В последнем номере за 2015 г. редакция CRN/RE по традиции подводила итоги ИТ-года. Компания «Новые облачные технологии», работавшая на рынке всего второй год, стала победителем в номинации «Заявка года». Тогда специалисты фирмы заканчивали бета-тестирование созданного «с нуля» полнофункционального пакета «МойОфис». По заявлению представителей НОТ, в 2016 г. пакет должен был стать полноценным массовым продуктом, ориентированным на корпоративного клиента. Планировалось начать его продвижение через сформированную партнерскую сеть на российский, а потом и на мировой рынки и к концу года получить первый миллион «install base» на компьютерах пользователей.
Продукт к тому моменту был востребованным, рынок офисных приложений, оцениваемый в 20 млрд. руб., казался понятным и предсказуемым, динамика продаж, которые согласно тогдашним планам должны были начаться с февраля, выглядела вполне определенно. Основными конкурентами могли стать Open Source-пакеты (OpenOffice, LibreOffice и т. д.), от которых «МойОфис» отличался широкими возможностями работы в облаках и поддержкой со стороны вендора и его партнерской сети. За счет меньшей стоимости российский офисный пакет теоретически мог конкурировать с Microsoft Office, но учитывая консервативность корпоративных заказчиков, в вероятность такого развития событий мало кто верил.
Однако жизнь внесла свои коррективы — реальные продажи стартовали позже намеченного срока, инициированный в середине лета бум импортозамещения, с одной стороны, сыграл «на руку» молодому вендору, с другой — потребовал от компании оперативно пересмотреть заранее разработанные планы. В результате год оказался динамичным, развитие пошло по неожиданным путям и привело к результатам, которые год назад даже представить было невозможно. Кто же мог предполагать, что главные конкуренты «МойОфис» практически перестанут развивать свое офисное ПО, а основным конкурирующим продуктом окажется Microsoft Office, пакет с несравненно более длительной историей, на развитие и продвижение которого корпорация тратит ресурсы, многократно превышающие возможности НОТ? Требования импортозамещения открывали новые возможности для внедрения линейки «МойОфис», но чтобы воспользоваться ими, вендору требовались дополнительные ресурсы, причем срочно.
Итак, посмотрим, как выполнила «заявку года-2015» компания «Новые облачные технологии».
«Миллионная» планка
Первого миллиона копий офисного пакета, которые вендор планировал поставить на российские компьютеры в 2016 г., судя по всему, достичь не удалось. Компания не называет установленного количества продуктов линейки «МойОфис», ссылаясь на объективные сложности с подсчетом, но официально объявленная выручка за прошлый год — 308 млн. руб. на поставках корпоративному сегменту и государственным структурам — вряд ли соответствует такому количеству инсталляций. Не похоже, чтобы стоимость лицензии для корпоративных пользователей составляла немногим более 300 рублей, — компания называла суммы на порядок больше.
Но достигнутый результат впечатляет, учитывая, что решения компании «Новые облачные технологии» в качестве готового продукта стали доступны только в марте прошлого года. На это указывают опрошенные нами участники рынка. Например, Кирилл Куницын, заместитель генерального директора компании «ЛАНИТ-Интеграция», оценивает выход НОТ на рынок офисных приложений как успешный. До этого времени и продукты существовали в варианте бета-версий, и партнерская сеть представляла собой набор предварительных соглашений, так как при отсутствии продукта она ничем иным быть не могла.
Куницын подчеркивает, что работа с клиентами состоит из ряда этапов, из-за чего процесс ознакомления с продуктами «МойОфис» оказывается достаточно длительным. «В связи с этим в 2016 г. большинство проектов были доведены максимум до уровня организации пилотной зоны», — отмечает Кирилл.
Об успехе прошлогоднего запуска продукта косвенно свидетельствуют и другие оценки. Александр Беляев, руководитель направления импортозамещения и ПО с открытым кодом в компании КРОК, называет выход на рынок продуктов линейки «МойОфис» одним из самых ярких кейсов в истории с импортозамещением. Такого же мнения придерживается Илья Енин, директор по развитию компании «Маском-Техлайн», расположенной в Хабаровске, — он вообще считает НОТ одним из лидеров российского рынка программного обеспечения.
