудиовидеотехники. В продуктовом портфеле ViewSonic традиционно преобладают решения для массового сегмента рынка. Это относится и к домашним, и к корпоративным устройствам. Александр Фролов пояснил, что с началом очередной волны кризиса в 2014 г. изменилось соотношение между двумя основными линейками — проекторами и мониторами. Если ранее мониторный бизнес имел подавляющее превосходство, то начиная с 2014 г. обе линейки если не сравнялись, то заметно сблизились, особенно в денежном выражении.

«Бизнес компании LG Electronics охватывает достаточно широкие сегменты аудио- и видеосистем как на B2B-, так и на B2C-рынке. Причем по разным странам ситуация с долями может существенно меняться, — заявил Виктор Горошилов, менеджер по развитию бизнеса LG. — Я представляю B2B-департамент компании, поэтому в первую очередь хотелось бы остановиться на нем. На рынке профессиональных панелей LG Electronics занимает одну из лидирующих позиций, при этом наша доля как в денежном, так и в штучном выражении растет».

По словам Павла Красникова, менеджера по продукции направления профессиональных аудиовидеорешений Samsung, еще несколько лет назад его компания воспринималась как производитель товаров бытового назначения, в том числе аудиовидеоустройств. Но с 2008 г. в России и мире активно развивается полностью корпоративное направление — сегмент профессиональных дисплеев. И постепенно оно заняло большое место в бизнесе компании. «В настоящее время компания Samsung в корпоративном AV-сегменте сфокусирована на профессиональных ЖК-дисплеях и LED-экранах, которые стали новым для нашей компании направлением, и весьма многообещающим, — подчеркнул Павел Красников. — Кроме того, мы сосредоточены на разработке AV-решений для гостиниц. И это приносит свои плоды. По данным ITResearch за 2014–2016 гг., компания уже несколько лет уверенно занимает первое место в России по объемам поставок в сегменте профессиональных дисплеев».

Александр Пальцев, менеджер по маркетингу и продажам московского представительства Casio, отмечает, что компания далеко не новичок на AV-рынке и пионер в области лазерно-светодиодных проекторов не только в России, но и в мире. «В Европе, по данным Futuresource, наши проекторы занимали до 64% рынка для устройств с яркостью более 2500 ANSI, — сообщил он. — В России рынок полностью ценоориентирован, а инновационные продукты никогда не были дешевыми. Но проекторы Casio в течение последних двух лет показывали невероятную динамику роста продаж, в два и более раз».

Как заявил Максим Андрющенко, генеральный директор PROFDISPLAY, AV-технологии в корпоративном секторе — это основное направление бизнеса их компании. В ассортименте фирмы представлен весь спектр аудиовизуального оборудования — от профессиональных дисплеев и видеостен до контроллеров и креплений.

Петр Ажгирей, генеральный директор Elittech, отметил, что компания занимается дистрибуцией профессионального аудиовидеооборудования, поставками телевизионной техники и акустических систем премиум-класса для домашнего сектора. «Для нас эти два направления — основные и приоритетные, их доля в обороте превышает 90%». Он также добавил, что Elittech предлагает более 30 брендов TВ, аудио-, видео- и интерактивного оборудования. «Сегментируя товарный портфель по категориям продуктов и их доли в бизнесе, приоритеты можно расставить в таком порядке: профессиональные дисплеи; телевещательное оборудование; интерактивные доски и дисплеи; проекторы; бытовые телевизоры; коммерческие телевизоры; гостиничные телевизоры; светодиодные LED-экраны; домашние кинотеатры; профессиональная акустика и системы видеоконференцсвязи, — сказал Петр Ажгирей. — Так, по результатам исследования авторитетного аналитического агентства ITResearch (IV квартал 2016 г.) — 78,10% всех поставляемых профессиональных дисплеев на рынок РФ составляют бренды из товарного портфеля Elittech: Samsung, LG, NEC, Panasonic, Sharp».

Компания Optoma — одна из немногих, специализирующихся только на проекционных технологиях, — работает на рынке более 15 лет. Cегодня поставщик входит в тройку лидеров сегмента проекторов на мировой арене и специализируется на разработке и производстве проекторов для корпоративного рынка, образовательных учреждений, профессиональных AV-инсталляций и систем домашнего кинотеатра. Широкий модельный ряд проекторов, удостоенных многих наград, отвечает многопрофильным запросам современного рынка. Минувший год был рекордным для бизнеса Optoma в России. По данным исследования PMA, по итогам 2016 г. вендор вошел в топ-4 проекторных брендов России с долей рынка более 9%.

«Vivitek — бренд известной компании Delta Electronics. На данный момент мы предлагаем полный спектр проекторов, от популярных до сложных инсталляционных моделей, а также решения для беспроводной совместной работы, — сообщил Холгер Грэф, генеральный директор Vivitek EMEA. — Оба рынка растут из года в год, но рынок проекторов самый большой, всем давно и хорошо известный, а вот решения для беспроводной совместной работы — направление молодое и перспективное».

Николай Валюженич, генеральный директор «Ай Эм Эс» (Interactive Multimedia Solutions), сказал, что продажей аудио- и видеосистем для корпоративного сектора компания занимается уже более семи лет, и доля такого оборудования в общей продуктовой линейке постоянно увеличивается. «Несколько лет назад серверы, активное сетевое и KVM-оборудование составляли около 70% нашего объема продаж, но в последние несколько лет мы отмечаем все больший спрос на сетевые плееры BrightSign для систем Digital Signage, дисплейные решения Hyundai для видеостен и коммутационное оборудование Black Box», — пояснил он.

Но сегодня, говоря о специализациях компаний, следует иметь в виду, что вычленить долю инсталляционных товаров крайне сложно, поскольку в ИТ уже нельзя провести четкую грань между оборудованием голосовой связи, сети передачи данных и собственно видеосистем отображения информации, видеоконференцсвязи и т. д. «Требования к современным системам — универсальность и максимальное количество сервисов в рамках единой сети передачи данных, — говорит Сергей Фомин. — Поэтому в нашем портфеле будет расширяться спектр продуктов, предназначенных для объединения трафика данных, — это и оборудование ВКС, AV-коммутация, системы управления помещениями, дисплеи, различного рода аксессуары».

Фейерверк новинок

Что же было представлено на выставке ISE 2017? Какие новые устройства и технологии продемонстрировали производители и какие тренды отметили игроки рынка?

«Нужно понимать, что ISE — это выставка, рассчитанная на профессионалов, поэтому ярких новинок, вроде новой модели телефона-флагмана, не может быть в принципе, — отмечает Сергей Фомин. — Оборудование должно соответствовать всем критериям использования в инсталляциях и прежде всего быть надежным. Следовательно, совершенствование технологий идет скорее эволюционным путем (хотя справедливости ради надо сказать, что технологии эти опережают потребительский рынок, например, 4К-технологии — уже де-факто стандарт). Поэтому, на наш взгляд, следует отметить то обстоятельство, что оборудование становится проще в использовании, лидеры рынка создают более универсальные решения, которые стараются проникнуть в наибольшее число его сегментов».

В качестве примера Сергей Фомин привел систему калибровки проекторов Christie, которая существенно упрощает и ускоряет сложный процесс получения идеальной картинки с нескольких аппаратов. «Crestron порадовал AV-коммутаторами с поддержкой 4K и скаллингом. Компания Harman Professional показала систему голосового управления „умными“ помещениями, основанную на технологиях IBM. QSC демонстрировала свое решение для передачи AV-сигналов по стандартной сети, анонсировала собственную ВКС и партнерство с Dell. Представители Milestone AV показали первоклассные экраны, обеспечивающие высокое качество картинки непосредственно под источником света, и многое другое», — поделился своими впечатлениями от увиденного Сергей Фомин.

Павел Сигов также подчеркнул, что выставка ISE не рассчитана на конечных пользователей, поэтому там и не представлены розничные продукты. Впрочем, на стендах многих производителей можно было увидеть устройства начального уровня, которые могут продаваться и в торговых сетях, и в интернет-магазинах. «Но в целом выставка рассчитана на другую сферу и на использование устройств в проектах, словом, на ISE нет места розничной продукции», — сказал он.

Как подчеркнул Евгений Овчинников, выставка ISE 2017 показала, что новые продукты разрабатываются в соответствии с трендами отрасли. Он отметил, что многие игроки пытаются внедрять в свои решения технологии голосового управления. Один из таких примеров — решение Crestron для резиденций с голосовым управлением Alexa от Amazon: программа распознает команды и управляет «умным» домом в соответствии с заданными программами.

«Разрешение 4К — один из самых явных трендов отрасли — ведет к тому, что появляется все больше средств отображения и записи, а следом совершенствуется остальное оборудование инфраструктуры, — говорит Евгений Овчинников. — В частности, компания Kramer обновила свои коммутаторы, контроллеры, приемники и прочее в соответствии с требованиями индустрии. В сфере ВКС по-прежнему ярко выражена „софтверизация“: появляется всё больше продуктов, предоставляющих сервис по модели SaaS, что также отражается на стоимости оборудования».

Integrated Systems Europe — смотр главных трендов


Павел Сигов, директор направления проектной дистрибуции ГК DIGIS

Выставку Integrated Systems Europe ежегодно посещают более 50 тыс. человек. А в этом году число посетителей перевалило за 70 тыс. Cвои продукты и решения продемонстрировали свыше тысячи компаний. По сути, выставка ISE представляет собой «отрасль в миниатюре», где все участники, от крупнейших компаний, являющихся законодателями мод на рынке, до небольших, но перспективных стартапов, стараются показать свои лучшие решения или уникальные способы применения продукции.

Выставка ISE — это прекрасная возможность разобраться и понять основные технологические тренды, чтобы грамотно выстраивать стратегию развития своей компании.

Хотелось бы отметить некоторые из наиболее актуальных направлений для нашего рынка.

В проекционной технике самый заметный тренд — это, безусловно, лазерные проекторы.

Да, у них есть свои проблемы: цветопередача, пока еще недостаточная максимальная яркость по сравнению с ламповыми братьями и, конечно, высокая стоимость. Но это лишь вопрос времени, когда недостатки и технологические изъяны будут сведены до приемлемого уровня или вовсе устранены. Зато преимущества лазерных проекторов настолько очевидны, что хорошая перспектива им обеспечена. И чтобы не упустить этот шанс, мы стараемся работать с лучшими производителями: Christie — признанный лидер рынка профессиональной проекционной техники, а Vivitek — собственный бренд завода Delta — крупнейшего ОЕМ-производителя проекторов, который в ближайшее время представит широкую линейку лазерных устройств, включающую 7 моделей.

В сегменте видеокоммутации прослеживается тенденция к переходу на распределенные IP-системы на базе существующих сетей. Это гораздо более гибкая и отказоустойчивая система распределения видеосигнала.

Чтобы удовлетворять и даже формировать спрос на высокотехнологичные проекты, мы на эксклюзивных условиях заключили дистрибьюторское соглашение на продвижение ряда брендов, таких как WyreStorm, RGB Link и др.