Построение партнерской сети
Напомним, что компания «Новые облачные технологии» — традиционный вендор, она не ведет прямые продажи, а продвигает продукты только через партнерскую сеть. За неполные десять месяцев прошлого года была создана разветвленная партнерская структура, в которую, по заявлению Дмитрия Комиссарова, генерального директора компании, входят более 550 компаний. А авторизованными дистрибьюторами продукции «Новых облачных технологий» стали MONT, Axoft, Treolan, Merlion, «1С Дистрибуция».
Большое количество партнеров объясняется как высокой маркетинговой активностью НОТ, так и потенциальной востребованностью продукта. Последнее отмечают многие участники рынка. Например, Владимир Бобров, руководитель направления «МойОфис» департамента ИТ-аутсорсинга ГК «КОРУС Консалтинг», подчеркнул, что его компания сразу увидела интерес заказчиков к предложениям НОТ и поэтому стала одним из первых партнеров нового российского вендора.
По заявлению представителей НОТ, совместно с партнерами в 2016 г. компания развернула более 50 пилотных проектов по тестированию продуктов «МойОфис» в ряде государственных структур и у крупных корпоративных клиентов. Ключевыми заказчиками стали Департамент информационных технологий Москвы, Министерство коммуникации и связи Российской Федерации, Департамент информационных технологий Ленинградской области, ГАС Правосудие, «Ростелеком», Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), Башкирский госуниверситет и Министерство чрезвычайных ситуаций. Однако партнеры рисуют картину более любопытную и разнообразную.
«Одним из первых заказчиков продуктов „МойОфис“ была коммерческая компания Swed-Mobil, дилер Volvo в Санкт-Петербурге, — говорит Антон Рудевский, менеджер по развитию „МойОфис“ в компании Axoft. — Компании с распределенной ИТ-инфраструктурой было необходимо обеспечить своим сотрудникам бесперебойный доступ к общему хранилищу данных с любых устройств, для того чтобы они могли обрабатывать все типы документов, включая оформление данных по продажам и сделкам с клиентами». Но при этом Рудевский отмечает, что в основном продукты НОТ приобретают региональные подразделения госучреждений, которые быстрее принимают решения о развитии собственной ИТ-инфраструктуры, в то время как крупным государственным заказчикам на выбор программ требуется довольно много времени.
Владимир Бобров отмечает, что 90% заказчиков «МойОфис» — это органы государственной власти и компании с государственным участием, но также большую заинтересованность в продуктах «Новых облачных технологий» проявляют предприятия нефтегазового сектора и транспортные компании. Александр Беляев также отмечает, что среди компаний, рассматривающих внедрение решений «МойОфис», немало коммерческих заказчиков.
Илья Енин согласен с тем, что продукты НОТ востребованы у госпредприятий, а вот перспективы в коммерческом секторе называет туманными, справедливо подчеркивая сложность перехода с имеющихся решений на новую платформу, для чего у многих компаний пока нет достаточной мотивации.
Однако такой мотивацией может стать желание снизить расходы на приобретение и поддержание программного обеспечения, как отмечает Кирилл Куницын, напоминая, что решения линейки «МойОфис» обходятся заказчику заметно дешевле других распространенных программных продуктов данного класса.
Представители пресс-службы Merlion отмечают важность рублевого прайса у НОТ, что позволяет заказчикам не зависеть от ситуации на валютном рынке.
«Среди „пилотов“ — в основном заказчики из госсектора, — говорит Дмитрий Сорокин, руководитель направления „МойОфис“ в компании Softline, — федеральные и региональные органы государственной власти, муниципальные службы, высшие учебные заведения».
«Команда проекта сделала важную вещь, — подчеркивает он, — предложила рынку методологию ознакомления с их продуктом. Клиентам предлагают пройти несколько стадий знакомства, составить о нем собственное объективное мнение». Сорокин отмечает актуальность и работоспособность данной методологии, которая, по его словам, позволила Softline развернуть у клиентов более десятка пилотных проектов в только начавшемся 2017 г.
Особенности маркетинговой стратегии НОТ, которая позволяет партнерам эффективнее общаться с заказчиками, упоминают и другие опрошенные нами эксперты, особый акцент на этом сделал Александр Беляев.
Экспансия за границы РФ
С сентября прошлого года благодаря сотрудничеству с компаниями Axoft и MONT продукты «МойОфис» стали доступны клиентам из Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Также были заключены стратегические соглашения о сотрудничестве с дочерними предприятиями госкорпорации «Ростех», в рамках которых компания «Росинформэкспорт» начала пилотирование «МойОфис Стандартный» и «МойОфис Частное облако» для возможного дальнейшего продвижения на рынки других регионов.