Если посмотреть на путь развития поставщиков акустических решений, то становится очевидным, что вендоры уже давно не соревнуются в количестве ассортимента, так как портфель почти у всех примерно одинаков. Сегодня все стремятся заинтересовать клиента комплексным предложением и большим спектром сопутствующих услуг. Разумеется, от нас требуется обладать высоким уровнем экспертизы и компетенции в этой области, поэтому в штате компании DIGIS есть специалисты по акустическим системам, и мы можем участвовать в разработке и внедрении полноценных акустических проектов.

Спецпроект

Евгений Овчинников добавил, что под влиянием тенденции all-over-IP (совместимость различных аудиосетей) все больше производителей разрабатывают и выпускают устройства, поддерживающие передачу звука по сети Ethernet. Кроме того, поставщики проекционного оборудования расширяют ассортимент моделей с лазерно-фосфорным источником света и разрешением 4К. «На стенде Barco была представлена роботизированная 3D-маппинг-инсталляция из четырех лазерно-фосфорных проекторов F90 и одной ламповой модели HDX-W20, — подчеркнул Евгений Овчинников. — Отдельного слова заслуживают технологии Barco, позволяющие одночиповым проекторам справляться со сложными задачами не хуже трехчиповых: составное изображение воспроизводилось без видимых переходов и разницы в цветопередаче. Проектор F70, вращаясь на 360°, перемещался вдоль инсталляции с помощью роботизированной руки и создавал движущиеся образы поверх 3D-изображения».

Помимо этого внимание специалиста привлекло стремление разработчиков информационных дисплеев минимизировать толщину межпанельного стыка в видеостенах, а также усовершенствовать OLED-технологию, позволяющую ощутимо расширить форм-фактор самих дисплеев, делая их супергибкими, тонкими, прозрачными, что расширяет сферу их применения. Samsung представила дисплей для видеостен, образующий междисплейный стык 1,7 мм — на сегодня это минимальный зазор из всех представленных на рынке решений.

В сегменте проекционных экранов, по мнению Евгения Овчинникова, наблюдается тот же тренд, что и в информационных дисплеях, — создание безрамочных решений. Projecta представила модели Full Vison, достойную альтернативу дисплеям для Digital Signage. А моторизованный экран Projecta Extensa с системой натяжения по бокам и шириной до 600 см способен отображать 4K-контент благодаря проекционной поверхности HD Progressive.

Наконец, производители креплений и стоек совершенствуют свои продукты, с тем чтобы их было удобно использовать в сложных инсталляциях: Wize продемонстрировала крепление с пружинным механизмом «push in-pop out», облегчающее дальнейшее обслуживание оборудования и позволяющее объединять до 100 дисплеев под различными углами, а также серию сверхпрочных креплений Wize Pro RSF100, разработанную для широкоформатных и интерактивных дисплеев с большой диагональю и с функцией горизонтального смещения и постинсталляционной регулировки.

К слову, компания Barco показывала новую модель ClickShare CSE-800, ПО для управления АВ-инфраструктурой Overture, решение для образования WeConnect, программный комплекс для операторов диспетчерских пунктов OpSpace, нативные лазерные видеокубы обратной проекции ODL-721, гибкие светодиодные экраны R10, модуль расширения для процессоров обработки изображения Ex и новый одночиповый лазер-фосфорный DLP-проектор F70.

Также следует добавить, что несколько лет назад этот вендор разработал технологию, повышающую эффективность совещаний и процесса принятия решений. Уникальная беспроводная система презентации и совместной работы позволяет любому участнику собрания обмениваться контентом на экране центрального конференц-зала с помощью кнопок ClickShare.

Продукт получил высокую оценку пользователей, реселлеров и прессы и завоевал несколько отраслевых наград, в том числе премию InAVation Award (2013, 2014) и награды читателей rAVe (2014, 2015 и 2016).

Как сообщила Инна Сорокина, глава представительства NEC Display Solutions в России и СНГ, на выставке ISE 2017 вендор представил ряд новых продуктов и решений. В сегменте профессиональных инсталляционных проекторов компания продемонстрировала несколько моделей с лазерным источником света. Эту технологию, по словам Сорокиной, на данный момент можно смело назвать наиболее совершенной в проекционныой технике. Она обеспечивает высокую яркость изображения при меньших энергозатратах, а также позволяет получить более качественное и точное в плане цветопередачи изображение. Среди новинок из области дисплейных решений в NEC называют следующее поколение широкоформатных ЖК-дисплеев с возможностью интеграции модульного компьютера Raspberry Pi. Такое решение является уникальным, поскольку позволяет использовать всю мощность недорогого компьютерного модуля в сочетании с профессиональными дисплеями NEC. Также это решение найдет применение в системах Digital Signage, поскольку дает возможность пользователям и разработчикам получить полный доступ к ресурсам ЖК-дисплея и компьютерного модуля. Платформа открыта для разработчиков.

Компания Casio приглашает в новую эру в области проекционных технологий. На ISE 2017 вендор показал новейший проектор Casio XJ-L8300HN с источником света яркостью 5000 ANSI и разрешением 4К. С помощью этой модели Casio рассчитывает сделать качественный рывок на рынке, опережая не только конкурентов, но и сами технологии. «Главная идея — создать задел LampFree-проекторов с разрешением, превосходящим текущие потребности, и сделать этот продукт доступным для любого заказчика, — говорит Александр Пальцев. — Помимо этого Casio расширила ассортимент ультракороткофокусных проекторов. В линейку добавлены усовершенствованные проекторы с высокой яркостью и расширенными функциональными возможностями Casio XJ-UT311WN, Casio XJ-UT351WN и Casio XJ-UT351W».

В рамках ISE 2017 вендор продемонстрировал также технологию проецирования на неоднородных поверхностях и портативный ультракороткофокусный интерактивный LED-проектор.

Александр Фролов считает, что на выставке был сделан акцент на информационных панелях двух категорий: сенсорных (IFP с диагональю до 86 дюймов и разрешением 4К) и широкоформатных (CDM c диагональю до 55 дюймов, режимом работы 24×7 и встроенным ПК на базе Android). «Мы видим, что сегмент информационных панелей стал одним из наиболее динамичных в ИТ во всем мире, и стараемся сформировать конкурентоспособное предложение для наших партнеров и клиентов, — подчеркнул он. — Также были представлены первые устройства из линейки ультракороткофокусных лазерных проекторов повышенной яркости. Мы планируем постепенно расширять предложение в этом сегменте в течение первой половины 2017 г.».

Как рассказал Николай Ахметджанов, менеджер по проекционному оборудованию московского представительства Epson, на стенде компания представила модели из новых линеек проекторов: инсталляционные лазерные серии EB-L1000, включая EB-L25000U с яркостью 25 000 люмен; инсталляционные серии EB-5500; яркие для больших помещений серии EB-2000; ультрамобильные серии EB-1700; ультракороткофокусные интерактивные серии EB-1460Ui и EB-696Ui. На стенде была проведена впечатляющая демонстрация проекционного маппинга, а также представлены новые видеоочки дополненной реальности Epson Moverio BT-350.

«Компания WEY Technology принимает участие в ISE вместе с партнерами Mitsubishi и Saifor не первый раз. Мы представили публике пример умного рабочего места на базе комплексного интеграционного решения для сотрудников диспетчерских, пунктов управления, трейдинговых залов в банках, — сообщил Виктор Князев. — WEY Technology продемонстрировала последнюю версию новых компактных промышленных мини-ПК WEY Ultralex Mini PC, а также флагманскую клавиатуру WEY Smart Touch с практически неограниченными возможностями управления, в том числе и видеостенами. Кроме того, на совместном с партнерами стенде мы показали передовое интеллектуальное решение для обработки и отображения визуальной информации WEY SMARTvisual. Пример использования клавиатуры WEY для эффективного управлениями видеостенами на профессиональном уровне был также отдельно представлен на стенде партнера — компании Delta».

Максим Андрющенко обращает внимание на то, что на ISE было выставлено много LED-дисплеев. В этот сегмент активно устремились все именитые производители, такие как LG, Samsung, Philips. Из всего многообразия необычными, по мнению Максима Андрющенко, выглядели LED-модули Philips с диагональю 55 дюймов. «Если в прошлом году bar-type дисплеи были разве что у LG и Benq, то в этом году с таким решением выступила и Samsung, — комментирует он. — На ISE 2017 компания LG продолжала удивлять посетителей широтой применения OLED-дисплеев. Нельзя не отметить новую разработку Panasonic — 8K-дисплей, который показывали в „секретной комнате“. Компания Sharp тоже представила уникальное решение — первый и единственный в мире дисплей для видеостен с диагональю 70 дюймов. На стенде NEC Display Solutions Europe можно было ознакомиться и протестировать уникальную сенсорную технологию ShadowSense, которая основана на использовании высокоэффективных датчиков. Данная технология позволяет системе идеально работать в условиях интенсивной освещенности и обеспечивать стабильность и точность работы сенсора на интерактивных дисплеях NEC».

А Николай Валюженич считает, что в этом году на ISE было не так уж много новинок и никаких прорывных технологий. Все тенденции прошлых лет просто получили логическое продолжение: экраны становятся больше (и дешевле), качество изображения — намного лучше (4К и даже 8К), вся коммутация переходит на IP-протоколы. «Привлекло внимание развитие технологии автостереоскопических дисплеев. Около пяти лет назад наша компания была первой, кто привез в Россию дисплеи, показывающие 3D без очков. Но качество изображения и углы обзора оставляли желать лучшего. В этом году мы увидели очень интересный продукт, который позволяет полноценно использовать данную технологию, конвертировать 2D в 3D, создавать реальный wow-эффект при просмотре», — отметил Николай Валюженич.

Большое количество новинок и инновационных технологий традиционно представила компания Samsung. По мнению ее специалистов, все новинки будут активно использоваться уже в ближайшем будущем. Как отметил Павел Красников, новая технология Q-LED-дисплеев на квантовых точках поражает непревзойденной цветопередачей, детализацией изображения и высочайшим уровнем контрастности.

Все более востребованными становятся светодиодные экраны в рамках развития решений Digital Signage. «Следует отметить, что наблюдается тенденция сокращения шага пикселя, на рынке появляются LED-устройства премиального класса, — говорит он. — Такие экраны, позволяющие получать высокое разрешение, находят спрос в различных сегментах, в первую очередь у корпоративных заказчиков (центры диспетчеризации, конференц-залы и пр.). На ISE 2017 были представлены новые светодиодные экраны Samsung серии IF с шагом пикселя 1,5, 2,0 и 2,5 мм».

Он добавил, что единая платформа на базе ОС Tizen позволит унифицировать систему управления как светодиодным экраном, так и профессиональными дисплеями Samsung посредством MagicInfo Server.

Помимо премиального шага пикселя для Indoor-использования в линейке Samsung также есть различные варианты экранов для Outdoor-применения с шагом пикселя от 6 до 25 мм. Преимущество данной линейки — возможность адаптации под индивидуальные потребности заказчиков: от стандартного формата до экранов различных форм и разной степени изогнутости.