Что касается выхода на мировой рынок, то по понятной причине в прошлом году это не было приоритетом для компании «Новые облачные технологии». С одной стороны, она изначально не скрывала глобальных амбиций, рассказывая о намерении выйти на рынки других регионов планеты под брендом Collabio. Но с другой стороны, появление в середине прошлого года документа «Об утверждении плана перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного программного обеспечения» и принятие новой нормативной базы изменило ситуацию на локальном рынке ПО, на который компания «Новые облачные технологии» бросила все силы.
Маркетинговые усилия были направлены на работу с предприятиями государственного сектора, в результате чего сроки начала активных действий в других секторах естественным образом сдвинулись. Выход на рынки Европы и Латинской Америки сдвинулся на второе полугодие 2017 г.
Запуск образовательных продуктов также перенесен — на апрель текущего года. Заметим, что по этому направлению работа велась и в прошлом году. Например, был развернут пилотный проект по переходу образовательных учреждений Республики Татарстан на «МойОфис Стандартный». В ходе пилота вырабатываются методические рекомендации, которые будут учтены в разработке новых массовых продуктов для образовательного сегмента. Но продвижение в учебные заведения не было приоритетным направлением в 2016 г., а в этом году ситуация изменится.
Технологическое партнерство и сертификация
Вендор развернул работу по интеграции программ «МойОфис» с системами электронного документооборота, которые широко используются в государственных и коммерческих организациях. В 2016 г. НОТ заключила договоры о технологическом партнерстве с ведущими производителями таких систем — ЭОС, DocsVision, «Практика», «Кодекс.Документооборот». Соглашение о сотрудничестве, подписанное с конструктором документов FreshDoc, позволит включить в поставку «МойОфис» шаблоны документов, разработанные как по ГОСТу, так и по корпоративным стандартам.
ФСТЭК России подтвердила, что «Новые облачные технологии» в состоянии обеспечить безопасную обработку конфиденциальной информации и в мае прошлого года выдала соответствующее разрешение на разработку средств защиты. В октябре НОТ получила лицензию ФСТЭК на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. В конце прошлого года компания успешно прошла проверку ФСБ России и уже в начале 2017 г. у нее появилась лицензия на разработку, производство, распространение шифровальных средств.
В настоящее время, по заявлению представителей компании «Новые облачные технологии», в финальной стадии оформления находится сертификат ФСТЭК на ПО «МойОфис Стандартный», активно ведутся работы по сертификации других решений линейки.
Наличие сертификатов и лицензий важно при продвижении продуктов «МойОфис» в сегмент заказчиков из государственного сектора, отметил Сорокин. Пресс-служба компании Melion, отвечая на вопросы CRN/RE, отметила наличие у продуктов «МойОфис» ряда преимуществ, позволяющих удовлетворить потребности российских заказчиков, в частности, речь идет о защите данных, как, например, локальном хранении и обработке документов в периметре компании.
Планы на 2017 г.
Количества компьютеров, на которых согласно планам наступившего года будет установлен «МойОфис», компания «Новые облачные технологии» предусмотрительно не называет.
Учитывая размеры созданной в прошлом году партнерской сети, количество госкомпаний и организаций, в которых были развернуты пилотные проекты, а также ожидаемый выход на рынок продуктов для системы образования, можно предположить, что «МойОфис» будет установлен более чем на миллионе компьютеров. Компания продолжит совместную работу с «Ростелекомом» по проекту внедрения решений «МойОфис» в Департаменте информационных технологий (ДИТ) Правительства Москвы. Как ранее сообщал Артем Ермолаев, глава ДИТ, государственные служащие столицы перейдут на «МойОфис Почта» до конца 2018 г.
Подчеркнем, что речь идет не только о традиционных ПК, но и о мобильных устройствах — с середины осени прошлого года мобильные приложения «МойОфис Документы» и «МойОфис Почта» бесплатно доступны частным пользователям в магазинах приложений Google Play и App Store.