Новые профессиональные дисплеи Samsung

На выставке ISE-2017 компания Samsung представила обновленную линейку профессиональных дисплеев для видеостен с тонким стыком. Такие дисплеи позволяют создавать практически бесшовные экраны больших размеров. В последние годы производители последовательно уменьшали толщину шва. Еще несколько лет назад минимальным считался стык 6–8 мм, а в этом году Samsung представила ЖК-дисплей UH55F-E с ультратонким зазором 1,7 мм (самым тонким на данный момент). Также в линейке имеются устройства с диагоналями 46 и 55 дюймов и швом 3,5 мм. Всё это открывает перед технологией ЖК-дисплеев новые горизонты, их применение можно считать оптимальным в тех сегментах, где еще недавно предпочтение отдавалось технологиям проекторного типа. Безусловным плюсом стала возможность масштабирования, легкость и надежность установки с использованием опциональных фирменных креплений, что позволяет провести тонкую настройку положения аппарата в видеостене и открывает фронтальный доступ к нему. Кроме того, дисплеи имеют сравнительно небольшой вес — это снижает требования к прочности несущей конструкции.

Впрочем, толщину стыка нельзя считать единственным важным параметром. Так, например, для некоторых заказчиков ключевой остается такая характеристика дисплея, как толщина корпуса, — если она невелика, то видеостена занимает меньше места и выглядит «воздушной». Учитывая это, Samsung готова поставлять партнерам и заказчикам модель бюджетного дисплея UH46F5, который при стыке 5,5 мм и повышенной яркости 700 нит имеет толщину корпуса менее 5 см.

Обновленную линейку дисплеев вендора сопровождает технология вывода изображения на экраны. Опционально уже доступен так называемый UHD Signage Box, который позволяет вывести по сквозной цифровой цепочке 4К-сигнал на видеостену в конфигурации до 5×5. Данный модуль работает на открытой платформе на базе OS Tizen и с помощью ПО MagicInfo удаленно управляет (по защищенному протоколу) всем парком видеостен и отдельных дисплеев.

Спецпроект

Еще одной тенденцией 2017 г. стала интерактивность во всех своих проявлениях. Помимо дисплеев с диагоналями 32, 55 и 65 дюймов со встроенным сенсором касаний емкостного типа были показаны различные датчики и устройства (например, сканеры штрихкодов, датчики движений), которые могут напрямую подключаться к дисплею со встроенным плеером на базе ОС Tizen и обойтись без внешнего ПК, сэкономив за счет этого свободное место и деньги.

Компания Sony ежегодно выводит на рынок большое количество новых технологических решений и продуктов. Выставка ISE 2017 не стала исключением, на ней были представлены последние модели лазерного проекционного оборудования, уникальная по техническим характеристикам видеостена CLEDIS, универсальная и многофункциональная система для применения в образовании, мобильный видео/аудио микшер, а также множество других интерактивных и мультимедийных продуктов, которые привлекли внимание как со стороны посетителей, так и партнеров.

«Традиционно на ISE компания IIYAMA фокусируется на профессиональных сенсорных решениях. Этот год не стал исключением, на стенде вендора была представлена вся линейка встраиваемых (open-frame) интерактивных дисплеев большого формата 37-й серии, в том числе новая модель IIYAMA Prolite TF6537UHSC-B1AG c размером экрана 65 дюймов, разрешением 4K UHD и проекционно-емкостной сенсорной технологией, — говорит Леонид Мизюльченков, региональный менеджер IIYAMA в России. — Это очень интересный продукт для Digital Signage, розничной торговли, выставочных экспозиций и музеев. Еще одна новинка — интерактивный дисплей IIYAMA Prolite TH8667MIS-B1AG с диагональю 86 дюймов и также с разрешением 4К UHD. Отличительная особенность — встроенное программное обеспечение с возможностью просмотра и аннотаций файлов пакета Office. Это великолепное решение для образования, переговорных комнат, прекрасная замена интерактивной доски».

Евгений Чуруксаев, руководитель департамента интерактивных медиа Группы компаний ASCREEN, считает, что производители панелей медленно, но верно движутся к идеальному качеству картинки. Разрешение 4K в сочетании с технологиями OLED или QLED даже на диагоналях свыше 55 дюймов дает по-настоящему сочную, четкую и контрастную картинку. После этого сложно всерьез воспринимать дисплеи с разрешением Full HD. И если в быту устройства 4K еще не особо применимы, так как в нужном разрешении практически нет контента, то в профессиональной интеграции это уже становится стандартом.

Производители проекторов, по мнению Евгения Чуруксаева, тоже стремятся к совершенной картинке. 4K-моделей практически нет, но есть достаточно много интересных псевдо-4K-решений, позволяющих за счет некоторых ухищрений получать более четкие изображения.

Лазеры отодвигают лампы на второй план, появляется все больше профессиональных инсталляционных лазерных моделей с высоким световым потоком. Разработчики ПО тоже не стоят на месте — сразу несколько компаний представили программу автоматической «сшивки» изображений от нескольких проекторов в единое целое. Такое решение существенно упрощает жизнь видеоинженеров, позволяя значительно быстрее настраивать световые шоу и делать более стабильной работу стационарных инсталляций.

«На ISE 2017 Christie представила последние новинки. В этом году, впервые с 2010 г., концепция участия изменилась: вместо единого стенда на выставке были открыты сразу две отдельные экспозиции, — рассказывает Сергей Дудников, глава российского офиса компании. — Портфолио решений Christie — один из самых широких на сегодня в отрасли. Также велик диапазон устройств как по производительности, так и по использованию „фундаментальных“ технологий. Линейка только LCD- и DLP-проекторов Christie для бизнес-решений насчитывает 61 модель. Компания продолжает разрабатывать специализированные продукты и стремится к оптимальной системной интеграции. Мы предлагаем выбор: LCD-, 1DLP- или 3DLP-проекционная технология; одноламповая или многоламповая, лазер-фосфор или RGB-лазер, LED- или LCD-панели вместе с обработкой контента».

На выставке вендор представил модели семейств L Series, Captiva Series, GS Series, HS Series, Mirage Series и Boxer Series. Экспозиция позволяла оценить разнообразие ассортимента выпускаемой компанией продукции: яркость проекторов варьируется от 3500 до 30 000 люмен, разрешение — от WXGA до базового 4К (4096×2160). В моделях применены различные технологии создания изображения — LCD, 1DLP или 3DLP, а также осветительные системы на основе одной лампы, нескольких ламп, лазерно-фосфорной технологии или RGB-лазера.

По словам Холгера Грэфа, российский рынок проекторов по сравнению с 2015 г. особенно не вырос, но в будущем он ожидает ежегодного роста на 15%. Как и многие другие бренды, Vivitek взял курс на лазерные технологии. Первые модели были выпущены в 2016 г., это устройства яркостью 6000 Ansi DU7090Z и 8000 Ansi DU8090Z. На ISE 2017 Vivitek продолжил анонсировать лазерно-фосфорные модели проекторов. Теперь диапазон таких аппаратов Vivitek достигает 10 000 ANSI-люмен, в целом же полный модельный ряд охватывает спектр по яркости от 500 до 12 000 ANSI-люмен. На выставке также был показан новый 4K-проектор с яркостью 7500 ANSI, который появится в продаже с июля 2017 г. Помимо этого вендор выпустил 4K-версию медиаплеера Vivitek NovoDS. Данный аппарат способен транслировать на экран 4K-контент со скоростью 60 кадров в секунду.

«Самым важным продуктом на ISE 2016 был лазерный проектор со световым потоком 30 тыс. люмен. Не все заказчики могут позволить себе такой аппарат, пока в России он продается штучно, — говорит Александр Мельцев, руководитель отдела маркетинга департамента визуальных решений московского представительства Panasonic. — Предыдущая по световому потоку лазерная модель проектора имела 12 тыс. люмен. И вот наконец на выставке ISE 2017 мы увидели инженерные образцы новых лазерных устройств со световым потоком 20 тыс. люмен, весом менее 50 кг, уровнем шума ниже 49 dB и предварительно анонсированной ценой, очень близкой к цене лампового проектора с идентичным световым потоком. При этом срок службы источника света будет уже 20 тыс. часов, а не 3 тыс., как у лампового предшественника».

Также компания Panasonic продемонстрировала новейшие интерактивные модели дисплеев серии BQE/BFE1. Наиболее массовым продуктом должен стать дисплей TH-75BQE1 с разрешением 4К, антибликовой поверхностью и углом обзора 178° как по горизонтали, так и по вертикали.

Еще одна новинка — тонкошовные дисплеи серии LFV8. Начиная с данной модели к надежности и большому функционалу уже зарекомендовавших себя тонкошовных моделей добавляется еще и возможность последовательного подключения и передачи 4К-сигнала с помощью Display Port. Теперь видеостену с полноценным разрешением Full HD можно создать без применения сервера или четырех плееров.

А специалисты Sony обратили внимание на увеличение интереса к интернет-вещанию, видеовстречам и надежному хранению данных. Надо отметить, что для хранения данных у Sony есть интересные предложения. Это оптические картриджи, преимуществами которых являются долговечность и скорость доступа по сравнению с классическими системи на базе ленты.

Готов ли клиент раскошелиться?

Как уже отмечалось, около тысячи производителей привезли на выставку свои технологии и решения. Но все ли их разработки найдут своего покупателя? Что сегодня и в ближайшем будущем может заинтересовать потенциальных заказчиков? На какие технологии вскоре спрос исчезнет?

По мнению Александра Фролова, появление проекторов с лазерным источником света в массовом сегменте станет заметным событием для всех игроков рынка. Характеристики, которыми обладают эти устройства, весьма интересны широкому кругу как частных, так и корпоративных пользователей. «А среди кандидатов на выбывание мы видим аппараты с низким разрешением (ниже Full HD) и интерфейсы, не способные передавать объемы данных, которые используют новые стандарты отображения», — отметил Фролов.

«Искушенных пользователей могут заинтересовать сверхтонкие, сверхлегкие, гнущиеся дисплеи, построенные по OLED-технологии, — говорит Игорь Ишеев, технический директор компании Polymedia. — Также представляют интерес передача видеоаудиоконтента через компьютерные сети и LED сверхвысокой плотности. В то же время мы несколько лет не видим развития LPD-технологии Prysm, поэтому в перспективе она, возможно, не выдержит конкуренции».

Сергей Фомин считает, что, несмотря на сверхвысокотехнологичность решений, рынок весьма консервативен, так как продукция для инсталляции подразумевает надежность и благополучную историю проектов. «Однозначно будет расти всё, что касается видеоинсталляций, больших экранов, особенно LED, аудиоинтерфейсов, голосового управления, умных зданий. В историю не уйдет ничего, так как одно из основных требований — это универсальность и поддержка всех возможных стандартов», — заявил Сергей Фомин.

«Уже точно можно сказать, что достоянием прошлого стали плазменные дисплеи. Доминирующую роль сейчас играют LCD-аппараты, смогут или OLED-устройства заметно вытеснить LCD, вопрос пока открытый, увидим лет через пять. По-моему, смогут», — заявил Виктор Горошилов.

По словам Евгения Овчинникова, на ISE можно было увидеть не только продукты, использующие актуальные технологии, но и инновационные разработки, вызывающие неподдельный интерес даже у искушенной аудитории. Например, последние пару лет разработчики демонстрируют поразительные успехи, создавая прозрачные, гнущиеся, ультратонкие дисплеи. Тем не менее, для того чтобы продукт стал востребованным на рынке, высокие технологии не должны выходить за рамки его практической значимости.