В заявлениях представителей компании не звучат планы решительного количественного роста партнерской сети на домашнем рынке — напомним, что она уже включает в себя более 550 компаний, по-видимому, основные силы будут брошены на продвижение продуктов линейки «МойОфис» через совместные семинары, программы лояльности и другие формы маркетинговой активности, а также совместное разворачивание пилотных проектов для структур федеральной и региональной власти, государственных предприятий и учреждений системы образования. Также в планах заключение соглашений о технологических партнерствах и расширения портфеля SaaS-услуг на базе платформы «МойОфис».
Как уже отмечалось выше, в планах компании «Новые облачные технологии» — начало глобальной экспансии, которое запланировано на вторую половину наступившего года. Продажи продуктов по SaaS-модели должны начаться на латиноамериканском и европейском рынках, более детальной информации компания пока не предоставляет. Заметим, что ее российские партнеры высоко оценивают шансы на успех «МойОфис» на зарубежных рынках. Об этом говорит, в частности, Кирилл Куницын. В благоприятных перспективах продукта как на латиноамериканском, так и на азиатских рынках уверен и Рудевский. В Merlion считают, что важную роль в продвижении на глобальные рынки могут сыграть аспекты технологической независимости, безопасности и мобильности. Аналогичного мнения придерживается, например, Илья Енин, указывающий на быстрое совершенствование продуктов линейки «МойОфис» в соответствии с пожеланиями заказчиков и в русле современных технологических трендов.
«МойОфис» в контексте технологических трендов
Заметим, что пакет «МойОфис» уже превратился в нечто большее, чем набор из почтового сервиса и решений для работы с документами/таблицами/презентациями. Развивая основной продукт, компания создает и дополнительные, оказывающие существенное влияние на смежные направления ИТ-рынка.
В прошлом году вендор выложил для свободного использования комплект фирменных шрифтов XO_Fonts, которые являются неотъемлемой частью продуктов «МойОфис». Появление шрифтового комплекта можно рассматривать как важное событие, но на общие тенденции национального ИТ-рынка оно заметного влияния не окажет, тут куда важнее выход корпоративного мессенджера «МойОфис Логос», который состоялся в феврале 2017 г.
«„МойОфис“ — платформа для совместной работы с документами», — говорит Сорокин и подчеркивает, что за счет взаимной интеграции приложений и сервисов, входящих в состав пакета, пользователь получает существенно больше возможностей, чем могут предложить аналогичные офисные продукты в виде отдельных приложений.
Напомним, что «МойОфис Логос» — НОТ называет его «информационно-коммуникационный сервис быстрого обмена сообщениями» — позволяет сотрудникам предприятий общаться друг с другом, обмениваясь текстовыми сообщениями, участвуя в групповых дискуссиях и выполняя голосовые и видеозвонки/конференции. «МойОфис Логос» создавали для корпоративного пользователя, «затачивая» сервис на организацию эффективной совместной работы с документами и файлами внутри предприятия.
На наличие в пакете «МойОфис» корпоративного мессенджера «Логос», который обеспечивает более продуктивное взаимодействие между сотрудниками компании в части безопасного документооборота и коммуникаций, как на серьезное преимущество, указывает Бобров. С созданием «Логоса» компания «Новые облачные технологии» вышла на рынок решений для совместной работы, в сегмент новый и весьма перспективный.
Вместо заключения
Итак, одним из итогов года стал успешный выход на рынок линейки решений «МойОфис». Напомним, что компания «Новые облачные технологии» была создана в 2013 г. и отмеченному выше событию предшествовали много месяцев разработки платформо-независимого ядра, которое создавали «с нуля».
Вторым итогом, может быть, более важным, можно считать быстрое развитие линейки «МойОфис» как согласно пожеланиям заказчиков (это подчеркивают почти все опрошенные нами эксперты), так и в русле современных тенденций развития средств для групповой работы. С появлением «МойОфис Логос» продукты компании превратились в мощное средство работы с документами, а также для интегрированных коммуникаций (Unified communications, UC). Евгений Фенюшин, директор по продуктам компании «Новые облачные технологии», говорит, что «МойОфис Логос» можно использовать на разных этапах жизненного цикла документа — как при совместном редактировании, так и при согласовании и утверждении — однако UC-система не может и не должна подменять собой системы документооборота, она будет наиболее эффективна при интеграции с подобными решениями.
Заметим, что системы интегрированных коммуникаций позволяют заметно — до 30% — увеличить производительность групповой работы. Такие данные со ссылкой на опросы пользователей, восемь из десяти которых указали на это, приводит Бхавин Туракхия, создатель корпоративного мессенджера Flock.