«Повседневные реалии диктуют производителям множество требований. И одно из самых важных — забота об окружающей среде, — говорит Александр Пальцев. — Именно решения, позволяющие снизить энергопотребление, исключить использование ртутных ламп в проекционном оборудовании, снизить выбросы при производстве сейчас стали определяющими для производителей».

Casio придерживается концепции создания продуктов, помогающих пользователям. Применительно к проекторам это разрешение 4К, срок службы 20 тыс. часов и высокая контрастность изображения.

Инна Сорокина считает, что в эпоху быстрого развития технологий дополненной и виртуальной реальности решения 3D становятся интересными и востребованными, к тому же их цена сохраняется на прежнем уровне.

«Если же говорить о перспективных и востребованных решениях, то, конечно же, в первую очередь стоит отметить IoT-технологии, позволяющие взамодействовать разным системам в едином комплексе, — подчеркнула она. — Рынок решений для Интернета вещей только набирает обороты, и впереди нас ждет еще много интересных продуктов». Вторым по востребованности в NEC называют беспроводное взаимодействие и передачу контента между устройствами.

«Искушенные пользователи заинтересованы в передовых решениях, помогающих вывести на новый уровень не только все процессы в компании, но и ее работу в целом, — утверждает Виктор Князев. — Например, умные города. Здесь все направлено на внедрение ИТ-решений, которые позволяют оптимизировать все рабочие процессы пользователя, интегрируя все его системы (в том числе аудио и видео) в единый информационный комплекс. Хотелось бы отметить, что в диспетчерских и центрах управления, где видеостены и большое количество экранов стали неотъемлемой частью повседневной работы, всё больше компаний интересуются персональными видеостенами (personal videowall) для операторов. Замена множества отдельно стоящих мониторов на рабочих местах одной большой панелью ультравысокого разрешения существенно облегчает работу пользователям, отвечающим за критически важные процессы. Что касается наиболее востребованных продуктов, то больший интерес проявляется к LED-панелям. Потенциальный рост доли данного продукта среди средств отображения неизбежен как на зарубежном, так и на российском рынке».

По словам Холгера Грэфа, функциональность и надежность продукта — ключевые характеристики и для конечного пользователя, и для торгового партнера. Лазерно-фосфорная технология поможет снизить общую стоимость владения проекторами Vivitek и даст партнерам возможность устанавливать такие устройства в более сложных инсталляциях. В свою очередь, герметичный оптический тракт Vivitek гарантирует стабильную долгосрочную работу проектора, увеличение его жизненного цикла, что гарантирует конечному потребителю надежность сделанных им инвестиций.

Максим Андрющенко уверен, что активное применение встроенных android-плееров, которое продемонстрировали Philips, ViewSonic, Panasonic и другие компании, прочно закрепится в сегменте Digital Signage.

«Сегодня активно развивается рынок Huddle Room — небольших помещений для переговоров для нескольких человек, где устанавливается минимум оборудования при максимуме эффективности. Пользователь может прийти со своим ноутбуком, подключиться к системе и демонстрировать на большом экране необходимый мультимедийный контент, проводить сеансы конференц-связи, используя привычные приложения типа Skype, общий большой экран, динамики и микрофон, — отмечает Татьяна Кривая, руководитель отдела маркетинга ООО „Хай-Тек Медиа“. — Как раз для переговорных помещений компания Shure выпускает P300 — процессор с питанием по POE, позволяющий подключить микрофоны или пульты конференц-системы и тонко настраивать звучание, добиваясь наивысшего качества звука. Это небольшое устройство легко размещается за телевизором».

Она добавила, что каждый год производители видеосистем удивляют новыми разработками, обеспечивая еще более яркое и четкое изображение, корпуса дисплеев становятся тоньше, а диагонали больше. В частности, компания Sharp представила видеопанели с диагоналями 70, 80 и 90 дюймов, которые смогут конкурировать с проекционным оборудованием, традиционно устанавливаемым в небольших помещениях. Hitachi выходит на рынок с революционной проекционной светодиодной технологией, изображение с LED-проекторов впечатляет яркостью и насыщенностью. «Технологии усложняются, но облегчается их использование — интуитивно-понятные пользовательские интерфейсы облегчают точную настройку сложных видео- и звуковых комплексов, предоставляя интеграторам больше возможностей», — констатировала Татьяна Кривая.

Леонид Мизюльченков подчеркивает, что дисплеи с разрешением 4K UHD становятся массовым продуктом, даже при том, что сохраняется проблема соответствующего контента.

Он подчеркивает, что сенсорные дисплеи с разрешением 4K UHD — это качественно новый уровень для Digital Signage в рекламе и розничной торговле. В отличие от обычной «цифровой вывески», пользователь, по словам Мизюльченкова, смотрит на интерактивный дисплей с расстояния вытянутой руки, поэтому к качеству изображения особые требования.

«Светодиодные экраны укрепляют свои позиции. Производителей с каждым годом становится все больше, а шаг пикселей — меньше. Компания Leyard на своем стенде показала LED-дисплей с шагом 0,7 мм, даже при близком рассмотрении картинка выглядит цельной. Увлекает и модульность светодиодных экранов — сегодня можно собрать поверхность практически любой формы. Это открывает интересные перспективы для создания сложных мультимедийных арт-решений, которые в последнее время набирают популярность, — комментирует Евгений Чуруксаев. — Также ISE 2017 отчетливо показала, что все экспоненты уходят от демонстрации оборудования как такового и стремятся предъявить законченные решения, сфокусированные на конкретном сегменте рынка — ритейл, культура, образование и т. п. Если раньше можно было видеть множество примеров, направленных на демонстрацию превосходства одной модели проектора над другой в плане разрешения, светового потока, качества картинки, то теперь с применением этих проекторов делаются целые инсталляции (купольные проекции, видеомаппинг, рирпроекция и т. п.)».

Павел Красников не отрицает, что ISE — «смотровая площадка» новых технологий, причем многие из них так и остаются в рамках выставочных прототипов. «Особенностью экспозиции нашего стенда в этом году можно назвать именно ставку на решения, которые либо уже запущены, либо это произойдет в ближайшее время, — заметил он. — Здесь в первую очередь хотелось бы обратить внимание на инновационную технологию дисплеев на квантовых точках (QLED), за которой, на наш взгляд, большое будущее».

KVM-системы по-прежнему актуальны и эффективны

Одной из новинок, привлекших внимание посетителей ISE 2017, стал матричный KVM-переключатель ControlCenter-Compact компании Guntermann & Drunck (G&D). Напомним, что с помощью матричных KVM- переключателей пользователи могут управлять множеством компьютеров с одного или нескольких удаленных рабочих мест. ControlCenter-Compact доступен в шести вариантах, предоставляющих от 8 до 80 динамических портов, которые могут выступать в качестве входа или выхода. Устройство совместимо с другими матричными решениями компании (DVICenter и ControlCenter-Digital), что позволяет добавлять новые системы в уже существующую инфраструктуру. Благодаря модели с поддержкой обоих типов кабелей (CATx и оптики) пользователь может выбрать наиболее подходящий ему вариант. Как и другие решения G&D, ControlCenter-Compact повышает надежность систем благодаря поддержке функции screen-freeze и резервного источника питания. Также в новинке реализованы уже известные по другим устройствам производителя возможности: функция CrossDisplay-Switching для быстрого и удобного переключения с помощью мыши и push-get — для командной работы над одним контентом.

Guntermann & Drunck продемонстрировала также новые KVM-over-IP системы. Новинка DP1.2-Vision-XG представляет собой эффективный KVM-удлинитель, обеспечивающий передачу компьютерных сигналов на расстояние до 10 тыс. метров. Одной из главных особенностей решения можно считать возможность передачи видеосигналов 4K или 8K с частотой 60 Гц. 8K-сигналы предаются по четырем каналам DisplayPort без задержки. Для того чтобы обеспечить необходимую пропускную способность при передаче несжатых сигналов DisplayPort, клавиатуры, мыши, RS232, USB 2.0 и аудио, применяется оптоволоконный кабель.

В том, что касается стоимости систем, кабели CATx имеют несомненное преимущество. В то же время они обеспечивают меньшую пропускную способность и требуют сжатия сигналов. Новый KVM-удлинитель DP-Vision1.2 разработан с учетом всех требований и обеспечивает передачу сигналов по оптике на расстояние до 10 тыс. метров или по кабелю CATx на расстояние до 140 метров. Предложенный G&D метод сжатия HDIP (Level 3) находится на финальном этапе разработки. По утверждению компании, этот метод обеспечивает передачу сигналов в формате 4K@60 Гц без потерь.

Официальный дистрибьютор оборудования Guntermann & Drunck в России — компания «Ай Эм Эс» (Interactive Multimedia Solutions).

Спецпроект

По мнению специалистов компании Sony, внимание заслуживает внедрение таких технологий в массы, как HDR (High Dynamic Range), HFR (High Frame Rate) и 4K. На выставке ISE 2017 представленное вендором оборудование в полной мере раскрывает возможности данных технологий. Например, видеостена CLEDIS поддерживает сразу все три технологии одновременно, благодаря чему изображение на экране поражает своим качеством не только обычных пользователей, но и искушенных профессионалов. Также в Sony акцентируют внимание на смене парадигмы подключения видео/аудио сигналов. Скоро не будет, или будет сведено к минимуму количество привычных коаксиальных линий. В качестве транспорта для передачи сигналов будет использовать витая пара (Cat5 и др.), либо оптика, по которой будут передаваться сигналы одновременно в обе стороны и в различном количестве в зависимости от пропускной способности. Например, по одной линии 10G возможна передача двух или более видеосигналов, а это не только упрощает подключение, но и значительно уменьшает количество требуемых кабелей. Уже сейчас существует ряд технологических стандартов, и в Sony ожидают появления единого индустриального стандарта в ближайшее время. Определенно, это приведет к новому витку и буму в сфере мультимедиа и ТВ.

Christie разрабатывает продукцию, ориентируясь на запросы рынка. По словам Сергея Дудникова, сейчас компания продолжает расширять ассортимент 3DLP-проекторов с базовым разрешением 4К. Если говорить о развитии технологий LED, то появление новинок — прямое отражение намерения Christie производить устройства с разрешением Full HD, 4К и 8К. «У специалистов традиционно вызывает интерес комплексность решений. На ISE мы впервые показали систему Christie Mystique, — подчеркнул Дудников. — Она упрощает работу над масштабными проектами, использующими технологии визуализации. В комплекс Christie Mystique входят ПО, оборудование и спектр услуг — все, что опытные специалисты компании Christie могут предоставить системным интеграторам для реализации самых разнообразных проектов: простой демонстрации видео на плоских экранах, проекционного маппинга на спортивных мероприятиях, кинотеатров со сверхбольшими купольными экранами и тематических парков аттракционов».

В компании Optoma уверены, что будущее — за лазерными и гибридными источниками света. Недавно в линейке этого вендора появилась модель ZU510T как раз на базе лазерного источника света, который обеспечивает максимальную яркость 5500 ANSI-люмен. Сейчас цена подобных аппаратов достаточно велика, но со временем она должна снизиться. По оценкам специалистов, в перспективе такие устройства вытеснят ламповые. Пока они появились в верхнем ценовом диапазоне, но постепенно займут место и в более доступных категориях.

Партнер обзора — компания DIGIS